Скачать 213.18 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по технологии составлена с использованием нормативно-правовой базы.
(Приказ МОиНРФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Минюст №17783 от 22.12.2009.)
« Средняя общеобразовательная школа №95».
Учебно-методический комплект: - Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009. - Н.М.Конышева. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012. - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели: - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способностей ориентироваться в информации разного вида, - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий, - овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки соей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни, - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Учебник «Технология» построен на основе применения проектной деятельности. Работа в проекте дает возможность на уроке в процессе обсуждения задания рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, воспитывает умение уважительного отношения к иному мнению. Мотивация к учебной деятельности формируется более эффективно, если учащиеся видят важность результатов своего труда и труда других людей, поэтому большинство изделий, изготавливаемых ими на уроках, имеют практическое значение: подарки, украшения для класса или дома. Наличие заданий на составление композиций, оформление изделий, сочетание материалов формируют эстетический вкус учащихся, развивают цветовое восприятие, гармонию, художественный вкус. В 4 классе в технологической карте с целью формирования продуктивного навыка контроля, коррекции и оценивания вводятся графы: оценка качества выполнения изделия на каждом этапе и итоговая оценка. Четко прописанные алгоритмы выполнения работ способствуют формированию умения самостоятельно оценивать свою деятельность (раздел «План работы» — для каждого изделия). Алгоритм позволяет не только последовательно выполнять изделие, но и осуществлять рефлексию своей деятельности. Этому способствует совместная деятельность по реализации проектов: коллективные панно, изготовление подарков, изучение народных ремесел и др. В этих случаях «продукт» деятельности зависит от умения помочь друг другу, поделиться знаниями, проявить щедрость, уступить, найти выход из спорной ситуации. Организация проектной деятельности даёт учащимся возможность применить на уроках технологии знания, полученные при изучении других предметов, и, наоборот, использовать знания, полученные на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики, ИЗО на уроках технологии. Работа с природным материалом, использование литературных произведений как иллюстрации к видам деятельности, ознакомление с профессиями, чертежи, измерения, геометрические фигуры и др. Русский язык и литературное чтение. Работа с материалами уроков, текстами заданий, проектов позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования — развития устной и письменной речи учащихся. Все тексты, используемые на уроках технологии, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются. Окружающий мир. Работа с природными материалами, использование природных ресурсов, без которых не обходится ни одно производство, проблемы охраны природы, изучение этнокультурных традиций. Математика. Работа с геометрическими фигурами, телами, выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, построение элементарных алгоритмов. Изобразительное искусство. Использования правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Объём учебного времени составляет 68 часов. Распределение изучения тем программы 68 часа
При изучении технологии по учебникам «Технология» для 4 класса автора Конышевой Н.М. предоставляется возможность достижения учащимися следующих личностных результатов в соответствии с ФГОС. 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Предоставляется возможность достижения учащимися следующих метапредметных результатов в соответствии с ФГОС. 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формируются в процессе 1) изготовления изделий, 2) работы над проектами, 3) заполнения или самостоятельного создания технологических карт. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям 8. Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты в соответствии с ФГОС. 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Основные содержательные компоненты программы 4 класса:
–историческая значимость предметной среды - история ремёсел и их культурная сущность - отражение в бытовых вещах представлений о единстве мира вещей и мира природы - архитектурная и бытовая керамика - старинные техники плетения - изготовление украшений с использованием древней символики. 2. Традиции и современность: - развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях - творческое использование известных и новых форм работы - рукоделие в духе народных традиций - природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.
- изучение и освоение новых материалов, способов работы - ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами Основные задачи изучения курса: 1. Духовно – эмоциональное развитие личности: - формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой; - воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру; - формирование эстетического восприятия; - воспитание уважительного отношения к человеку – творцу. 2. Развитие творческих способностей. 3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи. 4. Расширение кругозора учащихся. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений. К концу 4 класса учащиеся должны знать: -вещи несут в себе историческую и культурную информацию - мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т.е. закономерно -наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре) -швы (петельный и «козлик») Иметь представление: -о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества -о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности) -о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей - о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы -об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов. Уметь: - выполнять швы (петельный и «козлик») -вязать крючком цепочку и простое полотно -работать с соломкой, мягким металлом, обрабатывать материалы соответствующим способом -выполнять сложные виды бумагопластики -выполнять изделия в техниках плетения и бисероплетения с опорой на народные традиции -выполнять окантовку картонных заготовок бумагой -творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных задач -читать простую технико-технологическую документацию, работать по ней -самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать её по образцу -выдвигать несложную проектную идею, создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, и практически воплощать мысленные идеи и преобразования -воплощать образный замысел в материале. Календарно – тематическое планирование.
Проектная деятельность (Уроки 59-66)
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Т.Б.№1 Общие правила техники безопасности. 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены. 3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами. Т.Б.№2 Правила обращения с ножницами. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Т.Б.№3 Правила работы с клеем. 1. С клеем работай только на подкладном листе. 2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью. 3. После работы вымой кисть и руки с мылом. Т.Б.№4 Правила обращения с иглами. 1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот. 2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку. 3. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте. 4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы. 5. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу. 6. Не применяй иглы вместо булавок. Т.Б.№5 Правила обращения с ножом. 1. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием. 2. Не работай тупым и неисправным ножом. 3. Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед. 4. Стопку бумаги и картон разрезай по фальцлинейке с высоким бортиком. 5. При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя. 6. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром. Т.Б.№6 Правила обращения с шилом. 1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом. 2. Используй шило только по назначению. 3. Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы. Т.Б. №7 Правила обращения с циркулем. 1. Храни циркуль в футляре. 2. Не держи циркуль ножками вверх. 3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон. 4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой. 5. После работы убирай циркуль в футляр. Учебно-методический комплект: Для учащихся: - Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009. - Н.М.Конышева. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012. Для учителя: - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003. |