Скачать 106.31 Kb.
|
Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. За последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня . Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.. Я использую на уроках такие компьютерные программы, как "Bridge to English" и "Professor Higgins”. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке. как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут. Это определено САНПИНами. Мне потребовалось немало времени, чтобы изучить компьютерные программы обучения английскому языку и выбрать материал, соответствующий школьным программам для разного возраста. Каждый ученик, даже самый слабый, проявлял свои умения, азарт соревнования заставлял его добиваться лучших результатов. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка 1. Отработка произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. У нас, к сожалению, нет такой возможности заниматься этим на уроке. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше. Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки, например: Peter Piper picked a peck of pickled pepper, Swan swim over the sea A peck of pickled pepper Peter Piper picked. Swim, swan, awim. If Peter Piper picked a peck of pickled pepper, Swan swam back again. Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked? Well swum, swan. Так же очень эффективно ее использование для введения и отработки лексики и контроля. 2. Обучение диалогической речи. Приведу пример работы с диалогами компьютерной программы “Bridge to English". Из предложенных диалогов, выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога. I - этап - знакомство с диалогом.
II - этап - разучивание диалога. При наличии нескольких компьютеров учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог. III - этап - инсценирование диалога. Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно. Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию. 3. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений. 4. Отработка грамматических явлений. Все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English" 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока. направлены на отработку определённого грамматического явления. В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно. Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка В отличии от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. В англоязычной литературе выделяются 5 видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook) и вебквест (webquest). Хотлист – это список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать. Он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Все, что нужно сделать – это ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист. Например: Тема “Christmas traditions in the USA” Хотлист: * http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm * http://www.christmasintheusa.com/ * http://www.allthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php Мультимедиа скрэпбук – «мутьтимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличии от хотлиста, в скрэпбуке содержаться ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачены учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы. Например: Тема Christmas traditions in the USA” “ мультимедиа скрэпбук: текстовые файлы: * http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm * http://www.christmasintheusa.com/ * http://www.allthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php Аудиопрограммы:
Картинки:
Трежа Хант – «охота за сокровищами –во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит различные ссылки на сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов можно направить поисково-познавательную деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов. Например: Hunt for US Geography Introduction For this class you will need to learn about Geographical Background of the United States: geographical position, relief, rivers and lakes, mineral resources, climate and weather. The Web allows you to discover way more than you may have ever thought possible and is a great complement to the materials found in the library. Below is a list of questions about the topic of the seminar. Surf the links on this page to find to answers to the questions. Questions:
The Internet Resources:
The Big Question Now that you have learnt all this information about Geographical Background of the United States, try to explain the reasons of the different population density in various parts of the US. Support your argument. Сабджект сэмпла – стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видео клипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличии от трежа ханта, с помощью которого происходит изучение фактического материала, сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально-заостренных и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу. Например: Topic: Formation of the United States of America (1776-1789) Resources:
Questions:
При групповой работе необходимо разбить одну тему на несколько аспектов.После обсуждения своего аспекта в группк учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу. Вебквест - самый сложный тип учебных Интернет –ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе дается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Вот здесь необходимо подобрать ресурсы для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. В качестве примера я предлагаю вебквест, посвященный СМИ в США. Как можно увидеть, при работе с данным вебквестом класс разбивается на группы только один раз и через общую дискуссию представители всех групп знакомятся с разными аспектами изучаемой темы. Mass Media in the US WebQuest Introduction This webquest is devoted to Mass Media in the USA. The media in the United States of America consist of several different types of communications media: television, radio, newspapers, magazines, and Internet-based Web sites. In this course you will be able to learn about the leading TV channels, newspapers, radio stations and so on. Task What types of Mass media are there in the United States? To answer this question you will need to work in small groups and complete the tasks and assignments designed by your instructor. Process For the seminar on Mass media in the US the whole class will be divided into several groups. Each group will get one aspect of the US Mass Media. Your task will include the following:
*study Web-based materials using the links suggested; *do additional Internet search for information on the target issue, if necessary; *answer the questions; *(equally) divide the material between all team members for presentation in class for the members of other groups; *prepare your presentations (reports) B. IN-CLASS ACTIVITY: *report to the whole class what you have learnt on this topic for your group activity. Phase 1 – Background Information For this seminar I decided to break the mass media of the United States into four parts. Each group will need to study only one part and inform the whole class about its major features and subjects. Phase 2 – Roles You will be working in teams. It will be up to you to divide roles in each team. For efficiency, there should be a team leader, who will organize work and divide the issues within each topic to make sure everything is covered and there is no overlap. However, all team members are responsible for presenting information in class, regardless their role in pre-class preparation process. Group 1: Television in the United States:
QUESTIONS:
Group 2: Radio in the United States:
QUESTIONS:
Group 3: Newspapers in the United States:
QUESTIONS:
Group 4: Magazines in the United States:
QUESTIONS:
Phase 3 – Reaching Consensus The most difficult problem is to decide whether the mass media affects badly or not young generation. The question of ranking the mass media as one of the sources of getting knowledge is one of them. Work in your groups. Discuss the following questions and be ready to participate in the whole class discussion. How does the mass media in the US effect children and the way they perceive reality? Why is it disputed? Can the mass media give knowledge? Give your examples. Can you give the examples of negative influence of the mass media in the USA? You may need to do independent Internet search, if necessary. Conclusion Now that you have learned about the mass media of the USA, what seemed the most interesting for you? What topic would you choose for additional in-depth study for a course paper in American Country Studies? Why? Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедия скрэпбук направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Трежа хант сабджект сэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся. Можно использовать уже готовые Интернет-ресурсы, а можно создавать их самим. Достаточно большой банк англоязычных учебных Интернет- ресурсов находится в сети Интернет на сайте www.kn.att.com. Учителю необходимо лишь ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать, какой именно требуется ресурс (хотлист или вебквест). Если же учитель изъявит желание сам создать свои учебные Интернет-ресурсы, он может или воспользоваться специальной программой, доступной в сети Интернет, или без специальной программы создать учебные Интернет-ресурсы в текстовом редакторе. Внедрение пяти видов учебных Интернет-ресурсов, которые были перечислены выше, способствуют развитию коммуникативно-речевых умений учащихся. |