Скачать 117.7 Kb.
|
Программа профориентационной работы. Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ Гимназия №23 г. Химки». Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории городского округа; в-третьих, важностью создания взаимодействия гимназии с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы. Цели:
Задачи: – Координация действий руководителей, педагогов, психолога по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории округа: – создание системы взаимодействия гимназии и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников. – скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методических объединений классных руководителей. Профориентационная деятельность гимназии осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом. Взаимодействие с предприятиями города (экскурсии, встречи с руководителями, шефами). Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества. Мероприятия: 1. Организация экскурсий на предприятия города: 2. Встречи школьников с шефами (рабочие, бригадиры) единый классный час по профориентации. 3. Экскурсии в ЦЗН г.Химки 4. Семинар-практикум для педагогов, направленный на разъяснение необходимости проведения работы по профориентации. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация). • Система работы с образовательными учреждениями города Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий. Мероприятия: 1. Посещение учебных профессиональных учреждений Подмосковья. 2. Участие в днях открытых дверей. • Система работы педагогов с выпускниками и школьниками Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению. Мероприятия: 1. В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности. 2. Проведение классных часов по теме: «Профессии Подмосковья». 3. Проведение экскурсий на предприятиях города 4. Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др. 5. Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе» 6. Игра-дискуссия «Кто нужен нашему городу?» • Информационное обеспечение профориентационной деятельности Мероприятия:
• Оценка эффективности профориентационной работы Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе Мероприятия: 1.Экспертиза планов воспитательной работы. 2.Экспертиза плана работы библиотеки. 3.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство. 4.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе. Диагностическая и развивающая линии проходят через все уровни профориентационной деятельности школы. Таких уровней четыре. У школьников младших классов (1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, факультативы, ОПТ, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности. 1 уровень. «Профессии моей семьи» 1-4 классы.
У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. 2 уровень. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.
У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. 3 уровень. «Мир профессий». 9 классы.
С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней. 4 уровень. «Я в мире профессий». 10-11 классы.
Профориентационные курсы. 1 уровень «Профессий много есть на свете…». Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
2уровень - учащиеся 5-8 классов. «»Я и профессии вокруг меня» Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
3 уровень -учащиеся 9 класса. Курс « «Моя профессиональная карьера» Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
4 уровень «Мой выбор» Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
|