Скачать 44.48 Kb.
|
Использование ролевых игр на уроках иностранного языка в старших классах для активации коммуникативной компетенции учащихсяUsing role plays for improving the communicative skills of high school pupils at the lessons of English Елисеева Е.Е. ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) общеобразовательная школа–интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей, отделение профильных программ», г. Владивосток, Приморский край, Россия Eliseeva E. FSCEE Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES) secondary general education boarding school for gifted children department of the vocational secondary education programs, Vladivostok, Primorsk region, Russia В данной статье рассматриваются ролевые игры, как средство активизации коммуникативной компетенции учащихся в старших классах на уроках иностранного языка. The article describes the reasons of using role plays as one of the methods to improve the communicative skills of high school pupils at the lessons of English. It also gives examples of their usage. На современном этапе обучения иностранным языкам основной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся [1]. Овладевая данной компетенцией, учащиеся становятся конкурентно способными членами общества, так как могут понимать и использовать языковой материал в устной и письменной видах речи, в соответствии с ситуацией и целью общения. Обучение иностранному языку в старших классах направлено на совершенствование навыков коммуникативной компетенции. Согласно мнению многих методистов, ролевая игра и проектная методика являются эффективными формами активизации коммуникативной компетенции учащихся [2]. Я являюсь учителем старших классов и в своей работе я чаще всего использую ролевую игру, так как данная форма взаимодействия максимально приближена к реальной ситуации межличностного общения и соответствует возрастными психологическими особенностями учащихся старших классов. Мной были исследованы функции ролевой игры и ее классификация по исходной ситуации общения, так как данная информация раскрывает эффективность ролевой игры как средства активизации коммуникативной компетенции и важна для выбора учителем места и вида ролевой игры в учебном процессе. Ролевая игра компенсирует несоответствие потребностей учащихся их возможностям. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своей обычной деятельности и расширить ее. Таким образом, реализуется компенсаторная функция ролевой игры. Мотивационно–побудительная функция. Ролевая игра побуждает к межличностному общению, активизируя речемыслительные процессы учеников. Обучающая функция. Ролевая игра способствует развитию и совершенствованию речевых навыков и умений диалогической и монологической видов речи в ситуации межличностного общения. Воспитательная функция. Ролевая игра развивает навыки коллективного общения; активной деятельности; дисциплинированности; наблюдательности и внимательности. Ориентирующая функция Ролевая игра ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника; развивает умение контролировать свои поступки и давать объективную оценку поступкам других. В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Здесь я привела классификацию ролевых игр по исходной ситуации общения: умеренно-контролируемая, свободная, сценарная. а) Умеренно-контролируемая. 1. Программа проведения игры разрабатывается учителем; 2. Учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие; 3. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу. б) Свободная 1. Обстоятельства общения формулируются учителем; 2. учащиеся определяют тему общения, разрабатывают сценарий игры, подбирают соответствующий материал и производят поиск информации, используя рекомендуемую литературу. в) Сценарная Данная ролевая игра обычно используется при работе с художественными текстами. Учащиеся разрабатывают программу и сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы [3]. Все виды выше указанных ролевых игр, в старшем школьном возрасте, имеют имитационный характер познавательного содержания. Имитационная ролевая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности учащихся. Имитационные деловые игры соответствуют возрастным особенностям учащихся старших классов, профессиональной ориентации школьников, задачам их воспитания и всестороннего развития [4]. Рассмотрим примеры данных игр. Умеренно-контролируемая имитационная ролевая игра – «Лучший абитуриент» Описание: Учащиеся получают карточки с лексикой, например по теме профессии, способности и характер. Те, у которых карточки с профессией – консультанты, ищут идеального претендента на нее, задавая специальные вопросы о характере, интересах и умениях не называя указанную профессию. Другие ученики, абитуриенты, отвечают на вопросы. «Абитуриенты» не знают, какую им выбрать профессию. В результате консультант должен найти наиболее подходящего абитуриента и дать ему совет. Свободная имитационная ролевая игра − « Ярмарка высшего образования». Описание: Учитель распределяет роли: представители факультетов психологии, компьютерных технологий, финансовый менеджмент, ветеринарной медицины. Остальные учащиеся – абитуриенты, которые должны убедить, представителей в том, что они идеальные претенденты для получения образования по выбранной профессии. В ходе игры их могут убедить выбрать другую профессию. Важно заметить, что участвуя в ролевых играх, учащиеся осуществляют речевую практику максимально эффективно. Все участники совершенствуют навыки устной речи и навыки аудирования [2]. Литература 1. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях.. − М: Еврошкола, 2004. 2. Гальскова, Н.Д., Современная методика обученя иностранным языкам. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.-192 с. (Метод, биб-ка) 3. Матвеева, Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005 4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.,Просвещение, 1988г. |