Республиканский семинар по информатике
«Компетентностно-ориентированный подход в системе подготовки учащихся в условиях полиязычия», НИШ г.Талдыкорган
Ли А.В, учитель математики
Ким Н.В., учитель информатики Межпредметная интеграция как условие формирования компетенции учащихся Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики – образует нераздельную основу современного образования.
А.П. Ершов Одной из основных стратегических задач современного образования является задача повышения его качества. Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в дальнейшем ее развитии. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания в других предметах. Основная причина этого заключается в том, что огромное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях.
Важной составляющей подготовки современного информационно-культурного человека является подготовка грамотного пользователя персонального компьютера. А грамотность пользователя определяется качеством владения пакетами прикладных программ. Знание возможностей популярного пакетаMicrosoftOffice, а также других пользовательских пакетов, являются лишь инструментарием, для которого необходимо конкретное применение. Этот факт приводит к необходимости интеграции предмета информатики с другими школьными предметами.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире.
Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Уроки информатики – это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста.
Мы хотим поделиться своим небольшим, но на наш взгляд, положительным опытом в проведении интегрированных уроков «информатика+математика» в 5, 7, 8 классах. Интегрированный урок обязан предполагать взаимопроникновение вдруг друга интегрируемых предметов. А для этого должно произойти согласование курсов. Только в этом случае от такого урока будет толк (в смысле интегрированности, т.е. видения учеником взаимосвязи). Поэтому в начале учебного года, проанализировав программы изучения математики и информатики в данных классах, А.В. и мной были определены темы, по которым можно было бы провести интегрированные уроки.
Программой информатики в этих классах предусмотрено изучение стандартных приложений Windows, офисных программ Word, Excel, PowerPoint и языка программирования Паскаль. Поэтому интеграция с математикой основывалась именно на этих программах.
Предлагаем Вашему вниманию несколько интегрированных заданий, которые были использованы нами на уроках.
Так, например, при изучении графического редактора Paint, учащимся 5-го класса было предложено ряд заданий следующего типа:
Видеоматериал.
Используя инструмент Прямоугольник, выдели соответствующим цветом лишнее в каждой строке.
Используя инструмент Выделение, перемести ответы к соответствующим примерам.
Используя инструмент Заливка, изобрази указанные дроби.
При изучении программы PowerPoint в 8 классе учащимся было предложено обобщить знания по геометрии. Дети готовили и представляли презентации по многоугольникам.
Также неплохо интегрируются темы «Программирование линейных алгоритмов» и «Расстояние между точками».
Учащимся на уроке было предложено решить несколько задач на составление программы на языке Паскаль.
Например.
По известным координатам вершин треугольника, найдите его стороны, периметр и площадь.
Даны координаты вершин треугольника АВС. Найдите медиануAD.
Наш опыт наглядно доказывает, что интеграция с информационными технологиями открывает широкие возможности для образовательного процесса: эффективный свободный доступ к самой разнообразной информации; возможность моделирования для проведения эксперимента; отработка определенных навыков и умений; контроль знаний; организация исследовательской деятельности обучающихся; повышение мотивации обучения; визуализация.
Предлагаю Вашему вниманию фрагменты интегрированных уроков.
Видеоматериал. |