Скачать 61.88 Kb.
|
Библиотечные уроки школьного библиотекаря «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.» К.Д. Ушинский Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» оформила требования к выпускнику ОУ как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в современном обществе. Среди последних видное место занимает компетентность информационная. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы. Система образования должна давать учащимся необходимые знания об окружающем информационном пространстве, формировать информационную культуру и информационное мировоззрение, основанное на понимании роли информации и информационных процессов в жизни общества и каждого конкретного человека. Ошибочно думать, что тот, кто владеет компьютерными технологиями, имеет возможности и навыки нахождения информации в глобальной сети, обладает информационной культурой. Информационная культура проявляется в целостной ориентировке и умении поиска данных в источниках на различных носителях информации, в аналитико-синтетической обработке информации, умении использовать ее в своей профессиональной, учебной или самостоятельной деятельности, создании собственной интеллектуальной продукции. Но сейчас мы вправе говорить о дефиците знаний и умений в области информационной культуры учащихся общеобразовательных учреждений и связанной с этим их неспособности эффективно решать задачи информационного самообеспечения. Все это является закономерным с позиции отсутствия целенаправленной подготовки в этом направлении. Основная роль в решении данной проблемы принадлежит школьным библиотекам, которые должны не только формировать политику информационной поддержки образовательного процесса, но и воспитывать независимого библиотечного пользователя. В условиях перехода к информационному обществу и информатизации образования особое внимание уделяется знанию компьютера и обучению работе с ним. При этом такой момент, как обучение умениям найти нужную информацию, провести аналитико–синтетическую обработку ее и успешно применить в своей практической деятельности, остается на втором плане. Но именно эти знания и умения широко используются в образовательном процессе и во многом определяют успешность в учебной деятельности учащихся. В современных условиях трудно говорить об образовательных программах по формированию информационной культуры личности. Если они где-то и введены в образовательный процесс, то только на экспериментальном уровне или носят не обязательный, а рекомендательный характер. Практически, вся работа по обучению учащихся основам информационной культуры традиционно лежит на плечах школьного библиотекаря. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
Предлагаемый материал поможет школьному библиотекарю провести библиотечный урок и вооружить учащихся необходимыми знаниями по информационной культуре, а также может быть использован при проведении интегрированных уроков совместно с учителями-предметниками. Но каждый урок должен соответствовать триединой задаче урока: образовательной, воспитательной, развивающей. Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д. Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала. Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составления плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, определяющие всю логику будущего урока, определяется результативность занятия, т.е. необходимый объем знаний и навыков учащихся на выходе занятия, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока. Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание. Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия. Результативность урока зависит и от таких моментов как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.). Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному. Предлагаемый тематический план занятий по формированию информационной культуры не есть что-то обязательное, он носит, скорее всего, ориентировочный характер. В зависимости от конкретных условий, потребностей учащихся, от их опорных знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, раскрывая свой творческий потенциал и возможности. Примерный тематический план проведения библиотечных уроков
|