Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 72.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер72.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: Рост численности и плотность популяций
Класс: 9

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Форма урока: интегрированный урок с применением метапредметных связей , ИКТ-технологии, технологии логического мышления.

Межпредметные связи: биология, география, физика, обществознание, математика, литература, информатика.

Цель: изучить рост численности и плотность популяции и уметь применять полученные знания на практике.

Задачи: 1) предметные: формирование и углубление у учащихся знаний о численности и плотности популяций, умений объяснять и применять эти знания при решении практических задач
2) метапредметные: расширение опыта деятельности учащихся на уроке экологии с применением знаний по математике, биологии, информатике
3)личностные: способствовать ориентации учащихся в содержании учебного материала, формулированию выводов и собственной точки зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультмедийная презентация, учебник Н.М.Черновой «Основы экологии», ресурсы ЦОР по экологии, персональные компьютеры (по мере возможности)
Ход урока 


Этап урок

Действия учителя

Действия учеников

Оборудование

Организационный этап.


Учитель: Тихо в школе, тихо в классе. Улыбнитесь, здравствуйте!

Психологический настрой на работу




Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель: рассмотрим два примера. У полевки экономки возрастная структура популяции за летний сезон постепенно усложняется. Сначала население состоит лишь из особей прошлого года рождения, затем добавляются молодые особи первого и второго поколения. К периоду появления 3 и 4 приплодов наступает половая зрелость у представителей первых двух. Осенью популяция состоит преимущественно из разновозрастных особей текущего года рождения, так как старшие к этому времени погибают.

В другом случае возникает относительно устойчивая структура популяции с длительным сосуществованием различных поколений. Индийские слоны достигают половой зрелости к 8-12 годам и живут до 60-70 лет. Самка рождает одного, реже двух слонят примерно раз в 4 года. В стаде обычно взрослые животные разного возраста составляют около 80%, молодняка – около 20%. О каких процессах, происходящих в популяции, идет речь?


Предполагаемые ответы учеников: о численности и плотности.


Слайд 2

Актуализация знаний.


Учитель: вот вы самостоятельно и вывели тему нашего урока «Рост численности и плотность популяций». Как вы думаете, на какие знания нужно опираться, чтобы успешно усвоить данную тему?


Предполагаемые ответы учеников: нам нужны знания о числе родившихся, умерших или погибших особей в популяции, а так же показатели миграции.


Работа в тетрадях (запись темы)

Учитель добавляет: еще нужны знания о скорости роста популяции, с чем мы сейчас познакомимся и научимся ее вычислять, пользуясь следующей иллюстрацией из коллекции ЦОР.








Первичное усвоение новых знаний.


Учитель: разбираем кривые роста популяции одного из видов амбарных жуков в пшенице. Характер кривой отражает основные законы роста популяций всех видов, от бактерий до человека, в среде с ограниченными ресурсами. При определенных условиях возможен интенсивный рост числа особей, что доказывают внезапные вспышки размножения и резкое увеличение численности отдельных видов.

Скорость роста популяции – изменение численности популяции в единицу времени. она может быть положительной, отрицательной и нулевой. Как вы думаете, от чего она зависит и что будет происходить в результате рождаемости и вселения других особей, что – при в результате смертности и выселения особей?


Предполагаемые ответы учеников: от показателей рождаемости, смертности, миграции. В результате рождаемости и вселения особей численность возрастает, смертности и выселения – уменьшается.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/274a6484-f6dd-4bfe-8075-de6f32a8d606/%5BBI9ZD_7-03%5D_%5BGR_04%5D.html


Учитель: различают абсолютную и удельную скорость роста популяции (или биотический потенциал вида), посмотрите на формулы в презентации и самостоятельно сделайте вывод, как их найти.


Предполагаемые ответы учеников:

- абсолютная скорость – dN /Ndt

- удельная скорость - dN/ Ndt


Слайд 4

Учитель: при отсутствии лимитирующих факторов среды удельная скорость роста популяции равна величине r, которая характеризует свойства самой популяции и называется удельной (врожденной ) скоростью популяции, или биотическим потенциалом вида.

r=dN/ndt или dN /dt=rN

Как вы думаете, величина биологического потенциала у всех видов одинаковая? Может ли оно реализоваться полностью?


Предполагаемые ответы учеников: нет, она отличается, потому что у разных животных разная численность рождаемость потомства (например, слон или муха). Поэтому биологический потенциал никогда полностью не может реализоваться.


Слайд 5,6,7,8,9

Учитель: действительно, в природе действует множество лимитирующих факторов, о которых вы уже знаете, поэтому величина биологического потенциала будет складываться как разность между рождаемостью и смертность. Подумайте и ответьте, при каких значениях величин b,d,r численность популяции будет сокращаться, увеличиваться или оставаться неизменной?


Предполагаемые ответы учеников:

-неизменной, когда b=d, r=0

-сокращаться, когда b
- увеличиваться, когда b>d, r>0


Слайд 10

Учитель: скорость роста может быть выражена в виде кривой роста популяции. Существует две основные модели роста популяции S-образная и J – образная. Обратимся к слайду и ответим на вопросы:

- что отражает каждая кривая;

- чем кривые отличаются друг от друга;

- что происходит с популяцией в том и другом случае.

Сделайте вывод.


Предполагаемые ответы учеников: S-образная кривая показывает рост, не зависящий от плотности популяций, J – образная кривая показывает рост, зависящий от плотности популяций (учитель добавляет, что первая кривая называется логистической, вторая – экспоненциальной).


Слайд 11

Первичная проверка понимания

дискуссия

Учитель: почему в природе никогда не наблюдается бесконечный рост численности организмов?


Предполагаемые ответы учеников: рано или поздно любая популяция столкнется с ограничениями, которые не позволят ей дальше расти, потому что любые ресурсы (пища, убежище и тд.) имеют определенные пределы.





Учитель: давайте поработаем с примерами и дополнительной информацией из учебника и найдем этому подтверждение.

Такие пределы называют емкостью среды. Вы их нашли из примеров.

Пользуясь этими же примерами и рисунками на слайде ответьте на вопрос, что происходит в популяциях разных видов при возрастании плотности?


Предполагаемые ответы учеников:

- внутривидовая конкуренция

- выселение части популяций на другие территории.


учебник на стр. 96-97

слайд 12,13.14

Первичная проверка понимания

Тестовое задание (разноуровневое)

Учитель: предлагаю задания разного уровня, вы должны выбрать сами, какое задание сможете выполнить


Выполняют согласно уровню знаний

Слайд 15

1 уровень-

http://narod.ru/disk/50829267001.70c13115e3504fee15b8d2790419bd4f/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.%201%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C.doc.html

2 уровень-

http://narod.ru/disk/50829566001.e94aff1fd9cb44e6dd9e96789ff0a23f/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%202.doc.html

3 уровень

http://narod.ru/disk/50829779001.924691a869520b8381a8fbca2d9ac687/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%203.doc.html


Первичное закрепление.

Работа в парах

Рассчитать плотность населения

- города, зная, что 300 человек живут на площади в 1000 кв.км.

- класса, численность своего класса и площадь классной комнаты

-своего дома


Работа в тетрадях



Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


§13, вопросы 1-3 после параграфа, стр.98 (для всех);

Продвинутый уровень – вопросы 1,2 в задании стр. 98


Запись в дневниках

Слайд 16

Рефлексия (подведение итогов занятия)








Слайд 17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск