Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 61.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.03.2014
Размер61.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Библиотечные уроки школьного библиотекаря

«Читать – это еще ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чем главное дело.»

К.Д. Ушинский
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» оформила требования к выпускнику ОУ как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в современном обществе. Среди последних видное место занимает компетентность информационная.

Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы. Система образования должна давать учащимся необходимые знания об окружающем информационном пространстве, формировать информационную культуру и информационное мировоззрение, основанное на понимании роли информации и информационных процессов в жизни общества и каждого конкретного человека. Ошибочно думать, что тот, кто владеет компьютерными технологиями, имеет возможности и навыки нахождения информации в глобальной сети, обладает информационной культурой. Информационная культура проявляется в целостной ориентировке и умении поиска данных в источниках на различных носителях информации, в аналитико-синтетической обработке информации, умении использовать ее в своей профессиональной, учебной или самостоятельной деятельности, создании собственной интеллектуальной продукции. Но сейчас мы вправе говорить о дефиците знаний и умений в области информационной культуры учащихся общеобразовательных учреждений и связанной с этим их неспособности эффективно решать задачи информационного самообеспечения. Все это является закономерным с позиции отсутствия целенаправленной подготовки в этом направлении.

Основная роль в решении данной проблемы принадлежит школьным библиотекам, которые должны не только формировать политику информационной поддержки образовательного процесса, но и воспитывать независимого библиотечного пользователя. В условиях перехода к информационному обществу и информатизации образования особое внимание уделяется знанию компьютера и обучению работе с ним. При этом такой момент, как обучение умениям найти нужную информацию, провести аналитико–синтетическую обработку ее и успешно применить в своей практической деятельности, остается на втором плане. Но именно эти знания и умения широко используются в образовательном процессе и во многом определяют успешность в учебной деятельности учащихся. В современных условиях трудно говорить об образовательных программах по формированию информационной культуры личности. Если они где-то и введены в образовательный процесс, то только на экспериментальном уровне или носят не обязательный, а рекомендательный характер. Практически, вся работа по обучению учащихся основам информационной культуры традиционно лежит на плечах школьного библиотекаря. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:

  1. принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;

  • принцип преемственности;

  • последовательное усложнение при подаче материала уроков;

  • ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Предлагаемый материал поможет школьному библиотекарю провести библиотечный урок и вооружить учащихся необходимыми знаниями по информационной культуре, а также может быть использован при проведении интегрированных уроков совместно с учителями-предметниками. Но каждый урок должен соответствовать триединой задаче урока: образовательной, воспитательной, развивающей.

Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.

Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.

Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составления плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, определяющие всю логику будущего урока, определяется результативность занятия, т.е. необходимый объем знаний и навыков учащихся на выходе занятия, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.

Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.

Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.

Результативность урока зависит и от таких моментов как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).

Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному. Предлагаемый тематический план занятий по формированию информационной культуры не есть что-то обязательное, он носит, скорее всего, ориентировочный характер. В зависимости от конкретных условий, потребностей учащихся, от их опорных знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, раскрывая свой творческий потенциал и возможности.

Примерный тематический план проведения

библиотечных уроков


Класс


Тема занятия

1 кл

Первое посещение библиотеки

Правила и умение обращаться с книгой

Посвящение в читатели

2 кл.

Знакомство с библиотекой (экскурсия)

Строение книги. Элементы книги.

Газеты и журналы для детей

3 кл.

Структура книги.

Выбор книги в библиотеке.

Как читать книги.

4к.

Книга и ее создатели.

Справочная литература.

Каталог – компас в книжном море.

5кл.

Как построена книга.

Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог.

Записи о прочитанном. Дневник чтения, отзыв.

6 кл.

Выбор книг. Библиографические указатели.

Справочная литература. Энциклопедии. Справочники. Словари.

Периодические издания для младших подростков.

7 кл.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Книги и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении.

8 кл.

Книги по естественным наукам и технике для старших подростков.

Методы самостоятельной работы с литературой.

Периодические издания для старших подростков.

9 кл.

Критическая литература.

Творческий труд читателя – реферат, доклад, конспект.

Каталоги (традиционные и электронный). Каталожная карточка. Элементы библиографического описания.

10 кл.

Библиография и ее значение в жизни общества.

Библиотека как информационно-поисковая система. Каталоги и картотеки библиотек.

11 кл.

Создание вторичных документов. Основные приемы свертывания информации. Подготовка аннотаций, рецензий, отзывов на книгу.

Интернет как источник информации.

Технология подготовки доклада, реферата.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск