Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________________________
«___» августа 2013 год
| Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №2
_____________________ Т.Н. Чукавина
«____» августа 2013 год
| Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Г. Чайковский Пермский край
Рабочая программа по информатике
Для 9 а,б класса (базовый уровень) на 2013 – 2014 учебный год
Учитель: Антропова Н. В., учитель информатики, I категория
Учебник: «Информатика и ИКТ. 9 класс», Н. Д. Угринович – Бином. Лаборатория знаний,2009 г.
Программа составлена на основании стандартов (согласно БУП 2004) и примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программа модифицирована
Учебник: Н.Д. Угринович, Информатика и ИКТ. 9 класс. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
Программа рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
правовые аспекты использования и защиты информации;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
области применения моделирования объектов и процессов
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
выполнять и строить простые алгоритмы;
представлять числа в различных системах счисления;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, использую нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базе данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Возможные типы уроков: изучение нового материала, урок - зачет, комбинированный, практическая работа, урок- практикум, обобщающий
Предусмотрено проведение 3 контрольных работ, 20 практических работ, 1 практикума.
Раздел
| Кол-во часов
| Тема урока
| Диагностические,
самостоятельные,
творческие,
контрольные работы
| Дидактический материал,
наглядность,
дополнительная литература
| Деятельность учащихся
| Базовые знания и умения учащихся по теме
| Примечание
| Дата (план/факт)
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
| 14
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Кодирование графической информации
|
| Проектор
|
| - знать формы представления графической информации;
- уметь создавать различные изображения с помощью прикладных программ;
- уметь создавать gif-анимации с помощью графических редакторов;
- редактировать и сохранять видеоинформацию
|
| 1нед.сент.
| 1
| Пространственная дискретизация
|
|
|
|
| 1нед.сент.
| 1
| Растровая и векторная графика
|
| Проектор
Карточки
|
|
| 2нед.сент.
| 1
| Интерфейс графических редакторов
|
| Проектор
Карточки
|
|
| 2нед.сент.
| 1
| Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
| Практическая работа
| проектор
| индивидуальная
|
| 3нед.сент.
| 1
| Работа с объектами в векторных графических редакторах
| Практическая работа
| Проектор
Карточки
| Работа в парах
|
| 3нед.сент.
| 1
| Создание чертежа в векторном графическом редакторе
| практикум
| Проектор, карточки
| Работа в парах
|
| 4нед.сент.
| 1
| Растровая и векторная анимация.
|
| Проектор,
|
|
| 4нед.сент.
| 1
| Создание GIF-анимации
|
| Проектор
| фронтальная
|
| 1нед.окт.
| 1
| Кодирование и обработка звуковой информации
|
| Проектор
|
|
| 1нед.окт.
| 1
| Захват и редактирование видео
|
| Проектор
| групповая
|
| 2нед.окт.
| 2
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Проектор, карточки
| Работа в парах
|
| 2нед.окт.
| 1
| Контрольная работа «Кодирование и обработка графической информации»
|
| карточки
| индивидуальная
|
| 3нед.окт.
| Кодирование и обработка текстовой информации
| 6
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Кодирование текстовой информации
| Практическая работа
|
| индивидуальная
| - знать прикладные программы для работы с текстовой информацией;
- уметь создавать, редактировать и сохранять текстовые документы с помощью прикладных программ;
- использовать полученные навыки работы с текстом в процессе обучения
|
| 3нед.окт.
| 1
| Создание и форматирование текстового документа.
|
|
|
|
| 4нед.окт.
| 1
| Создание и форматирование списков
|
| Проектор, задачник
| фронтальная
|
| 4нед.окт.
| 1
| Вставка в документ таблиц
| Практическая работа
| Проектор, задачник
| Работа в парах
|
| 2нед.нояб.
| 1
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
| Практическая работа
| Проектор, задачник
| Работа в парах
|
| 2нед.нояб.
| 1
| Практическая работа «Кодирование и обработка текстовой информации»
| Практическая работа
| карточки
| индивидуальная
|
| 3нед.нояб.
| Кодирование и обработка числовой информации
| 9
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
|
|
| фронтальная
| - знать интерфейс и принципы работы электронных таблиц;
- уметь осуществлять ввод данных в ЭТ;
- уметь производить расчеты с помощью ЭТ;
- уметь моделировать физические процессы с помощью ЭТ
|
| 3нед.нояб.
| 1
| Арифметические операции в позиционных системах счисления
| Практическая работа
| Проектор, задачник
| индивидуальная
|
| 4нед.нояб.
| 1
| Электронные таблицы. Основные типы данных.
|
| задачник
|
|
| 4нед.нояб.
| 1
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
|
|
|
|
| 1нед.дек.
| 1
| Встроенные функции
| Самостоятельная работа
|
| индивидуальная
|
| 1нед.дек.
| 1
| Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 2нед.дек.
| 1
| Сортировка и поиск данных в ЭТ
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 2нед.дек.
| 1
| Решение задач в ЭТ
|
| задачник
|
|
| 3нед.дек.
| 1
| Практическая работа «Кодирование и обработка числовой информации. Электронные таблицы»
| Практическая работа
|
| индивидуальная
|
| 3нед.дек.
| Информационные структуры и системы управления базами данных
| 6
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Табличная организация информации. Понятие «Базы данных» и «Системы управления базами данных»
|
| Проектор, карточки
|
| - иметь представление о базе данных как об информационном объекте;
- уметь осуществлять ввод и редактирование данных в БД;
- уметь составлять запросы и отчеты в БД;
- уметь организовывать набор данных с помощью БД
|
| 4нед.дек.
| 1
| Система управления базами данных Access
|
| Проектор, задачник
|
|
| 4нед.дек.
| 2
| Обработка данных в БД
| Практическая работа
| Проектор, задачник
| Работа в парах
|
| 2 нед. янв
| 1
| Решение задач в БД
|
| Проектор, задачник
| фронтальная
|
| 3нед.янв.
| 1
| Практическая работа «Информационные структуры и системы управления базами данных»
| Практическая работа
|
| индивидуальная
|
| 3нед.янв.
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
| 15
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Алгоритм и его формальное исполнение
|
|
|
| - знать понятие «алгоритм»;
-знать основные алгоритмические конструкции;
- знать интерфейс, принципы работы различных сред программирования;
- знать типы данных, используемые в различных средах программирования;
- уметь составлять простейшие алгоритмы для решения задач;
- уметь описывать все алгоритмические конструкции с помощью языка программирования;
- составлять программы для решения простых вычислительных задач
|
| 4нед.янв.
| 1
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования
|
|
|
|
| 4нед.янв.
| 1
| Переменные: тип, имя, значение
|
|
|
|
| 5нед.янв.
| 2
| Линейный алгоритм
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 5нед.янв.
1нед. фев.
| 2
| Условный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление»
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 1нед. фев. 2нед. фев.
| 2
| Условный алгоритм. Алгоритмическая структура «выбор»
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 2нед. фев. 3нед. фев.
| 1
| Циклический алгоритм. Алгоритмическая структура «Цикл»
|
|
| фронтальная
|
| 3нед. фев.
| 1
| Алгоритмическая структура «Цикл». Цикл со счетчиком
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 4нед. фев.
| 1
| Алгоритмическая структура «Цикл» цикл с условием
|
|
| фронтальная
|
| 4нед. фев.
| 1
| Функции и подпрограммы в языках объектно-ориентированного программирования
|
|
|
|
| 1нед. мар.
| 1
| Решение задач на языках объектно-ориентированного программирования
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 1нед. мар.
| 1
| Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования»
| Контрольная работа
|
| индивидуальная
|
| 2нед. мар.
| Моделирование и формализация
| 7
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Моделирование, формализация, визуализация
|
|
|
| - знать понятие «модель»;
- знать виды моделей и области их применения;
- уметь приводить примеры различных моделей;
- уметь строить и исследовать модели физических процессов с помощью прикладных программ
|
| 2нед. мар.
| 1
| Материальные и информационные модели
|
|
|
|
| 3нед. мар.
| 1
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
|
|
| фронтальная
|
| 3нед. мар.
| 1
| Построение и исследование физических моделей
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 1нед. апр.
| 1
| Приближенное значение уравнений
| Практическая работа
|
| Работа в парах
|
| 1нед. апр.
| 1
| Решение задач по теме «Моделирование и формализация»
|
|
|
|
| 2нед. апр.
| 1
| Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация»
| Контрольная работа
|
| индивидуальная
|
| 2нед. апр.
| Информатизация общества
| 9
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Информационное общество
|
|
|
| - знать понятия «информационное общество», «информационная культура» и уметь ими оперировать
|
| 3нед. апр.
| 2
| Информационная культура
|
|
|
|
| 3нед. апр. 4нед. апр.
| 2
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
|
|
|
|
| 4нед. апр. 5нед. апр.
| 1
| Правовая охрана программ и данных
|
|
|
|
| 5нед. апр.
| 1
| Правовая охрана информации
|
|
|
|
| 1нед. мая
| 1
| Защита личной информации
| Практическая работа
|
| индивидуальная
|
| 1нед. мая
| 1
| Контрольная работа по теме «Информатизация общества»
|
|
|
|
| 2нед. мая
|
| 2
| Повторение курса 9 класса
| Урок обобщения
|
|
|
|
| 3нед. мая
|
| 1
| Итоговое тестирование за 9 класс
|
|
| индивидуальная
|
|
| 3нед. мая
|
| 1
| Анализ теста
|
| карточки
|
|
|
| 4нед. мая
| ИТОГО: 70 ЧАСОВ
|
| Перечень литературы для учителя и учащихся.
1. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика. Базовый курс 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
3. Задачник практикум в 2 частях/ И.Г. Семакин – М.: Лаборатория Базовых знаний , 2001.
4. Н.В. Макарова, И.В. Волкова, Г.С. Николайчук. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория. – СПб.: Питер, 2006.
5. Н. И. Суворова. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгоритмы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
6. набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах
7. Информатика. 9 класс: Практикум/ И.А. Иванова. – Саратов: Лицей, 2004.
8. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8 – 9 классы/А.Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2005
9. Информатика. 8 – 9 классы: поурочные планы/ А.С. Федоров, А.А. Федорова. – Волгоград: Учитель, 2005.
10. Преподавание базового курса информатики в средней школе. /Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
11. Структурированный конспект базового курса./Семакин И.Г., Вараксин Г.С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
12. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. |