Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации14.03.2014
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2


Фролова Антонина Викторовна

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Свислочская средняя школа

Осиповичского района Могилёвской области»


Актуальность выбора

темы педагогического совета

«О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения»

Учителя-предметники всегда стремятся дать по своему предмету как можно больше знаний. И как часто мы сетуем на то, что душу вкладываешь, а тебя не понимают, не могут запомнить то, что ты говоришь, не вникают в предмет. Такое случается. А почему это происходит? От чего зависит успешность обучения? Давайте поразмышляем …….

Вместо эпиграфа к нашему педсовету слова одного родителя: «В школе требуют знать математику, физику, русский и т. д., но там не учат учиться. А ведь школа для этого и предназначена».

Да, дети не умеют учиться, у них не сформированы общие правила усвоения, и действительно мало кто их этому учит. Возникает вопрос: «Насколько мы сами владеем умением выделять обобщающие признаки, необходимые для процесса усвоения знаний?»

Поэтому, перед нами педагогами школы, на современном этапе выдвигаются особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.

На подготовительном этапе к педагогическому совету было проведено анкетирование педагогов школы (учителям предлагалось отметить те универсальные действия, которые формируются на их уроках) и учащихся 8-11 классов (умеете ли Вы учиться?) Результаты анкетирования показали, что не все педагоги понимали суть данной анкеты, т.е. нужно было ответить «какие учебные действия формируются на уроках», а многие отвечали, какими учебными действиями ученик обладает.

Вывод: и педагоги допускают ошибки. Смотрим на определённые задания поверхностно, не внимательно. Поэтому надо учить, ориентируясь на внимательность, умение читать, осмысливать строить суждения, делать умозаключения.

Сводная ведомость результатов анкетирования по ОУУН 8-11 классов

показатели: до 0,5 - недопустимый;

0,5-1,0 – критический

1,0- 1,5 – допустимый

1,5- 1,7 – оптимальный

1,7 – 2,0 – навык

класс

учебно-организационные умения

учебно-коммуникативные умения

учебно-информационные умения

показатель ОУУН

класса

уровень сформирован-

ности ОУУН

класса

8

1,4

1,2

1,4

1,3

допустимый

9

0,9

1,2

1,3

1,1

допустимый

10

1,3

1,4

1,7

1,5

допустимый

11

1,2

1,5

1,6

1,4

допустимый

сред.

показат.

1,2 допустимый


1,3 допустимый



1,5 допустимый


1,3 допустимый





всего 22 уч-ся

Анализируя анкеты учащихся, настораживает то, что в 8-м классе в двух учащихся (из 6-ти анкетируемых) двое имеют критическое положение по сформированности учебно-коммуникативных ОУУН, в 9-м классе один ученик (из 5-ти анкетированных) имеет по всем направлениям сформированности ОУУН показатель в среднем 0,3 – недопустимый. А ведь в анкетировании участвовали не худшие учащиеся. Настораживает и тот момент, что в анкетировании участвовало 67% педагогов, лишь только 30% в полном объеме формируют на своих уроках учебно-организационные и учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся, 50% учебно-информационные умения и навыки, что хорошо видно из сводной ведомости. В чём причина, сегодня попробуем вмести разобраться на нашем педагогическом совете. Предварительно хочется сложившую ситуацию объяснить, либо непониманием сути анкеты самими педагогами, тогда как объяснить показатели сводной ведомости? Либо, действительно, педагоги школы мало внимание на проводимых уроках отводят формированию данных умений и навыков. Итак, уважаемые коллеги, как Вы видите, тема нашего педагогического совета достаточно актуальна для нас. Сегодня мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации и наметить пути дальнейшей работы.
1. Организационный момент
Перед началом нашей работы я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

  1. Как считаете Вы:

-Нужно ли учитывать современные технологии при работе с предметным материалом в современных социально меняющихся условиях?

- Возможно, ли на современном этапе развития школьного образования работать по старому, по привычке?

-Работа по старому по привычке есть путь к профессиональному выгоранию?

  1. Что вы сегодня готовы сделать для повышения своего педагогического мастерства?

После обсуждения:

Чтобы избежать профессиональной деградации, необходимо включить психологический принцип «начни с себя» и вспомнить, что пытливый ум учится в любой ситуации. Например, ситуация «здесь и сейчас» - наш педсовет. Возьмите из него максимум полезного для себя.

Несколько слов по организации (тема, цели, задачи педсовета, план).

ТЕМА:

«О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения»

ЦЕЛЬ:

1.Определить состояние и уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся. 2.Определить дальнейшую деятельность учителя по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся.

ЗАДАЧА:

Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции деятельности учителей по формированию ОУУН.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Итоги выполнения решения педсовета «Социальное проектирование в воспитательной работе школы» Семашко И.В.

  2. Введение в тему педагогического совета Фролова А.В.

  3. Выступление групп по теме педагогического совета Жук О.А., Данильчик А.С.

  4. Выработка решений педагогического совета Фролова А.В.



Основная часть.

 Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Таким образом, речь идёт о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит, учащихся необходимо научить:

- основам организации собственной учебной деятельности;

- способам поиска, переработки и представления информации;

- приёмам и методам умственного труда;

- основам коммуникативных умений.

Одна из основных задач педагогического коллектива - создание условий для самостоятельной деятельности учащихся.  Школа не просто должна давать знания, но и формировать умения учащихся, поэтому большое внимание нужно уделять компетентностному подходу, ведь Компетенция = знания +опыт.

Нередко у учителей возникает вопрос: общеучебные умения и навыки и ключевые компетенции – это одно и то же или нет? (Обсуждение)

После обсуждения подводится итог:

Формируя общеучебные умения и навыки, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку удобного ей человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, школа выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Компетентностным является то задание, которое име­ет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызы­вает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

В нашей школе вопросы реализации компетентностного подхода поднимались неоднократно на совещаниях, семинарах, педагогических советах. Поэтому у многих педагогов уже существуют результаты, продукты работы по этой теме. Это и разработки уроков, разработки внеурочных форм работы по предмету, система компетентностно- ориентированных учебных заданий по предмету для работы на уроке и во внеурочной деятельности. Своим опытом работы они поделятся в продолжение моего выступления.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое внимание придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя наработать соответствующих средств. Таким образом, компетентностный подход является усилием прикладного, практического характера всего школьного образования. Компетентностный подход к определению целей школьного образования соответствует и объективным потребностям учеников. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков учителей.

Согласно принятой модели выпускника, ученик должен выйти из стен школы с направленностью на дальнейшее получение образования, повышение своего культурного уровня, т.е. на самосовершенствование. Но этому его надо научить в стенах школы, вне зависимости от учебного предмета, вернее все учебные предметы должны учить его и этому, иначе конкретные знания бесполезны.

Анализируя модель нашего выпускника, можно сделать следующие выводы:

- анализ поступление в ВУЗы и ССУЗ (Слайд)




2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

Поступление учащихся 11 класса:

− ВНУ

− ССНУ

− ПТУ




2(33%)

2(33%)

1(16%)




4(66,7%)

2(33,3%)

-




4(31%)

3(23%)

4(31%)




9(56%)

2(13%)

5(31,3%)




4(50%)

3(38%)

1(12%)





8(57%)

4(29%)

2(14%


Анализ учебных достижений за 2012 год:


Анализ учебных достижений за 1-ое полугодие 2012/13 учебного года.


Классы

5-ур.

4-ур.

3-ур.

2- ур.

  1. ур.

3(9)

-

5

3

1

-

4(4)

-

1

3

-

-

5(3)

-

3

-

-

-

6(4)

-

-

4

-

-

7(13)

-

1

8

4

-

8(6)

-

1

5

-

-

9(9)

-

3

3

3

-

10(4)

-

2

2

-

-

11(8)

1

5

2

-

-

всего:

60 уч.

3-11кл.


1

2%

21

35%

30

50%

8

13%

-

- анализ участие в различных конкурсах, олимпиадном движении и т.д. интернет - конкурсах, олимпиадах (проблема – учащиеся не могут самостоятельно принимать участие), работа с учащимися через сайт учреждения образования – учащиеся и педагоги школы бояться располагать, а вторые добывать нужную информацию ( лучше я сам распечатаю и дам учащимся – мнение педагогов)
Информация об участии учащихся школы в научно-исследовательских работах и олимпиадах за 2008/09 – 2011/12 уч. год.

научно-исследовательские работы




2008/09

2009/10

2010/11

2011/12




Всего

5

7

6

4




Приз.

1
энергосбережение, 2м, Фралова А.В., Чайка Т.Ф.)

2
по экологии- 3м, к-с проектов – 1м, Губарь С.Н.

2
Русский язык – 3м,энергосбережение – 2 м, Данильчик А.С., Чайка Т.Ф.

1
Русский язык – 3м Данильчик

А.С.





Олимпиады

Предмет

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Русский язык

16-17м

8м-стар.

9м –мл.

5м - стар.

18м – мл.

5м-стар.

  • Мл.

5м-стар

Биология

4м- мл

8м-стар.

10м

10м-мл

-

-

Химия







4м-стар.

1-результат стар.

-

История





10м



7м-стар.

Математика

, 4м-мл

4м, 11м(4кл)

10м

12м.-мл.

-

Физика








4м – мал.




Белорусский

язык

11м-стар.

7м – мл.

-мал.



14м- мл.

1м, 2м-стар.

5м- стар.

3м-мл.

1м-стар.

Обслуживающий

труд





5м-мл.

6м-стар.

- мл.

-

География

5-6м – стар.

4м-стар.

5м-мл.

5-6м- стар.

10м –мл.

5-6м- мл.

1м-стар.

Анг. язык







11м- стар.

-

-

Обществоведение










-стар.

10м- стар



Интернет-олимпиады, конкурсы

Года

Название конкурсов

Ф.И.О.учителя

Результат

2011/12

12-ая Международная дистанционная математическая олимпиада школьников: «Третье тысячелетие»

Интернет-олимпиада по физике

Кривёнок Т.Л.
Чайка Т.Ф.


2 м





«Конкурс-стихов»

Данильчик А.С.






Международное логическое соревнование

«Гениус Логикус»


Бобрик С.Е.,

Чайка Т.Ф.

-




16 Республиканский конкурс исследовательских работ


Губарь С.Н.

-

2012/13

Интернет-олимпиада по физике

Кривёнок Т.Л.


1-тур




«Интернет-лига интеллектуального спорта»

Бобрик С.Е.,

Чайка Т.Ф.

  1. тур:

  2. 5 и 13 м




17 Республиканский конкурс исследовательских работ

Интернет-олимпиада по химии «Созвездие талантов»


Губарь С.Н.

-


Исходя из предоставленной мною информации видно, что мы с Вами, уважаемые коллеги, только частично в своей повседневной педагогической практике используем компетентностный подход в обучении наших учащихся. И действительно, как уже было сказано в начале, чтобы избежать профессиональной деградации, необходимо включить психологический принцип «начни с себя».

На нашем педагогическом совете работает три группы: исследователи, практики, эксперты. Роль каждой в зависимости от ситуации сменная. Но всех будет объединять одно: тема педагогического совета «О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения».
Итак, слова предоставляется группе Оксаны Александровны: (ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ИСПОЛНЯЮЩИЮ ЗАДАЧУ КАЖДОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ)

Жук О.А.

Учение – это деятельность ученика. Правильно организовать эту деятельность на каждом этапе познания – важная задача каждого учителя. Только в деятельности ребенок может самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться.

Поскольку наша группа в составе: ……работала над темой “ Формирование учебно-организационных и учебно-информационных умений и навыков во внеурочной и урочной деятельности”, то сразу хочется обратить ваше внимание на основные составляющие нашего выступления: учебно-организационные и учебно – информационные умения и навыки. Что же кроется за этими понятиями?

     Учебно-организационные умения – это одна из важных групп в которую входят:

  •  умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;

  •  умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия  для решения учебной задачи;

  •  владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образом, правилом.

       

      Таким образом, учебно-организационные умения включают в себя мотивационную, алгоритмическую и оценочную деятельность на уроке.

      Более подробно наша группа решила остановиться на мотивационной деятельности.

      Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

      А чтобы у ученика желание учиться было постоянным, учитель, на наш взгляд, должен:

  • учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся;

  • отбирать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Если доминируют познавательные мотивы, то учитель, чтобы удовлетворить познавательные потребности школьников, должен как можно чаще вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Если доминирует мотив самоопределения ученика, то учитель должен создавать ситуации для его самоопределения, использовать приемы дискуссии, спора, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика, его лучшие качества.

 Исходя из опыта работы, мы позволили себе выделить  доминирующие мотивы деятельности. Вот что у нас получилось:

      На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.

     На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.

     На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотивы доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику.

     На этапе обобщения и систематизации знаний – атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.

     На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

      «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи пускающей в ход этот процесс, дающий ему направление, - писал Л.С. Выготский. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач»

   Предлагаю фрагмент урока белорусского языка ( литературы) в классе.(фрагмент урока)

Вопрос группам: Какие учебно-организационные умения отрабатывались в данном фрагменте урока?

   Наша группа пришла к выводу, что учебно-организационные умения важны не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. Потому что сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, а без умения организовать себя в любом виде деятельности вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи. Вот почему так важны учебно-организационные умения.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

- чтение текста;

- работа с учебником;

- работа с дополнительной и справочной литературой;

- практическая работа;

- составление планов различных видов;

- создание текстов различных типов;

- владение разными формами изложения текста;

- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

- подготовка доклада, реферата;

Одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приёмам овладения информацией. Каким же образом научить ребёнка рациональным приёмам овладения инфрмацией? Своим опытом по этой проблеме поделится учитель истории Кулак Е.В. ( выступление)

Важнейшим источником исторических знаний для учащихся являются школьные учебники по истории. В процессе обучения я учу своих учащихся читать и понимать текст учебника, проводить анализ прочитанного, воспроизводить прочитанное, делать выписки, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, добиваясь сознательного и прочного усвоения изучаемого.

Важным источником знаний для учащихся являются иллюстрации, приложенные к учебнику исторические карты, которые служат наглядным методом на уроке.

Рассмотрим некоторые методы работы на уроках истории

Метод 1 .Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.

2. Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.

3. «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

4.Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».

Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

5.Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

В старших классах учащиеся получают уже более сложные задания по работе с учебником в классе: самостоятельно прочитать более сложный и значительный по объему текст учебника (без предварительного объяснения учителя) и составить развернутый план по данному учителем краткому плану или без него, заполнить таблицу по данной схеме.

На уроках истории в старших классах я использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер.

Самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия, позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:

-отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;

-мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;

-фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;

-фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);

-газетная информация и публицистические материалы;

-справочные, статистические материалы;

-наглядные средства обучения.

Среди множества приемов работы с историческими текстами я использую следующие:

-чтение и анализ;

-выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

-комментированное чтение;

-коллективный разбор текста;

-формулирование вопросов к тексту;

-выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

-анализ аргументации авторов;

-формулирование обобщенных выводов;

-выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

Например: Изучая тему «Правление Я. Мудрого» обучающиеся работают с выдержками первого писаного свода законов «Русская правда». Выбирают статьи, касающиеся отдельных слоев населения Руси. А затем делают общий вывод о том, интересы каких сословий защищала «Русская правда».

Использование схем и таблиц – непременное условие для урока истории. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

- Логические

- Последовательные

- Диаграммы

- Графики

- Технические

- Локальные

Работая над темой: «Принятие христианства на Руси» я рекомендую составление простой схемы.

line 30line 30line 30 Христианство

католицизм (западное) Православие (восточное) Протестантизм
Рим Византия


Изучая тему в 8 классе: «Политическое положение в ВКЛ 16 -17 веках я использую схему для обобщения материала, сделать анализ схемы и вывод по данной теме. Для выполнения подобных заданий я использую учащимся готовые схемы например, такие:



1. Организационная диаграмма



2. Радиальная диаграмма.

3. Пирамидальная диаграмма.

Хотелось бы привести примеры использования таблиц на уроках. Таблицы подразделяют на: тематические, сравнительные, хронологические, синхронистические.

Копирование таблицы из презентации и дальнейшее заполнение ее в Word’e наиболее приемлемая для работы со старшими классами, так как этот возрастной уровень наиболее подготовлен к работе с компьютером.

Заполнение таблицы, которая заранее заготовлена, распечатана и распределена среди учеников. Применяется в 5-7 классов. Такой вариант позволяет экономить время на уроке.

Подобные таблицы, иллюстрирующие первые два пункта (содержатся в приложении), я применяю на многих уроках, так как именно таблицы позволяют синхронизировать новый материал или служат одним из инструментов контроля при проверке знаний.

Таким образом, составление и изучение графиков, схем, диаграмм и таблиц является полезной учебной деятельностью, развивающей умение сравнивать, анализировать, синтезировать полученные знания.
Жук О.А.

Особую роль в формировании учебно-организационных и учебно-информационных умений играет внеурочная деятельность. Основными её направлениями являются: 
- Спортивно-оздоровительная деятельность;

- Художественно – эстетическая деятельность:

- Научно – познавательная деятельность;

-Военно-патриотическая деятельность;

- Общественно-полезная деятельность;

- Проектная деятельность;


Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. 

Наша группа более подробно решила остановиться на научно-познавательной и проектной деятельности. На наш взгляд, именно эти виды внеурочной деятельности направлены на формирование организационных и информационных умений. Своим опытом работы по данной проблеме поделится учитель химии и биологии Губарь С. Н. ( выступление)
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

Главная цель моей внеурочной деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Для ее организации использую различные формы: факультативные занятия, экскурсии, круглые столы, диспуты, конференции, олимпиады, конкурсы, научные исследования.

В своей работе отдаю предпочтение проектной деятельности, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.

Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Моя задача найти такие методы, при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.
При работе на факультативных занятиях использую такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах помогает формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас.

Например, проводя факультативное занятие в 7 классе по теме «Вода на Земле. Круговорот воды в природе» перед учащимися ставится новая проблема выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимают активное участие в проведении опыта. На этом этапе развиваются УУД:

- организационные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- информационные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

Я считаю, что образовательный процесс должен идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.
Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание. От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Участие в различных экологических мероприятиях способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Дети охотно участвуют в различных акциях и конкурсах, принимают участие в праздниках.

Экологические акции («Покормите птиц»; «В защиту зеленого друга»; «Чистый берег», «Первоцвет» и др.) способствуют формированию:

- Организационных УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка задачи, составление плана действий, преодоление препятствий. Формируют отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.

- Информационных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

Творческие экологические конкурсы способствуют формированию:

- Информационных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формировать организационные и информационные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий.

Жук О.А.

Известный физик Лауэ в несколько афористической форме дал такое определение образованию:

«Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто». А что остаётся у человека после того, как всё выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки. т.о. мы пришли к следующему выводу:

формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Слово аналитикам: (обсуждение)

Слово экспертам: (обсуждение)
Фролова А.В.

Итак, уважаемые коллеги, исходя из выступлений первой группы, можно сделать следующий вывод:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск