Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №4»
Методическая разработка
Урок литературного чтения
в 3 классе
Обобщение знаний по теме «Люби живое» Кузьмина Ольга Ивановна
Учитель начальных классов
г. Амурск
2013
Автор урока (мероприятия, занятия)
| Кузьмина Ольга Ивановна
| Должность
| учитель начальных классов
| Образовательное учреждение
| КГКСКОУ СКОШ VII вида 4
| Республика/край
| Хабаровский край
| Город/поселение
| город Амурск
| Методическая информация
| Предмет
| Литературное чтение
| Класс
| 3 класс
| Тема урока (мероприятия, занятия)
| Обобщение знаний по теме: «Люби живое».
| Цель урока (мероприятия, занятия)
| Учащиеся повторят и обобщат произведения раздела
| Задачи урока (мероприятия, занятия)
| Коррекционно - образовательные – повторить и обобщить знания по теме; создать условия для формирования активной читательской позиции;
Коррекционно - развивающие - создать условия для развития мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), слуховой памяти, коммуникативных умений;
Коррекционно - воспитательные - создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать, воспитывать бережное отношение к живой природе.
| Используемые педагогические технологии, методы и приёмы
| Частично-поисковый метод,
информационно-коммуникационные технологии, технология работы в группе, работа с дополнительными источниками информации, здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
| Формы организации учебной деятельности
| Фронтальная
Групповая
| Планируемые результаты
| Умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, развивая внутреннюю экологическую культуру;
умение самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию;
делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации;
умение аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся;
умение работать в команде, сотрудничать с учителем и товарищами.
В ходе урока дети «добывают» знания по теме, используют знания, полученные на предыдущих уроках. На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, социальные, коммуникативные, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином общества.
| Образовательная программа, УМК
| Автор программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина под редакцией С.Г.Шевченко. УМК «Школа России»
| Учебник, автор, издательство, год
| Учебник «Литературное чтение»(2части). Москва «Просвещение» 2009 г.
| Тематический рубрикатор (раздел, № урока)
| Люби живое. Урок обобщающий, по счёту четырнадцатый.
| Используемые инструменты программного обеспечения Qwizdom WizTeach , интерактивная доска PolyVision
| Инструменты «рисование»: карандаш, ластик, линии, текст, курсор, линии, цвет, изображения.
Общие инструменты: движение предметов, удаление предметов в корзину, шторки, скриншоты, вставка таблицы, вставка звука, видео. Снимок экрана, запись экрана, конвертация видео в формат SWF, шторка, вставка фигуры, карандаш.
| Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
| Слайд № 1 (звучит запись оркестра П. Мориа «В мире животных»)
| Титульный слайд содержит название урока, темы, ОУ, Ф.И.О. автора.
Цель: развитие коммуникативных отношений, доброжелательного отношения друг к другу, снятие агрессии, настрой на урок.
Дети становятся парами и играют в игру «Ручеёк» выбирают пару и проходят через строй детей, остальные учащиеся поглаживают по плечам, рукам и подбадривают, желают удачи на уроке.
| 1. Организационный момент.
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала
Слайд № 2
Карточка для учащегося
| Цель: Самостоятельно определить свои ожидания, узнать ожидания других участников.
- Мы заканчиваем изучать тему «Люби живое», прочитали много произведений о животных и их повадках.
- Какие задачи вы поставите перед собой?
(Обобщить и закрепить пройденный материал, сравнить произведения, отвечать на вопросы, выявить общее).
- А теперь каждый из вас подумает, как он знает тему «Люби живое». «Знаю не очень хорошо», «знаю хорошо», « знаю отлично»).
- Посади на брёвнышко героев рассказов по теме раздела «Люби живое». Учащиеся выходят к интерактивной доске, выбирают животное и при помощи мыши соединяют нужных героев рассказов с брёвнышком.
Цель: сравнение особенностей художественных и научно-познавательных текстов, проверка домашнего задания, выполненного раньше с целью оценивания ученика.
1.Индивидуальная работа по карточке
( один ученик).
- Внимательно прочитай и восстанови текст, вставляя слова.
Художественные рассказы создают (писатели). В своих произведениях они изображают картины природы, жизнь людей с помощью (слова). Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстов. В этих рассказах учёные описывают (явления природы) на конкретных примерах.
2. Группа под руководством Нади работает по атласу-определителю.
- Найти материал о птицах из рассказа В.Бианки (чайка, сорокопут-жулан, рыболов-скопа). Цель: учить работать самостоятельно с дополнительными источниками информации для составления кроссворда по теме «Птицы» на следующих уроках.
| 3. Этап актуализации знаний
Слайд № 3
(звучит запись звуков природы, запись «Кто чем поёт?»)
Слайд № 4 (из архива вынимается аудиозапись голоса учителя о В.Бианки)
| Цель: выявить знания детей по изученной теме; активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, развитие слуховой памяти, формирование первоначальных исследовательских навыков.
- Как называется рассказ, который начинается со слов: Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестрёнка прилаживала паруса тряпочкой. («Мышонок Пик». В.Бианки).
- Чему хочет научить В.Бианки своих читателей?
- О каких птицах рассказывает писатель?
- Расскажи о птице по плану:
- внешний вид птички;
- опиши части: туловище, голову, грудку, спинку;
- характер птицы.
Дети читают выборочно. В это время включается запись звуков природы, затем аудиозапись «Кто чем поёт», дети слушают.
- Расскажите, кто чем поёт? (лягушка набирает воздух, аист клювом, цапля водой, дятел – дерево, жук-усач – писк, шмель – на лужайке, саранча – лапки и крылья, бекас – хвостом).
2группа под руководством Наташи уже приготовили кроссворд, дети отгадывают кроссворд и записывают ответы на ватмане.
Как называются животные, у которых жил листопадничек? (бобры)
Кличка главного героя – путешественника В.Бианки (Пик)
Как по - другому называют сибирские охотники капалуху? (глухарка)
О какой ягоде идёт речь в рассказе «Капалуха»? (черника)
Кто хотел съесть мышонка в рассказе В.Бианки? (лягушка)
Кто написал книгу про обезьянку? (Б.Житков)
-Что общего между этими произведениями? (Содержат познавательную информацию о жизни животных).
-Что общего в произведениях В.Белова и В. Астафьева? Сравните поведение Мальки и капалухи (они самоотверженные мамы, способные защищать своё потомство, выборочное чтение).
- Прочитайте появившуюся фамилию в кроссворде (Бианки).
-Книги, которые он создал – особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются
научно-художественные книги для детей.
Учитель и дети расставляют произведения В.Бианки на книжные полочки.
- Назовите произведения раздела «Люби живое». Учащиеся называют книги и их авторов: М.Пришвин, И. Соколов-Микитов, В.Дуров, Б.Житков, В.Астафьев, В.Белов, В.Драгунский. Произведения: «Моя родина», «Листопадничек», «Наша Жучка», «Про обезьянку», «Капалуха», «Про Мальку», «Он живой и светится».
- Расскажите кратко понравившиеся рассказы.
| Физминутка
| Цель: реализация двигательной активности, коррекция пространственных отношений: влево вправо, вверх, вниз, здоровьесбережение.
- Встали, посмотрели налево, направо, вверх, вниз, по диагонали. Таким образом, выполнить 6 раз. Попрыгали на левой ноге 6 раз, столько же на правой, на двух ногах в 2 раза больше.
| Слайды № 5 (слайд вынимается из архива и вставляется на страницу)
Этап применения изученного
Практическая работа учащихся в тетради
| Цель: проверить усвоение материала, расширение кругозора учащихся, развитие исследовательских умений, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
- В каком рассказе встречался этот персонаж?
Пучеглазый, вытянутые ноги, голая кожа.
Страшные зубы, в когтях скопы.
Красивая птичка с розовой грудью, немного крупнее воробья, «соловей-разбойник».
Зелёный, живой, светится, лучше любого самосвала на свете.
Злой, царапучий, большой, как собака, кормили объедками, ничей, враг Яшки.
Название животного
| Группа животных
| Автор, название произведения
| Лягушка
| Земноводные
| В.Бианки «Мышонок Пик»
| Щука
| рыбы
| В.Бианки «Мышонок Пик»
| Сорокопут-жулан
| Птицы
| В.Бианки «Мышонок Пик»
| Светлячок
| Насекомые
| В.Драгунский «Он живой и светится»
| Кот
| Звери
| Б.Житков «Про обезьянку»
|
-Сравните произведения И.Соколова-Микитова и В.Бианки, что в них общего? (По жанру это сказки, герои отправляются путешествовать, Листопадничек – сам, Мышонок Пик – по злой воле детей).
-Что узнал во время путешествия Листопадничек?
- А что же пришлось пережить бедному Пику?
-Чему научился Пик во время путешествия?
- А теперь посчитайте ошибки и выставите отметки.
- Молодцы! Каждый получил заслуженную отметку!
Результат:
Дети совместно с учителем, с опорой на презентацию, проверяют правильность выполнения заданий, затем оценивают работы, без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3».
| 6.Рефлексия
Домашнее разноуровневое задание
| Цели и задачи:
Cравнение ожидаемых результатов с полученными отметками, подготовка к изучению новой темы «Весна»
- Ребята, сегодня на уроке вы хорошо поработали и получили отметки.
- А теперь вспомните свои желания в начале урока и сравните с отметками, которые получили.
- Наши желания и наши отметки совпадают?
- Те, кто думал, что знает отлично, но не получил «5», обязательно постараются в следующий раз.
- Посмотрите за окно, какое время года наступило? (весна, мы будем на следующих уроках читать стихи о весне). Дома выучите наизусть стихотворение о весне, или принесите стихи о весне.
- В гости к нам идёт весна, а вместе с ней новые знания!
| Слайд 6
7.Просмотр мультфильма по В.Бианки «Сова»
| - Вы хорошо отвечали на уроке, и я вам приготовила мультфильм по В.Бианки «Сова», посмотрите и ответьте на вопросы:
1. Что произойдёт, если Сова перестанет ловить мышей?
2. Какой вывод сделаете для себя из просмотренного мультфильма? (дружить, не ругаться, охранять природу, беречь птиц и животных).
| Слайд 7
8.Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| http://img2.labirint.ru/books/31202/big.jpg
http://www.ruslania.com/pictures/big/9785170687565.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5108/valenta-mog.4e/0_6098f_4318fb7_orig.jpg
http://www.coollady.ru/ris/birds/01.jpg
http://www.ardisbook.ru/catalog/authorimages/img_427_2.jpg
http://bio.1september.ru/2001/02/5.jpg
http://tfile.me/forum/viewtopic.php?t=293471
| Дополнительные сведения
Каждый этап урока направлен на включение учащихся в познавательный процесс на личностно–значимом уровне. Повышение мотивации и стимулирование к дальнейшей деятельности осуществлялось за счет доброжелательного отношения учителя к каждому воспитаннику класса и создание условий для комфортного обучения. Обучающиеся совместно с учителем делают выводы, анализируя информацию. Использование приёмов формирования ожиданий помогло обеспечить активность и заинтересованность детей, создать игровую ситуацию на занятии; способствовало развитию внимания, сделало детей более дисциплинированными и заинтересованными к процессу обучения. Данные методы строятся в основном на диалоге, общении в процессе взаимодействия, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Коррекционная работа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков, их социальную адаптацию. Соблюдались технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера, количество слайдов минимальное для детей с особыми образовательными потребностями, для исключения перегрузки. Дети были во время урока в движении, выходили к доске, пересаживались для работы в группе. Было проведено упражнение для снятия нагрузки с глаз и двигательной активности.
|
|