План- конспект урока.
Перкова Ирина Леонидовна.
МБОУ лицей г. Уварово им. А.И.Данилова.
Учитель начальных классов.
Русский язык.
3 класс.
Тема урока: Непроизносимые согласные. Первый урок по теме.
Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях,1 часть (Т.Г.Рамзаева, Москва,Дрофа,2009 г.)
Цель урока: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи:
-ввести понятие «непроизносимые согласные»;
-научить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов;
-развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы, использовать словарный запас;
-способствовать развитию грамотной устной и письменной речи.
10. Предполагаемый результат.
Уметь: самостоятельно формулировать выводы по теме
«Непроизносимые согласные в корне слова».
Знать: составление алгоритма действий по правильному
написанию непроизносимых согласных.
11.Тип урока: изложение нового материала.
12.Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная.
13.Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки, ЭОР. Структура и ход урока.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1
| Мотивация
|
| Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Всё, что надо, под рукой!
| Учащиеся проверяют готовность к уроку.
| 3 мин.
| 2
| Актуализа-
ция и создание проблем-
ной ситуации.
| ЭОР № 1
| На доску вывешивается картинка солнышка.
-Что это?
-А когда светит солнце, то день бывает(вывешиваются карточки со словами) «со…це», «чуде…ный», «радо..ный».
-Какие буквы надо вставить в эти слова?(Учитель на доске фиксирует ответы детей)
Сонцечудестныйрадосный
Солнце чудесный радостный
-Получились разные варианты написания данных слов.
-Как же определить, какой из вариантов правильный?
-Какое затруднение возникло при написании этих слов?
-В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки в русском языке называются непроизносимыми.
-Какова тема нашего урока?
-Чему мы должны научиться на уроке?
| Солнце.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
-В этих словах неясно написание согласных звуков,которые пропадают. А мы знаем только правописание парных согласных.
-Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
-Научиться сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными.
-Научиться писать слова с непроизносимыми согласными.
| 7мин.
| 3
| Выход из проблемной ситуации.
| ЭОР №2
| -Сейчас вы объединитесь в группы по четыре человека и поработаете с карточками-помощниками.
-Но сначала вспомните, как вы будете работать в группах?
-Работаете по алгоритму, данному в карточке.
-Что вы заметили?
-Почему непроизносимый согласный стал слышаться чётко?
-Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова.
|
-Данные слова являются однокоренными.
-В первом столбике находятся слова, которые требуют проверки,т.к. в них не чётко слышатся непроизносимые согласные. Во втором столбике находятся проверочные слова,т.к. непроизносимые согласные в них слышатся чётко.
-После него стоит гласная буква.
| 8 мин.
| 4
| Физкульт-
минутка.
|
| Организует проведение физкультминутки.
| Выполняют упражнения.
| 3мин.
| 5
| Первичное закрепле-
ние. Создание ситуации успеха.
| ЭОР №3
ЭОР №4
| - Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?
Человек трудолюбивый – самый…
Тайна, … троим, уже нетайна.
… встанешь – мало сделаешь.
- Напишите эти слова в столбик.
- Прочитайте пословицы, которые получились.
- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.
- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?
- А какой выход из этого затруднения?
- Попробуем найти выход вместе.
- Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное слово и подписать его справа.
- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.
Показываю образец.
- Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.
- Откройте страницу 125 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.
- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.
| счастливый
известная
поздно
.
- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.
- Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?
- Подобрать проверочные слова.
счасТливый - счастье
позДно - опоздать
извесТная - известие
- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.
- Читают и делают выводы.
- Это только звуки «Л, Т, Д, В».
|
11 мин.
| 6
| Самостоятельная работа.
|
| - Напомним правила работы в группе.
Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.
- Запишите попарно эти слова.
- Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
Работа с учебником.
| Печальный-грустный
весёлый – радостный
здешний – местный
всадник – наездник
правдивый – честный
гневный – яростный
хмурая - ненастная
Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.
Выполняют упр.295
|
8 мин.
| 7
| Рефлексия.
|
| - Назовите ключевые слова урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке.
| - Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..
Отвечают.
- Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
| 3 мин.
| 8
| Итог урока.
|
| Объяснение домашнего задания. (упр.296)
|
| 2 мин.
| Приложение к плану-конспекту урока.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР. |