| Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №4»
Ангарского муниципального образования
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
«___»________2011 г УТВЕРЖДАЮ_______
Директор МОУ «СОШ № 4»
Приказ №___ от ________
РАССМОТРЕНО
Школьное МО учителей
Протокол №_______от
Руководитель МО ________
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
для 10 класса
(уровень: общеобразовательный)
Учитель: Прошина Лариса Николаевна
Квалификационная категория - 1
2011/2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35 часов за год.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ – 3 + вводный контроль, итоговый контроль.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Учебно-тематический план
-
№
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Информация и информационные процессы
| 10 ч
| 2
| Информационные технологии
| 10 ч
| 3
| Коммуникационные технологии
| 12 ч
| 4
| Повторение.
| 3
|
| Итого:
| 35
|
Календарно-тематический план
-
№ урока
| Дата
| Коррек-тировка
| Наименование раздела и тем Содержание материала
| Материал учебника
| Подгото-вка к ЕГЭ
|
|
|
| Информация и информационные процессы (10 ч)
| 1
| 7.09
|
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
| С. 7-11
| Задания А2, В1
| 2
| 14.09
|
| Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
| П. 1.1 с. 14-17
|
| 3
| 20.09
|
| Создание документов в текстовых редакторах.
| П. 1.1 с. 17-21
|
| 4
| 27.09
|
| Вводный контроль
|
|
| 5
| 4.10
|
| Форматирование документов в текстовых редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»
| П. 1.1 с. 21-28
|
| 6
| 11.10
|
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Перевод текста»
| П. 1.1 с. 28-31
|
| 7
| 18.10
|
| Кодирование графической информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»
| П. 1. 2 с. 36-39
| Задания А15
| 8
| 25.10
|
| Кодирование звуковой информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №5 «Редактирование звука»
| П. 1.3 с. 72-76
|
| 9
| 15.11
|
| Системы оптического распознавания текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»
| П. 1.1 с. 32-36
|
| 10
| 22.11
|
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
|
|
| Информационные технологии (10 ч)
| 11
| 29.11
|
| Растровая графика. Инструктаж по Тб. Практическая работа №7 «Растровая графика»
| П. 1.2 с. 39-52
| Задания А15
| 12
| 6.12
|
| Векторная графика. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Векторная графика»
| П. 1.2 с. 52-59
|
| 13
| 13.12
|
| Проверочная работа. Инструктаж по Тб. Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде QCad»
| С. 59-69
|
| 14
| 20.12
|
| Повторение материала по теме «Кодирование информации». Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Создание 3D моделей в среде Blender»
| Повт п. 1.1, 1.2
|
| 15
| 27.12
|
| Компьютерные презентации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Разработка презентации»
| П. 1.4 с. 76-85
|
| 16
| 17.01
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»
| С. 85-91
|
| 17
| 24.01
|
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»
| П. 1.5 с. 91-96
| Задания А3, В3
| 18
| 31.01
|
| Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»
| П. 1.5 с. 96-102
| Задания А16
| 19
| 7.02
|
| Построение диаграмм и графиков. Инструктаж по Тб. Практическая работа №15 «Построение диаграмм»
| П. 1.5 с. 102-113
| Задания А17
| 20
| 14.02
|
| Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии»
|
|
|
|
|
| Коммуникационные технологии (12 ч)
| 21
| 21.02
|
| Локальные компьютерные сети. Инструктаж по Тб. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»
| П. 2.1 с. 115-122
| Задания В9
| 22
| 28.02
|
| Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете. Инструктаж по Тб. Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»
| П. 2.2, 2. 10 с. 122-126,184-194
| Задания В10
| 23
| 7.03
|
| Подключение к Интернету. Ин6структаж по Тб. Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»
| П. 2.3 с. 126-138
|
| 24
| 14.03
|
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»
| П. 2.12 с. 199-201
|
| 25
| 21.03
|
| Всемирная паутина. Инструктаж по Тб. Практическая работа №20 «Настройка браузера»
| П. 2.4 с. 140-146
|
| 26
| 4.04
|
| Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»
| П. 2.5 с. 146-155
|
| 27
| 11.04
|
| Общение в Интернете в реальном времени. Инструктаж по Тб. Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»
| П. 2.6 с. 156-167
|
| 28
| 11.04 (упл)
|
| Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»
| П. 2.7 с. 168-176
|
| 29
| 18.04
|
| Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»
| П. 2.8 с. 176-184
|
| 30
| 25.04
|
| Электронная коммерция в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»
| П. 2.11 с. 194-199
|
| 31
| 2.05
|
| Основы языка разметки гипертекста. Инструктаж по Тб. Практическая работа №26 «Разработка сайта»
| П. 2.13 с. 201-208
|
| 32
| 9.05
|
| Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»
|
|
|
|
| Итоговое повторение (3 ч)
| 33
| 16.05
|
| Повторение материала по теме «Информационные технологии»
|
|
| 34
| 23.05
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
| 35
| 30.05
|
| Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
|
|
| Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (10 ч)
Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»
Практическая работа №3 «Перевод текста»
Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»
Практическая работа №5 «Редактирование звука»
Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»
Информационные технологии (10 ч)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования QCad, Blender. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практическая работа №7 «Растровая графика»
Практическая работа №8 «Векторная графика»
Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде QCad»
Практическая работа №10 «Создание 3D моделей в среде Blender»
Практическая работа №11 «Разработка презентации»
Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»
Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»
Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №15 «Построение диаграмм»
Коммуникационные технологии (12 ч)
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»
Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»
Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»
Практическая работа №20 «Настройка браузера»
Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»
Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»
Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»
Практическая работа №26 «Разработка сайта»
Итоговое повторение (3 ч)
Формы и средства контроля.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Количество контрольных работ по курсу:
Раздел программы
| Контрольные работы
| Информация и информационные процессы
| 2
| Информационные технологии
| 1
| Коммуникационные технологии
| 1
| Итоговое повторение
| 1
|
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 и 2010 г.г.).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор/ интерактивная доска
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
· Интернет.
· ОС Windows или Linux., пакет СБППО
| |