Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме «Особенности строения прокариотической клетки» (1ч.)
Тема
| Особенности строения прокариотической клетки.
| Цели
| Дидактическая цель:
Создание условий для формирования
понятий: о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; раскрыть особенности строения прокариотической клетки на примере бактериальной;
предметных умений: определение отличительных признаков прокариот, причин их разнообразия ;
способы деятельности: характеризовать и описывать особенности прокариотической клетки.
Образовательные: определять черты приспособленности прокариот к среде обитания; устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни прокариот; определять причины многообразия прокариот и формулировать характерные особенности прокариот при работе с различными источниками информации, изучить роль прокариот в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки познавательного интереса, работы с учебником и дополнительной литературой, навыки выделять главное сравнивать и делать обобщающие выводы.
Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с разными источниками информации, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи и самоконтроля, умение работать в команде.
Формировать УУД:
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение.
- коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других людей.
- познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
| Основные понятия
| Прокариоты, эукариоты, кольцевая хромосома, спорообразование.
| Межпредметные связи
| Химия, экология
| Организация пространства
| - наглядно-иллюстративные средства: учебник, энциклопедии «Мир вокруг нас», пособия.
- презентационные средства: презентация по теме «Строение прокариотической клетки».
| Ход урока
Этапы урока
| Учитель
| Учащиеся
| Формирование УУД
| Актуализация знаний. Постановка и формулирование учебной проблемы. I.Актуализация темы.
(Вызов.)
II. Изучение нового материала.
(Осмысление.)
| 1.Подумайте: какие клетки называют прокариотическими? Какие организмы относятся к прокариотам?
2. Что вы знаете о бактериях?
Занесем уже имеющиеся знания в первый столбец таблицы, а что хотели бы узнать – во второй.
Обсудите результаты в парах.
Прочитайте текст п.5.1 I абз. Используя прием «Тонкие и толстые вопросы», составьте схему, характеризующую места обитания бактерий.
«Тонкие» вопросы требуют воспроизведения знания материала (Кто? Что? Когда?);
«Толстые» вопросы – проблемные (дайте объяснение, почему ? а что будет, если…? почему вы считаете … ?).
Чтобы ответить на этот проблемный вопрос необходимо изучить литературу. Используя стратегию «Таблица - синтез» изучите информацию о строении бактериальной клетки (текст п.5.1)
-
Ключевые моменты текста (сообщения)
| На чем остановилось внимание?
| Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение таблицы и краткие выводы.
Заполнение таблицы ЗХУ графы «Узнал»
Возврат к поставленной вначале урока проблеме: какие главные приспособления позволили прокариотам освоить разнообразные среды обитания?
Предлагаю учащимся привести гипотезы по возникшему проблемному вопросу. Высказывания учащихся записываю на доске.
| Записывают тему урока.
Вспоминают: определение прокариотической клетки, и какие организмы к ним относятся.
Заполняют таблицу.
Составляют схему «Распространение бактерий на Земле». В ходе беседы формулируется проблемный вопрос - чем объясняется высокая приспособляемость бактерий к среде обитания?
Учащиеся читают текст, одновременно заполняя таблицу, для развития рефлексивного восприятия информации. Данный прием побуждает к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить учащимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом
Учащиеся комментируют и обсуждают таблицу.
-
| Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
3. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| Поиск решения.
| Работа с учебником и дополнительной литературой.
Задания для групп:
I группа. Рассмотрите рис.5.1. Ответьте на вопросы:
Какие органоиды имеются в строении бактериальной клетки?
Что собой представляет хромосома бактерии?
Где расположены рибосомы? II группа. Найдите в тексте ответы на вопросы:
Какие процессы снабжают бактерии энергией?
На какие группы разделились прокариоты по способу питания? Какие приспособления появились в связи с разнообразной пищей? (текст на стр. 138 – 139). III группа. Прочитайте III абз. на стр.136. Нарисуйте схемы форм бактериальных клеток.
IV группа. Как размножается бактериальная клетка? Что такое спорообразование у бактерий и его значение.
| Каждый вопрос задания обсуждается в группе, а результаты работы групп в виде схемы представлены в рабочих тетрадях учащихся, на доске.
Отвечают. Обобщают. Делают выводы по уроку.
|
| Вывод по поиску решения
| Вы можете ответить на проблемный вопрос урока?
| Формулируют вывод
|
| Самостоятельное применение знаний.
III. Подведение итогов урока.
(Рефлексия)
| Сравните строение клеток прокариот и эукариот.
Органоиды
клеток
| Эукариоты
| Прокариоты
| Кл. оболочка
| +
| +
| цитоплазма
| +
| +
| ядро
| +
| -
| митохондрии
| +
| -
| эпс
| +
| -
| рибосомы
| +
| +
| Комплекс Гольджи
| +
| -
|
Закончите таблицу «З.Х.У.» 3 столбец
|
| Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| Итог.
| Какая была проблема?
Выполнили ли задуманное?
Какое решение мы нашли в ходе обсуждения?
Как оцениваете свою работу?
| Обобщают, делают выводы по урокам.
Обсуждение.
Самоанализ, самооценка своей работы.
| Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
| Домашнее задание.
| Прочитать 5.1. Подготовить сообщение об использование прокариот в микробиологической промышленности.
|
|
| |