Скачать 0.54 Mb.
|
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 330
Утверждаю Директор школы: Никитина Т.П. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №330 г. Москвы на период 2009 - 2013 год «Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы». (утверждена на собрании трудового коллектива 9 сентября 2009 года) Миссия школы: «От школы для всех - к школе для каждого». Москва, 2009 Оглавление
Основные разработчики программы: коллектив педагогов, выпускников, обучающихся и их родителей ГОУ СОШ № 330 Исполнители программы: • Администрация школы • Педагогический коллектив школы •Научно-методические объединения школы •Органы самоуправления школы (управляющий Совет, Ученический совет, Педагогический совет, родительский комитет школы) •Социальные партнеры школы Источники финансирования программы: • Текущее бюджетное финансирование. • Внебюджетные средства. Паспорт программы развития школы.
Нормативная база для разработки программы развития школы • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 ( в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12-Ф3, от 16.11.97 № 144-Ф3, от 20.07.2000, № 102-Ф3, от 07.08.2000 № 122-Ф3); •«Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) • Законодательство г. Москвы об образовании. Закон г. Москвы « О развитии образования в городе Москве (20 июня 2001 г., № 25) ( в редакции законов г. Москвы от 10 октября 2001 г., № 46, от 29 октября 2003г. № 63, от 22 декабря 2004 г. ,№ 91); Закон г. Москвы «Об общем образовании в городе Москве» (10 марта 2004г., № 14); •Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2008-2010г.г.; • Целевая программа Центрального административного округа г. Москвы на 2008-2010 г.г. «Образование как ресурс повышения качества жизни населения округа». 1. Информация о школе Краткая историческая справка. Средняя общеобразовательная школа № 330 – одна из старейших школ города Москвы, бывшая Елизаветинская гимназия. Школа создана в мае 1878 году как Дом воспитания сирот убиенных воинов в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., через 4 года при Доме воспитания была основана гимназия-пансион для девочек, лишившихся отцов, с 1886 года получившая имя «Елизаветинская гимназия» в честь великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой – высочайшей патронессы гимназии. В 1912 году Елизаветинская гимназия переехала в Большой Казённый переулок, дом 9, где для неё было выстроено здание по проекту архитектора И.И. Рерберга. В таком статусе школа просуществовала до 1917 года. В конце 1917 года Елизаветинская гимназия преобразовалась в трудовую школу № 64. С 1936 года - средняя общеобразовательная школа № 330. С 1962 года в школе существуют классы с углублённым изучением математики, с 1987 года - классы с углублённым изучением гуманитарных предметов, с 2002 года существует многопрофильное обучение в старшей школе (социально-гуманитарный, физико-математический и химико-биологический профили). В истории школы № 330 нашли своё отражение все наиболее яркие и интересные события 19-20 веков, не случайно девизом Музея истории школы является: «История страны – в истории школы». Гимназия, а затем и школа всегда славилась образованными и талантливыми педагогами. Но «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей…». Среди выпускников школы есть немало людей, которыми гордится страна: учёные (Келдыш Л.В.), артисты (Марецкая В., М.Корьюс, М Шубина, Л.Якубович), врачи (В. Шумаков), спортсмены (Степанов О., Булдаков И.), художники (Левенталь В.Я.), музыканты (Ойстрах И., Лядова Л.), писатели и поэты (Л.Ошанин, Порудоминский В., Никольский Н.) и многие другие. Вот уже без малого 130 лет школа открывает перед своими питомцами дорогу в большую жизнь, учителя год за годом дарят детям свой труд и знания. Бережно сохраняя традиции, школа учит детей, с ними учится сама, развиваясь и совершенствуясь. В настоящее время школа №330 осуществляет свою деятельность на основании нормативно - правовых документов: • Устава школы, принятого конференцией школы (протокол № 1 от 02.41.2000г.), зарегистрированного в Московской регистрационной палате Ю.05.2000 г. № 002.002.536, основной регистрационный № 103777739319485 от 30.01.2003; • лицензии ДОГМ (серия А, регистрационный №019395, выдана 11 января 2006, действительна до 11 января 2011); • свидетельства о государственной аккредитации (регистрационный № 006424 от 17.03.2006, срок действия - бессрочно). Учредителем школы является Московский Департамент образования. Вышестоящий орган управления образованием - Центральное окружное управление образования Школа имеет статус: Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 330. По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнями образовательных программ школа делится на 3 ступени (Приложение №1). 2. Анализ социального заказа на образовательные услуги. Прежде чем начинать разработку Программы развития школы и определение целей развития, в 2005-2006 были проведены маркетинговые исследования и опросы (анкетирование) родителей, учеников и учителей, кроме того, силами психолого-педагогической службы была организована и проведена деловая игра под условным названием «Социальный заказ», цель которой - понять, какие образовательные запросы существуют в родительской среде. Результаты представлены в виде таблицы. Таблица 1. Анализ работы школы и перспектив её развития.
По результатам социального опроса были выявлены следующие ожидания ориентированного на школу социума:
График 1. Социальный запрос профилей
Как мы можем удовлетворить запросы? Для ответа на данный вопрос школа начала активную работу по выработке стратегии развития совместно с факультетом психологии МГППУ. В результате начата экспериментальная деятельность по ранней предпрофильной подготовке и многопрофильному обучению детей в старшей школе, что было и есть наиболее актуально для сохранения контингента, определения ниши школы в области оказания образовательных услуг. В ходе этой работы были определены основные направления индивидуализации учебного процесса:
График 2.
График 3.
График 4.
3. Концепция развития школы Основным понятием концепции развития школы является понятие «индивидуализация образования». Под индивидуализацией образовательного процесса школа понимает:
В современном образовательном процессе все острее обозначается ряд противоречий. Их корни лежат в философии образования, которая была ориентирована на школьную мономодель и традиционный знаниевый характер содержания образования. Одной из причин складывающихся противоречий стало то, что содержание образования рассматривалось в отрыве от жизнедеятельности ребенка и индивидуальных особенностей его развития. Поворот к гуманизации и демократизации образования, формирование новой философии образования требуют разрешения ряда противоречий, сложившихся в теории и практике обучения и связанных с признанием необходимости индивидуального подхода к образовательному процессу. Это противоречия между:
В итоге складывалось и усиливалось противоречие между декларируемой свободой выбора содержания, и несвободой его осуществления в школьных условиях для самоопределения и саморазвития личности. Современное содержание образования должно обеспечивать:
В этих условиях современной школе приходится выбирать не только адекватный современным требованиям подход к содержанию образования, но и соответствующие этому подходу педагогические технологии, эффективность которых может проявиться только в адекватно организованной образовательной среде. Таким образом, задача индивидуализации образовательного процесса преобразуется в задачу определения школой подходов к содержанию образования, отбору педагогических технологий и принципов построения образовательной среды школы. В качестве подхода к содержанию образования наиболее адекватным представляется компетентностный подход, который содержит ряд важных отличий от знаниево-ориентированного. Они заключаются в том, что:
Достигнуть поставленных целей невозможно, опираясь только на учебную деятельность, поэтому модель, разрабатываемая в данной программе развития, предполагает взаимодействие и взаимопроникновение учебной и внеучебной деятельности, направленной как на определение каждым школьником поля будущего профессионального приложения, так и на самореализацию во время обучения. Возможности, представленные школой, позволяют детям найти приложение своих сил в дополнительном образовании, которое дает учащимся широкий спектр разнообразной внеучебной деятельности. Дополнительное образование, построенное по принципу творческих мастерских (фольклорный ансамбль, занятия ИЗО, хореографическая студия, кружок бисероплетения), учитывает рамки базового образовательного стандарта и обеспечивает основные «технологические» учебные курсы и программы (например: практические курсы прикладного искусства, музыкальной культуры, фольклора, современного и бального танца). Эти занятия помогают детям расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их творческую деятельность. Вся работа направлена на развитие их познавательных интересов и способностей. При этом обязательно используется дифференцированный подход к организации учебной деятельности и объединения, идет вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддерживаются талантливые и одаренные дети, а также вовлекаются дети из «группы риска». Важной частью концепции построения образовательного процесса в СОШ № 330 является социализация её учащихся, которая проводится по ряду основных направлений:
К ним можно отнести следующие компетенции: развитие таких качеств, как коммуникативность, конкурентоспособность, умение сотрудничать в большом коллективе, противостоять негативным влияниям социального характера, жить с людьми других культур и языков. Развитию этого направления способствуют:
В рамках данного направления в школе осуществляется предпрофильная и профильная подготовка, а также профессиональная ориентация учащихся через:
Она проводится в рамках системы патриотического воспитания и системы привития учащимся основных трудовых навыков, азов хозяйствования, а также в рамках развития форм участия школьников в управлении образовательным учреждением:
Таким образом, школа ведет разнообразную по формам образовательную деятельность, направленную на выявление индивидуальности каждого учащегося, но на момент принятия программы развития еще не сложилось целостное представление о социально-педагогических условиях этого процесса и не разработана комплексная модель индивидуализации образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы. В данной программе представлены цели и задачи, решение которых позволит упорядочить усилия предпринимаемые школой и создать на этой основе комплексное педагогическое сопровождение процесса развития индивидуальных особенностей каждого ученика. |