ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в
котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета
| Стаж работы в должности
|
Шевцова Светлана Вениаминовна
| МОУ лицей №48 350063 г. Краснодар, ул. Красноармейская, 2
| Учитель русского языка и литературы
| 21
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
| А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы».
|
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
| Применение информационных технологий на уроке литературы при изучении творчества А.Блока позволяет видоизменить весь процесс обучения. Интерактивный демонстрационный материал делает урок более современным, интересным и увлекательным.
|
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
| Использование информационных технологий помогает ненасильственно привлечь ученика к процессу познания, заинтересовать, пробудить желание к творчеству. Имеет место самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогает решить вопросы формирования общей коммуникативной компетентности.
|
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
| Применение ИКТ повышает эффективность обучения, улучшает организацию урока, повышает интерес учащихся к литературе, активизирует и развивает творческий потенциал и познавательную деятельность, совершенствует умение и навыки.
|
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
| Данный проект может реализоваться на любом уровне профессионализма с использование компьютера, мультимедийного проектора и экрана.
|
6. Результат изменений
| Использование информационных технологий при изучении поэзии А.Блока оказывает эффективное и продуктивное влияние на работу учеников. По итогам урока все ученики получают основные навыки анализа стихотворения. Результатом работы являются сочинения, в которых в полной мере отражается самостоятельное творческое мышление.
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| http://edu-reforma.ru/
15/12/2010
|
III. Педагогическое эссе. Описание инновационного опыта учителя
|
Анализ поэтического произведения вызывает затруднение не только у старшеклассников. Не поняв стихотворение, не прочувствовав, ученик не может правильно прочитать его, не говоря уже о литературном анализе. Для понятия лирического стихотворения нужна особая атмосфера, особый лирический настрой. Лицо поэта, история создания, образ возлюбленной – первый посыл к пониманию стихотворения. В моем уроке представлены слайды с изображением А.Блока и его жены Л.Менделеевой; церковь, где они венчались и которая, по словам автора, явилась поводом для создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» посвящено Л. Менделеевой. На уроке звучит живое слово профессионального чтеца Бориса Ветрова в сопровождении музыки Lloyd Webber. На фоне чтения проходят слайды с изображением Исаакиевского собора, где встретились Блок и Менделеева. Слушая стихотворение в особой атмосфере, понимаешь, насколько важна любовь в жизни человека, именно такая, как у Блока, нежная, чистая и идеальная, которая заставляет перенестись с земли на небо. Такое восприятие стихотворения пробуждает не только любовь к поэзии. Ученик испытывает потребность прочитать и другие стихотворения поэта, поразмышлять над ними. После первичных ассоциаций работа над стихотворением становится интересной и плодотворной.
Данная таблица для анализа стихотворения позволяет не только поделиться своими ассоциациями, возникшими при слушании текста, но и провести значительную работу над каждым словом, где имеет место самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
|
IY. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
| Актуальность данного урока очевидна. Использование информационных технологий показывает эффективное и продуктивное влияние на работу учеников. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся. Учащиеся вовлечены в самостоятельную поисковую, творческую работу. Урок отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Рыбакова Светлана Петровна, председатель МО учителей русского языка и литературы МОУ лицея № 48 тел. 8909-456-06-08 school48@kubannet.ru
г. Краснодар, ул. Седина, 110, кв.3 |