Скачать 93.55 Kb.
|
Лызова Наталья Александровна МБОУ «ДООШ №5» город Добрянка Выступление по теме: «Системно-деятельностный подход к организации урочной деятельности в начальной школе» Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Давайте вспомним старую притчу о том, как один мудрец бедняков накормил. - Пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить её» Системно – деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования. Основная педагогическая задача: организация усилий, инициирующих детское действие ЧЕМУ УЧИТЬ? обновление содержания РАДИ ЧЕГО КАК УЧИТЬ? УЧИТЬ? обновление ценности средств образования обучения Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развёртывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использование различных источников информации, в том числе информации сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик - группа) Деятельностный подход к обучению предполагает:
Применение деятельностного подхода позволяет:
Особую значимость приобретают в начальной школе личностно – ориентированные педагогические технологии. Наибольшее распространение получила технология деятельностного метода. Деятельностный метод –это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Характерной чертой технологии деятельностного метода является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом. Основными положениями технологии деятельностного метода являются :
Деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода:
Главным отличием деятельностного метода от традиционного «демонстрационно – наглядного» метода является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Деятельностный метод обеспечивает включение детей в деятельность: - целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; - учебные действия – на этапе «открытия» нового знания; - действия контроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе. Деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. В своей работе я использую конструктор урока на основе системно-деятельного подхода, который разработала Селихова Татьяна Юрьевна учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище Приморского края студентка 1 курса магистратуры Школы педагогики ДВФУ; сетевой методист ПКИ РО г. Владивосток; участник федерального эксперимента по апробации Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе; ведущий координатор эксперимента по апробации дидактических инструментов ПОО на базе ОТСМ-ТРИЗ в Приморском крае. Сайт konstruktoruroka В таблице-конструкторе дано описание основных этапов-модулей урока и набор педагогических приемов и техник, которые позволяют организовать учебную деятельность учащихся.Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации учебной деятельности детей на разных этапах и типах уроков. Таблица-конструктор
Литература: Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. |