Скачать 46.63 Kb.
|
МБОУ «СОШ № 38 имени С. В. Кайгородова» город Ленинск-Кузнецкий Тема доклада «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса» Автор: Франк Ольга Егоровна, учитель русского языка и литературы Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Как много уже сказано о том, что же такое урок. Судить об этом могут только те, кто сам работал и работает в школе. Сколько теоретиков, не стоящих у доски с мелом, рассуждают о самой главной составляющей учебного процесса, где происходит передача знаний, но и не только. Хотя всё, что ребёнок слышит и узнаёт, - всё это знания. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новшества не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Очень правильно сказал об уроке В. А. Сухомлинский: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции». Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет лидером. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке, потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Учитель всегда должен принимать своих учеников такими, какие они есть. Любая точка зрения должна иметь место на уроке мудрого учителя. Повышение качества образования – одна из основных задач. Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан. Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования. Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся? Современный урок обязательно закладывает основания для будущего. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом. Как для учеников, так и для учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок будет таковым, если он идёт в ногу со временем, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Для меня современный урок – это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий, это возможность видеть каждого ученика и стараться максимально возможно использовать его потенциал, это урок, на котором происходит живое общение учителя и ученика, - это использование информационно-коммуникационных технологий. Никогда не забуду время, когда я начала работать в школе. Это было время, когда учителя старались проводить нетрадиционные уроки. Я тоже проводила такие уроки. Особенно были любимы мной и моими учениками уроки взаимообучения. К сожалению, сейчас нам не хватает времени на урок-путешествие, урок-деловая игра. Много времени уходит на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. Ученики наши превзошли своих учителей в компьютерной грамотности. Учитель обязан всегда совершенствовать свои знания, потому что современный урок может давать только современный учитель, увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность. Каждому учителю, если он хочет, чтобы его предмет был понятен, любим, необходимо принять как должное, нужно вести уроки в системе, ориентироваться на конечный результат. Результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока. Нельзя забывать о том, что современный урок должен развивать и воспитывать. Современный урок должен опираться на развитие творческих способностей обучающихся. Нужно учить не только запоминать готовые знания, но и пытаться находить вместе с учителем ответы на ранее неизвестное. На уроках взаимообучения это хорошо видно. Чтобы быть «учителем», ученик сам должен знать материал, суметь его объяснить. Нельзя забывать о том, что учитель обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Недостаточно делить учеников на сильных, средних и слабых. Необходимо при объяснении и демонстрации учитывать тип восприятия своих учеников, тип их мышления. Невозможно не согласиться со словами В. А. Сухомлинского: «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». Из всего выше сказанного следует то, что современный учитель должен научить учиться. Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. |