Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 267.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации11.03.2014
Размер267.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Тема: Взаимосвязи организмов на примере экологической системы муравейника

«Ознакомившись с жизнью муравьёв, невозможно

не испытать сильнейшее удивление и замешательство».

П.Д.Успенский

Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цели:

  • дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о взаимосвязях организмов на примере экологической системы муравейника средствами критического мышления;

  • образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей рыжих лесных муравьёв в связи общественным образом жизни.

  • развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «Знаю-Хочу узнать-Узнал», «Кластер», «Инсерт».

  • воспитательная – создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Задачи: 

  • развивать целостное представление учащихся о связях в экосистемах;

  • помочь учащимся в раскрытии особенностей строения муравьёв, как представителя отряда перепончатокрылых в связи с общественным образом жизни; 

  • способствовать развитию у школьников умений расширять знания о представителях живой природы родного края;

  • способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению; 

  • создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация , слайды и фотографии из жизни муравьёв, учебник, тексты - приложения, бумага А4, фломастеры, цифровой фотоаппарат.

  1. Содержание урока:
    Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения. (7мин.)

  1. Прием «Покопаемся в памяти» Загадки.

  • Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу (муравей)

  • Пришли плотнички без топоров, срубили избу без углов (муравейник)

  • Среди леса квашня кипит (муравейник)

  • Чернокожий карапуз не по росту тянет груз (муравей).

  1. Приём ключевые слова. На основе данных слов составьте рассказ предположение какого-либо явления или объекта природы. В работе используйте все ключевые слова. Ключевые слова: семья, холмик, пень, куча, мусор, лес, тля.

  2. Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям.

  3. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания выбираются «эксперты - учащиеся», задача которых сравнить выдвинутые предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.

  4. Итак, сегодня мы поговорим о муравьях и муравейниках. Это одни из самых загадочных и изучаемых насекомых на земле. Сложный социальный строй, уникальные способности к коммуникации, повсеместность распространения – далеко не полный список интригующих моментов существования муравьев. Недаром с легкой руки фантаста Бернарда Вербера появилась теория о том, что муравьи являются второй разумной расой на Земле – настолько удивительны эти маленькие создания! Но давайте все-таки подытожим общеизвестные сведения о муравьях.

  5. Какое значение имеют муравьи?

  6. Приём «Верите ли вы, что…»

  • Подсчитано, что муравьи среднего муравейника защищают от вредителей 0,25 га леса, а крупного – 1га.

  • Ежедневно в гнездо доставляется несколько тысяч насекомых.

  • К одному муравейнику было доставлено за день 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц дубовой листовёртки, 6500 куколок различных бабочек.

  1. Не верите – проверьте... (возможная тема летнего задания). Для этого вы можете провести свои исследовательские работы по изучению жизни муравьиной кучи. В этой работе вам поможет пособие «Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований», Е.А. Дунаев,1999г, М., МосгорСЮН. ().

  2. Далее учащиеся подводятся к выводу о том, что муравьи не живут изолированно в природе, а находятся в постоянном контакте друг с другом и другими живыми организмами. Я прошу вас предложить формулировку темы сегодняшнего урока.

  3. Заполнение маркировочной таблицы ЗУХ (графа «Знаю»).


Знаю

Узнал

Хочу узнать














  1. Осмысление: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». (30 мин.)

  1. Работа учащихся в группах по изучению взаимосвязей муравьёв в природе. (15 мин.)

1 группа.

Используя приём «Инсерт» проанализируйте текст «Зачем муравью муравейник?»

Ход работы:

I этап: Внимательно прочитайте текст, используя систему маркировки текста для отслеживания понимания материала.

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы и предоставление материала классу.

2 группа

Используя прием «Кластер», проанализируйте текст «Муравьиная семья. Как общаются муравьи?»

Ход работы

Графическая организация текстового материала.

  • Напишите ключевое слово или предложение в середине. Начните записывать слова или предложения, которые вы находите в тексте в связи с данной темой.

  • По мере того, как у вас возникают идеи, вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими. Выпишите столько идей, сколько вы найдёте в тексте, добавьте свои пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

3 группа

Используя приём «ПМИ» (плюс-минус-интересно), проанализируйте факты и явления в тексте «Санитар живой природы» (прил.3) с точки зрения положительных сторон («плюс» - П), отрицательных сторон («минус» – М) и интересных, перспективных моментов (И). По окончании работы с таблицей сделайте вывод.

П




М




И









Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4 группа

Используя стратегию «Таблица - синтез», проанализируйте текст «Где обедал муравей» (прил.4)

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух.


Ключевые моменты текста (сообщения)

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)













Вывод:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5 группа

Используя приём «Что? Кто? Где? Когда?» проструктурируйте информацию текста «Сотрудничество» (прил.5) и соотнесите прогнозы с новыми знаниями.

Что?




Кто?




Где?




Как?




Когда?









Вывод:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


  1. Представление и защита групповых работ, коллективное обсуждение. (15 мин.)

  2. Выводы:

  • муравьи – общественные перепончатокрылые насекомые. Для них характерны сложные взаимоотношения как внутривидовые, так и межвидовые.

  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы и рабочих муравьёв; крылатые самцы – только в период размножения. Внутри семьи существует специализация.

  • муравьи служат пищей для многих животных.

  • многие муравьи представляют собой важные звенья пищевых цепей как хищники беспозвоночных

  • муравьи регулируют численность насекомых – вредителей леса

  • муравьи, питающиеся семенами, способствуют расселению многих растений.

  • муравьи - естественные природные санитары. Останки убитых насекомых, различный природный мусор – все это быстро и эффективно утилизуется муравьями.

  • муравьи являются почвообразователями, рыхлящими, перемешивающими, удобряющими почву.

  • Более чем 250 видов птиц занимаются муравлением, т.е. очищаются от паразитов на муравейниках.

  • Муравьи нуждаются в охране.

  1. Продолжите заполнение таблицы ЗУХ (графа «Узнал»).




  1. Стадия рефлексии (8 мин.)

  1. Используя приём «Синквейн» про систематизируйте все ваши знания, которые у вас были, которые получили.

Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Правила написания синквэйна: В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Пятая - Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

  1. Представление синквейнов классу и обсуждение.

  2. Используя приём «Эссе» заполните таблицу ЗУХ (графу «Хочу узнать»)

  3. Обобщение учебного материала.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание:

  • изучить текст «Муравьи-листорезы» (прил.7)

  • решить предложенную проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация: В чистом кислороде при давлении 2-3 атмосферы погибают все бактерии и простейшие, а насекомые выживают. Если термитов поместить в такую среду, а затем создать им нормальные условия с большим количеством древесной пищи, то через 10-15 дней они погибнут.

Вопросы: 1. По какой причине термиты погибают не сразу, а через 10-15 дней?2. Что связывает между собой термитов и бактерий?3. Как связана древесная пища термитов с жизнью бактерий?4. Какой механизм помогает переваривать древесную пищу?

Решение: Бактерии живут в кишечнике термитов и помогают им переваривать целлюлозу. После воздействия кислорода под давлением бактерии в термитах погибают, кишечник забиваются непереваренной целлюлозой, и термит погибает.

Литература:

  1. Т.Г. Галактионова От самопознания к саморегуляции. Методические приёмы ТРКМ, СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.

  2. Н.А. Еремейко Проблемное обучение на уроках биологии

  3. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: задачи, дополнительные материалы: 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Белехов Ю.Н. Психолого-педагогические проблемы и комплексное сопровождение интеллектуально одарённых детей. - Сборник "Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса".- М.: ДОМ, 2005.

  5. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс; учеб. для общеобразовательных учреждений – М,; Дрофа, 2007.

  6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков.




 


Приложение 1

Предлагаю вам, пройтись к ближайшему муравейнику, и не беспокоя его жителей, понаблюдать за ними, Для этого необходимо запастись терпением. Вряд ли наш приход повлияет на поведение хозяев гнезда, так как муравьи весьма близоруки и четкое изображение видят с расстояния 3-4 сантиметра, а некоторые виды вообще слепы.

С первого взгляда может показаться, что в муравейника царит сплошной хаос и беспорядок. Но присмотревшись, мы заметим, что каждый член муравьиной общины занят своим делом. Бесконечным потоком вливается в муравейник большое количество муравьёв, которые тащат к себе в дом каких-то гусениц, жучков и другой корм, тут же другой поток выносят из глубин муравейника комочки земли, третьи с постоянной периодичностью куда-то уходят и возвращаются. Внешне, муравьи, составляющие этот бурлящий жизнью муравейник, выглядят вполне одинаково. Но только на первый взгляд. Вот как описывает этих насекомых известный мирмеколог А.А.Захаров «Одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой — может, как автомат, повторять однообразные действия». У них, как и у людей, разные характер, привычки и психические склонности

Муравейник – это гнездо, дом муравьиной семьи. Свои гнёзда купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла. Утром и вечером, когда солнце ещё невысоко над горизонтом муравьиные кучи поглощают, а значит и передают в гнездо больше солнечного тепла, чем приняла бы плоская поверхность земли. Особенно важно такое рациональное использование солнечной энергии в тенистых местообитаниях. Поэтому в затемненных еловых лесах муравейники выше, чем в светлых сосновых лесах. Муравейник состоит из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый дождь муравейник практически не промокает.

Полна горница … гостей

Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет — пауки, клещи, многоножки, жуки, сверчки, гусеницы бабочек. Их привлекают сюда быстрое разложение веществ высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.

Некоторые сожители поедают в муравейнике всякие отбросы, мертвых муравьев, не прочь поживиться муравьиными личинками. К таким “гостям” хозяева относятся враждебно. Однако к большинству они довольно равнодушны, а кое к кому испытывают явную симпатию. Некоторые “гости” хорошо владеют муравьиным языком и легко выпрашивают питательные капельки у сытых муравьев.

Муравьи – блюстители чистоты. Системы канализации и захоронения отходов стали разрабатываться людьми всего 150 лет назад. Однако в те времена уже были специалисты по удалению мусора — крошечные муравьи, обитающие в тропических областях Америки.

Обычно колония муравьев-листорезов, насчитывающая до миллиона особей, поселяется в большом подземном гнезде. Рабочие муравьи выполняют обязанности разного рода. К примеру, одна «бригада» муравьев собирает кусочки листьев, а другая разжевывает их до состояния кашицы. Муравьи-садовники, используя эту кашицу, выращивают в камерах своего гнезда грибы, пригодные в пищу им и их собратьям. Кроме того, они удаляют из своего жилища все, что может стать источником инфекции: вредные грибы, умирающих или мертвых муравьев, а также любые гниющие отходы. Но каким образом муравьи избавляются от отходов?

Согласно газете «Индепендент», ученые из Шеффилдского университета нашли ответ на этот вопрос. По соседству с камерами, где трудятся муравьи-садовники, располагаются более просторные камеры, предназначенные для сбора отходов. Там проводят всю свою жизнь муравьи-мусорщики. Они перемешивают отходы, чтобы ускорить гниение, в процессе которого погибают болезнетворные бактерии. Муравьи-садовники никогда не заходят в мусоросборные камеры — они складывают отбросы в специальный ход, откуда их забирают муравьи-мусорщики. Эта эффективная система очистки полностью устраняет риск заражения, тем самым защищая здоровье всех обитателей колонии.

Новая семья – новые заботы

Самка сама роет подземные ходы, откладывает яйца и ухаживает за расплодом, выбиваясь из последних сил. Иногда уходит подкрепиться. Однако у большинства вида муравьёв самка трудится в полностью изолированной, для безопасности, от поверхности камере и еды здесь ей взять негде. Такая самка живёт за счет своих внутренних резервов. В отдельных опытах муравьиные самки жили около года, без пищи извне.

Наконец из куколок выходят первые рабочие муравьи, и самка уходит на заслуженный отдых. Она устраивается в глубокой камере и занимается только одним делом - откладкой яиц. К этой обязанности она относится очень добросовестно. Муравьиная семья растёт и растёт.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск