Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации06.03.2014
Размер1.37 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Информатика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Как работать с хрестоматией. Методические указания.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию одним из наиболее сложных является блок вопросов С. Одним из крупных заданий этого блока является анализ текста и ответы на вопросы к нему. Анализ выполнения этого задания на экзамене выпускниками разных лет показывает, что существуют значительные трудности, связанные с ответами на вопросы по тексту. На наш взгляд, это объясняется тем, что на уроках обществознания в школах и при самостоятельной подготовке абитуриентов этим заданиям не отводится должного внимания, и поэтому у них нет навыка работы с подобным материалом. Кроме того, невысокие результаты при ответах на вопросы по текстам можно объяснить и тем, что выпускники и абитуриенты не обладают широким кругозором и их лексический запас, к сожалению, небогат.

Так как предлагаемые на экзамене тексты являются фрагментами из монографий известных учёных, из учебных пособий для вузов, из законов, то главными трудностями становятся понимание текста, требующее владения обществоведческой терминологией, умение анализировать текст, применение знания курса обществознания для аргументации тех или иных позиций, использование собственного жизненного опыта для иллюстрации отдельных позиций текста. Практика показывает, что наиболее успешно выпускники и абитуриенты отвечают на первые два вопроса к тексту, так как они являются наиболее простыми и требуют, чаще всего, нахождения в тексте каких-либо предложений, фрагментов, определений. Значительно хуже результаты ответов не вопросы, где нужно показать глубину обществоведческих знаний, аргументировать какие-либо суждения, привести примеры.

Тексты, предлагаемые на экзамене, обладают, на наш взгляд, большим методическим потенциалом, который до сих пор в полной мере не использовался педагогами, так как у них, возможно, не было этих материалов в достаточном количестве и эти материалы не были систематизированы. Нам представляется, что экзаменационные тексты можно очень эффективно использовать на уроках обществознания в качестве дидактического материала для более глубокого изучения тех или иных вопросов, а также для отработки навыков работы с текстом и с вопросами к нему. Многие тексты помогают приобрести дополнительные знания курса, так как в них содержатся материалы, отсутствующие в школьном учебнике или в пособиях для абитуриентов. Кроме того, внимательное изучение текстов и постоянная работа с ними позволяет познакомиться с научным стилем изложения, что необходимо при отработке навыков написания эссе (задание С-8). Цитаты из текстов можно использовать в качестве аргументов при написании эссе, ссылаться на мнения авторов этих текстов, так как это известные учёные (например, классик социологии и политологии М.Вебер, автор теории социальной стратификации и мобильности П.А. Сорокин, автор известной монографии о тоталитаризме Ханна Арендт, великие философы И.А. Ильин, Б.Н. Чичерин, известный философ А.Г. Спиркин, крупные отечественные психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн и т.д.).

Имеющиеся пособия по подготовке к ЕГЭ содержат, в основном, тестовый материал, а также материалы для подготовки к ответам на теоретические вопросы блока С. Такой акцент, на наш взгляд, приводит к недооценке заданий, связанных с текстом, а количество вопросов в этой группе заданий – 4, то есть при качественных ответах на эти вопросы экзаменующийся может получить значительное количество баллов. В первичном подсчёте это составляет 10 баллов из 22 баллов, которые начисляются за все задания блока С, что составляет почти половину, от возможного идеального результата.

Данное издание содержит подборку текстов из КИМов по обществознанию за 2003-2007 годы. Тексты сгруппированы по разделам и темам обществоведческого курса. Размещение их в хрестоматии (один текст и вопросы к нему помещены на одной странице) позволяет использовать их на уроках в качестве раздаточного материала. Часто на вопросы, поставленные в каком-либо тексте можно найти ответы в других, близких по содержанию. Кроме того, внимательное и многократное изучение текстов позволит более качественно ответить и на вопросы, содержащиеся в блоках вопросов А и В КИМов.

В этой хрестоматии размещено 78 текстов и вопросов к ним. В начале книги помещён образец выполнения данного задания, то есть даются примерные ответы на вопросы по тексту и критерии оценки этих ответов. Ориентируясь на эти критерии, попробуйте проанализировать предложенные тексты и ответить на вопросы. При подготовке к экзамену целесообразно использовать учебники и учебные пособия, справочники, энциклопедии, словари, материалы сети Интернет и т.д. Одним из изданий, которое может помочь в работе является «Краткий словарь обществоведческих терминов» (автор – Терентьева Г.Г.), переизданный в 2008 году.

Хочется надеяться, что эта хрестоматия восполнит недостаток литературы по подготовке к ЕГЭ и поможет выпускникам и абитуриентам, особенно тем, кто окончил школу несколько лет назад и готовится к экзамену самостоятельно.

Образец выполнения заданий, связанных с анализом текста.

«Вмешательство в эволюцию живого – не единственное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, – речь идёт об информатизации. В конце ХХ столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» - научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретён свой термин – «гуманитарная интервенция». Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50-70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ, уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего».

(В.Садовничий)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ И ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА НИХ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ.

1. Какие два ключевых процесса современной цивилизации назвал автор?

ОТВЕТ: Должны быть названы следующие процессы:

1) вмешательство в эволюцию живого; 2) информатизация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Названы два процесса – 2 балла; назван один любой процесс – 1 балл;

ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.

ОТВЕТ: Могут быть указаны следующие последствия:

1) использование знаний для наращивания экономической мощи; 2) появление научных тайн, тщательно охраняемых корпорациями и государством; 3) развёртывание «гуманитарной интервенции»; 4) информационная революция.

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Названы три последствия – 2 балла; названы любые два последствия – 1 балл; Названо любое одно последствие, или ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

3. Какой прогноз развития человечества в XXI веке дал автор? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) прогноз, данный автором: «развитие человечества в XXI веке, скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы»;

2) пример, приведённый автором: какими бы хитроумными электронными системами ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания»;

3) собственный пример, допустим: сбои в снабжении электроэнергией мегаполисов (например, Москвы) вызывают транспортный коллапс.

Позиции 1) и 2) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Может быть приведён другой пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Даны авторский прогноз и пример, приведён собственный пример – 3 балла;

Даны авторский прогноз и пример, или дан авторский прогноз, приведён собственный пример, или приведены авторский и собственный примеры – 2 балла; дан авторский прогноз, или приведен авторский пример, или приведён собственный пример – 1 балл; ответ неправильный – 0 баллов.

4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) положительные последствия, например, контроль над открытиями и технологиями с трудно предсказуемыми последствиями применения; контроль над открытиями и технологиями, способными уничтожить жизнь на Земле;

2) отрицательные последствия, например, возможность сокрытия и последующего коммерческого использования открытий и технологий, способные победить неизлечимые пока болезни, продлить жизнь человека; возможность использования подобных тайн как средства навязывания политической воли.

Могут быть приведены другие положительные и отрицательные последствия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Приведены два положительных и два отрицательных последствия – 3 балла;

Приведены два положительных и одно отрицательное последствие, или одно положительное и два отрицательных последствия – 2 балла; приведены два положительных или два отрицательных последствия, или приведено по одному положительному и отрицательному последствию – 1 балл; приведено одно положительное или одно отрицательное последствие, или ответ неверный – 0 баллов. Максимальный балл – 3 балла.
ЛИЧНОСТЬ.
«Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у неё устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – всё это составляет внутренний (субъективный) мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в её внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Ещё один план существования личности составляет её духовное бытие. Разумеется, духовное бытие, духовность человека – предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, общностью людей или всем человечеством – всё это является факторами, обусловливающими жизненно важные выборы личности. Пространство духовного бытия – особое. И смысл бытия человечества, и смысл жизни отдельного человека не имеют эквивалентов в физических пространственных измерениях: эти явления одновременно принадлежат и внутреннему пространству личности, и её внешнему пространству, и пространству социума. Духовность у отдельной личности как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы её внутреннего мира, собственного мира, собственного представления о смысле жизни или желания обрести таковой».

(Л.В. Куликов)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. О каких трёх измерениях существования личности говорит автор?
2. Опираясь на текст документа, укажите любые два проявления взаимосвязи внешнего пространства личности и её внутреннего мира.
3. Привлекая знания курса, назовите любые три науки, которые изучают духовное бытие и духовность человека. Какие аспекты духовного бытия изучают названные науки?
4. Приведите три примера, подтверждающие или опровергающие любые три утверждения автора (по вашему выбору). Сначала запишите утверждение, а затем – соответствующий пример.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
«Структура личности постепенно складывается в процессе её социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека…

Структура личности включает… структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств…

Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, однако, всегда остаётся за социальной стороной личности – её мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами…

Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений – всё это характеристики личности, определяющие её мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закреплённых в образе жизни».

(Б.Г. Ананьев).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
1.Как сказывается и что включает в себя, по мнению автора, структура личности?
2. Какие основные стороны личности указаны в тексте? Как, по мнению автора, они связаны между собой?
3. Какие проявления социальной стороны личности названы в тексте? Проиллюстрируйте любые два из них на примере личности любого известного вам человека.
4. Что, по мнению автора, составляет характер личности? Опираясь на тест или собственные знания, приведите любые два примера проявления характера.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.
«Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности её предпосылкой, она является вместе с тем и её результатом… В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не всё психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону её психического облика. Некоторые акты в своём психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности

Поэтому особо встаёт вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врождённые особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. Но основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Это образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливается образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик личности».

(С.Л. Рубинштейн).
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
1. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из текса фразу, подтверждающую ваш ответ.
2. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Найдите в тексте два проявления этого влияния.
3. Что автор относит к психическим свойствам личности? Как происходит их становление? Укажите любые две особенности этого процесса.
4. Влияют ли, по мнению, С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Что пишет об этом автор? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие слова автора.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск