Скачать 191.86 Kb.
|
бюджетное образовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Тарногская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по информатике, 6г класс Учитель Машьянова Любовь Сергеевна Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ От « » ___________________2013 г _____________________ Подпись руководителя МО Согласовано Заместитель директора школы Н.И.Владимирова Утверждено Директор школы Б.А.Тюкачев Приказ № ________ От «___» _____________ 2013 г 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ в 2006 году, которая включена в сборник программ для ОУ (2-11 класс) (составитель М.Н.Бородин, М., Бином, Лаборатория знаний 2006г) Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах. УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. Основные цели и задачи Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Задачи преподавания информатики в специальных ( коррекционных классах) 7вида
Место предмета в учебном плане Согласно региональному базисному учебному плану специальных (коррекционных) классов 7 вида на изучение информатики и ИКТ в 6 классе отводится 34 часа. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Общеучебные умения, навыки и способы деятельностиРабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения). Учебно-методический комплект включает в себя:
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок первичного восприятия факторов, урок практических занятий, урок самостоятельной работы школьников, урок анализа и корректировки процесса усвоения знаний, урок-беседа, урок обобщения и систематизации знаний Формы текущего контроля знаний: практические работы, выполняемые на компьютере, тесты, контрольные работы, Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства:
Программные средства;
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны: знать/понимать: - смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; - различать необходимые и достаточные условия; - приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; - информативно или нет некоторое сообщение; - различные виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; - иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; - переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно; - об алгоритмах, приводить примеры; - об исполнителях и системе команд исполнителя; - об этических нормах работы с информационными объектами. уметь: - приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; - различать необходимые и достаточные условия; - уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; - уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; - определять назначение файла; - выполнять основные операции с файлами; - уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; - уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков; - создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений. Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися. Учебно - тематический план
Содержание обучения 1. Компьютер и информация Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации. Компьютерный практикум. Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1». Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word». Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи». Практическая работа №4 «Нумерованные списки». Практическая работа №5 «Маркированные списки». 2. Человек и информация Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. Компьютерный практикум. Практическая работа №6 «Создаем таблицы». Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице». Практическая работа №8 «Строим диаграммы». Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint». Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе». Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word». 3. Элементы алгоритмизации Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Компьютерный практикум. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему». Практическая работа №13 «Power Point. Часы». Практическая работа №14 «Power Point. Времена года». Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка». Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу». Работа в среде Алгоритмика Календарное – тематическое планирование
Средства контроля Контрольно-измерительные материалы: По разделам курса 6 класса предусмотрены следующие контрольные работы в виде тестирования с выборочным ответом и кратким ответом по темам:
Характеристика контрольно-измерительных материалов По разделам курса 6 класса предусмотрены 3 контрольные работы. Контрольная работа №1 по теме «Компьютер и информация» содержит 5 заданий. Задания 1-4 на кодирование числовой, текстовой и графической информации, задание 5 на перевод единиц измерения информации. Задания оцениваются по 1 баллу. Критерии оценки 2 балла — удовлетворительно; 3-4 балла — хорошо; 5 баллов — отлично. Контрольная работа № 2 по теме «Человек и информация» представлена в виде теста с выбором одного или нескольких правильных ответов и кратким ответом. Всего 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. 1 вопрос – на умение находить понятия в предложении, 2 вопрос – на умение выбирать понятия и суждения из словосочетаний, 3 вопрос – на знание информационных процессов, свойственных для компьютера и для человека , 4 вопрос – на знание видов суждений, 5 вопрос – на умения отличать формы мышления от логических приемов формирования понятий. Критерии оценки: 7 - 9 баллов — удовлетворительно; 10 - 11 баллов — хорошо; 12 - 13 баллов — отлично. Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмы и исполнители» представлена в виде теста с выбором одного или нескольких правильных ответов. Всего 7 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. 1, 2 вопросы – на знание понятия алгоритма, 3 вопрос – на знание понятия блок-схема, 4, 5 вопрос – на знание назначений фигур блок-схем, 6 вопрос – на умение выбрать правильные высказывания об алгоритмах и исполнителях, 7 вопрос – на знание основных видов алгоритмических структур. Критерии оценки: 7 - 9 баллов — удовлетворительно; 10 - 11 баллов — хорошо; 12 - 13 баллов — отлично. Учебно-методические средства обучения 1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г. 2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г. 3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.) 4. Рабочая тетрадь. Для учеников 6 класса. // Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. 8. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 9.Югова Н. Л., Хлобыстова И. Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс.- 2010 Используемые ИКТ: Таблицы, плакаты в электронном виде по темам, презентации к урокам, интерактивные тесты, учебные пособия по темам в электронном виде, диск «Мир информатики» 1,2,3,4 годы, программное обеспечение по теме, логические игры: Морской бой, Пары, Переливашки. Интернет-ресурсы.
|