Семинар-тренинг:
Инструменты развития креативности в дисциплинах
естественнонаучного цикла Семинар для педагогов и методистов предметов естественнонаучного цикла
Продолжительность: 3 дня (24 уч. часа) Преподаватель: Александр Кавтрев Из отзывов учащихся о решении открытых задач:
Это было просто дико увлекательно! Если бы в школе давали такие задачи, я бы просто неслась туда в первых рядах.
Было очень много необычных задач. Мы всегда находили несколько решений. Это очень помогает в жизни, так как в ней нет одного решения, а есть множество.
Я научился более нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации.
Задачи были действительно непростыми, но это вызывало еще больше интереса.
Также интересно было слушать мнение других ребят, развивать их мысли. Я научилась подходить к решению задач с разных сторон и думаю, что это действительно пригодится мне в жизни.
Аннотация
Слушатели семинара познакомятся с основами теории открытых (то есть творческих, изобретательских или исследовательских) задач, а также методами решения таких задач. Слушатели получат практические навыки решения открытых задач и управления процессом решения данных задач учащимися. Узнают, как использовать подобные задачи, чтобы сделать уроки яркими и интересными, а также узнают, как проводить интеллектуальные конкурсы «Я решатель!» и «Креатив-бой».
Слушатели также познакомятся с элементами авторского курса «Учись мыслить смело!» для учащихся 6-10 класса. По отзывам администрации московской гимназии, в которой автор вел данный курс, учащиеся стали не только слушать, но и слышать друг друга, многие пытаются подхватывать и развивать мысли, высказанные другими детьми, делают выводы, а после того, как задача уже решена, пытаются искать другие решения. Сами учащиеся отмечают, что курс вызывает массу положительных эмоций и даёт много тем для размышления. Семинар завершится креатив-боем.
«Креатив-бой» – это интеллектуальное командное соревнование. В качестве заданий в «Креатив-бое» предлагаются открытые задачи. Участникам «боя» требуется не только и не столько эрудиция (знание фактов или событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять. В одном бое они могут столкнуться с задачами, для решения которых необходимы знания из физики, биологии, техники, а также разнообразные бытовые знания.
«Креатив-бой» как метод был разработан совсем недавно. Но педагоги-энтузиасты уже используют его в самых разных регионах РФ, состоялись первые бои с дистанционным участием школьников. Особый интерес вызывают «креатив-бои», когда команды учащихся сражаются с командой педагогов. В качестве раздаточного материала все слушатели семинара получат компьютерный диск с методическими материалами и презентациями для организации ярких уроков и креатив-боев, а также смогут приобрести брошюру Анатолия Гина и Александра Кавтрева «Креатив-бой: как его провести» и другие книги.
Примерная программа семинара (24 уч. часа): День первый
№
| Темы занятий
| Часы
| 1
| Интеллектуальная разминка. Знакомство.
| 0,5
| 2
| Знакомство с открытыми задачами: работа в группах.
| 1
| 3
| Введение в теорию открытых задач. Открытые задачи как ключевой инструмент развития креативного мышления.
| 1
| 4
| Методика решения открытых задач: учебный мозговой штурм.
| 1
| 5
| Тренинг по решению открытых задач: работа в группах.
| 2
| 6
| Элементы курса «Учись мыслить смело»: развивающая игра диалог с компьютером.
| 1
| 7
| Виды открытых задач: исследовательские и изобретательские задачи.
| 0,5
| 8
| Рефлексия, обсуждение, вопросы слушателей. Д/З.
| 1
|
|
| Итого: 8
|
| Д/З. Составить 3-5 задач для игры «Да-нет».
|
|
День второй
№
| Темы занятий
| Часы
| 1
| Проверка Д/З. Работа в группах: решение задач, предложенных слушателями.
| 1
| 3
| Методика решения открытых задач: ПРИЗ – процедура (алгоритм) решения исследовательских задач; БИО-ПРИЗ – решение задач по биологии.
| 2
| 4
| Тренинг по решению исследовательских задач.
| 2
| 5
| Фасилитация: работа в группах.
| 1
|
| Элементы курса «Учись мыслить смело»: как задавать вопросы.
| 1
| 6
| Рефлексия, обсуждение семинара, вопросы слушателей. Д/З.
| 1
|
|
| Итого: 8
|
| Д/З. Составить 2-3 открытые задачи на основе предложенных преподавателем материалов.
|
|
День третий
№
| Темы занятий
| Часы
| 1
| Проверка Д/З. Работа в группах: решение задач, предложенных слушателями.
| 1
| 3
| Как использовать открытые задачи на уроках и для организации конкурсов
| 1
|
| Элементы курса «Учись мыслить смело»: тренинги внимания, наблюдательности и т. д.
| 1
| 4
| Креатив-бой: правила и методика проведения
| 1
| 5
| Креатив-бой между командами слушателей семинара
| 2
| 6
| Рефлексия, обсуждение семинара, вопросы слушателей. Перспективы дальнейшего сотрудничества.
| 1
|
| Написание отзывов о семинаре. Вручение сертификатов.
| 1
|
|
| Итого: 8
|
Автор и преподаватель: Александр Федорович Кавтрев. E-mail: kavtrev@yandex.ru
Телефон для связи 8-911-919-34-74 Об авторе: Кавтрев Александр Фёдорович – кандидат физ.-мат. наук, изобретатель, методист-преподаватель Центра Информационной Культуры (Санкт-Петербург), ведущий научный сотрудник международной Лаборатории «Образование для Новой Эры». Провел более 20 многодневных семинаров-погружений по развитию творческих способностей для учащихся 7-10 классов. Автор более 50 статей, 12 медиакурсов и трех книг. Разработчик курса1 «Учись мыслить смело» для учащихся 7-10 классов.
|