Этап урок
| Действия учителя
| Действия учеников
| Оборудование
|
Организационный этап.
| Учитель: Тихо в школе, тихо в классе. Улыбнитесь, здравствуйте!
| Психологический настрой на работу
|
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| Учитель: рассмотрим два примера. У полевки экономки возрастная структура популяции за летний сезон постепенно усложняется. Сначала население состоит лишь из особей прошлого года рождения, затем добавляются молодые особи первого и второго поколения. К периоду появления 3 и 4 приплодов наступает половая зрелость у представителей первых двух. Осенью популяция состоит преимущественно из разновозрастных особей текущего года рождения, так как старшие к этому времени погибают.
В другом случае возникает относительно устойчивая структура популяции с длительным сосуществованием различных поколений. Индийские слоны достигают половой зрелости к 8-12 годам и живут до 60-70 лет. Самка рождает одного, реже двух слонят примерно раз в 4 года. В стаде обычно взрослые животные разного возраста составляют около 80%, молодняка – около 20%. О каких процессах, происходящих в популяции, идет речь?
| Предполагаемые ответы учеников: о численности и плотности.
| Слайд 2
|
Актуализация знаний.
| Учитель: вот вы самостоятельно и вывели тему нашего урока «Рост численности и плотность популяций». Как вы думаете, на какие знания нужно опираться, чтобы успешно усвоить данную тему?
| Предполагаемые ответы учеников: нам нужны знания о числе родившихся, умерших или погибших особей в популяции, а так же показатели миграции.
| Работа в тетрадях (запись темы)
|
Учитель добавляет: еще нужны знания о скорости роста популяции, с чем мы сейчас познакомимся и научимся ее вычислять, пользуясь следующей иллюстрацией из коллекции ЦОР.
|
|
|
Первичное усвоение новых знаний.
| Учитель: разбираем кривые роста популяции одного из видов амбарных жуков в пшенице. Характер кривой отражает основные законы роста популяций всех видов, от бактерий до человека, в среде с ограниченными ресурсами. При определенных условиях возможен интенсивный рост числа особей, что доказывают внезапные вспышки размножения и резкое увеличение численности отдельных видов.
Скорость роста популяции – изменение численности популяции в единицу времени. она может быть положительной, отрицательной и нулевой. Как вы думаете, от чего она зависит и что будет происходить в результате рождаемости и вселения других особей, что – при в результате смертности и выселения особей?
| Предполагаемые ответы учеников: от показателей рождаемости, смертности, миграции. В результате рождаемости и вселения особей численность возрастает, смертности и выселения – уменьшается.
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/274a6484-f6dd-4bfe-8075-de6f32a8d606/%5BBI9ZD_7-03%5D_%5BGR_04%5D.html
|
Учитель: различают абсолютную и удельную скорость роста популяции (или биотический потенциал вида), посмотрите на формулы в презентации и самостоятельно сделайте вывод, как их найти.
| Предполагаемые ответы учеников:
- абсолютная скорость – dN /Ndt
- удельная скорость - dN/ Ndt
| Слайд 4
|
Учитель: при отсутствии лимитирующих факторов среды удельная скорость роста популяции равна величине r, которая характеризует свойства самой популяции и называется удельной (врожденной ) скоростью популяции, или биотическим потенциалом вида.
r=dN/ndt или dN /dt=rN
Как вы думаете, величина биологического потенциала у всех видов одинаковая? Может ли оно реализоваться полностью?
| Предполагаемые ответы учеников: нет, она отличается, потому что у разных животных разная численность рождаемость потомства (например, слон или муха). Поэтому биологический потенциал никогда полностью не может реализоваться.
| Слайд 5,6,7,8,9
|
Учитель: действительно, в природе действует множество лимитирующих факторов, о которых вы уже знаете, поэтому величина биологического потенциала будет складываться как разность между рождаемостью и смертность. Подумайте и ответьте, при каких значениях величин b,d,r численность популяции будет сокращаться, увеличиваться или оставаться неизменной?
| Предполагаемые ответы учеников:
-неизменной, когда b=d, r=0
-сокращаться, когда b - увеличиваться, когда b>d, r>0
| Слайд 10
|
Учитель: скорость роста может быть выражена в виде кривой роста популяции. Существует две основные модели роста популяции S-образная и J – образная. Обратимся к слайду и ответим на вопросы:
- что отражает каждая кривая;
- чем кривые отличаются друг от друга;
- что происходит с популяцией в том и другом случае.
Сделайте вывод.
| Предполагаемые ответы учеников: S-образная кривая показывает рост, не зависящий от плотности популяций, J – образная кривая показывает рост, зависящий от плотности популяций (учитель добавляет, что первая кривая называется логистической, вторая – экспоненциальной).
| Слайд 11
|
Первичная проверка понимания
дискуссия
| Учитель: почему в природе никогда не наблюдается бесконечный рост численности организмов?
| Предполагаемые ответы учеников: рано или поздно любая популяция столкнется с ограничениями, которые не позволят ей дальше расти, потому что любые ресурсы (пища, убежище и тд.) имеют определенные пределы.
|
|
Учитель: давайте поработаем с примерами и дополнительной информацией из учебника и найдем этому подтверждение.
Такие пределы называют емкостью среды. Вы их нашли из примеров.
Пользуясь этими же примерами и рисунками на слайде ответьте на вопрос, что происходит в популяциях разных видов при возрастании плотности?
| Предполагаемые ответы учеников:
- внутривидовая конкуренция
- выселение части популяций на другие территории.
| учебник на стр. 96-97
слайд 12,13.14
|
Первичная проверка понимания
| Тестовое задание (разноуровневое)
Учитель: предлагаю задания разного уровня, вы должны выбрать сами, какое задание сможете выполнить
| Выполняют согласно уровню знаний
| Слайд 15
1 уровень-
http://narod.ru/disk/50829267001.70c13115e3504fee15b8d2790419bd4f/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.%201%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C.doc.html
2 уровень-
http://narod.ru/disk/50829566001.e94aff1fd9cb44e6dd9e96789ff0a23f/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%202.doc.html
3 уровень
http://narod.ru/disk/50829779001.924691a869520b8381a8fbca2d9ac687/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%203.doc.html
|
Первичное закрепление.
| Работа в парах
Рассчитать плотность населения
- города, зная, что 300 человек живут на площади в 1000 кв.км.
- класса, численность своего класса и площадь классной комнаты
-своего дома
| Работа в тетрадях
|
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| §13, вопросы 1-3 после параграфа, стр.98 (для всех);
Продвинутый уровень – вопросы 1,2 в задании стр. 98
| Запись в дневниках
| Слайд 16
|
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
|
| Слайд 17
|