Скачать 79.29 Kb.
|
Разработка урока "Машиноведение. Знакомство с бытовой швейной машиной". 5-й класс (Методическая разработка урока позволяет удачно сочетать индивидуальную, групповую, фронтальную формы учебной работы. Реально за два урока по 45 минут появляются конкретные результаты: учащиеся усваивают общее устройство швейной машины, быстро запоминают термины, осваивают первоначальные навыки работы на холостом и рабочем ходу швейной машины. Презентация в дальнейшем помогает самостоятельно усвоить урочный материал тем учащимся, кто отсутствовал на уроке, кто желает повторить теорию.) Цели урока: Ознакомить учащихся с устройством бытовой машины, способствуя запоминанию терминов, деталей, правил безопасной работы. Способствовать развитию первоначальных навыков работы на швейной машине в технологической системе. Содействовать воспитанию бережливого отношения к оборудованию. Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков. Вид урока: смешанный (беседа, презентация, практическая работа) Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум Комплексно-методическое обеспечение: ИКТ-презентация, интерактивная доска, швейное оборудование. ХОД УРОКА I. Оргмомент Тема урока. ( План урока. II. Формирование новых знаний, умений, навыков. 1. История создания швейной машины Основным инструментом при работе с тканью является швейная машина, которая служит для соединения деталей при пошиве изделий. Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века. Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Э. Хоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип – закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, – до сих пор используется в швейных машинах). В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. 2. Швейные машины в России. Ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин. В 1900 году в подмосковном городе Подольске фирма “Зингер” основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. В 1917 году была создана отечественная швейная промышленность. Подольский механический завод обеспечивал легкую промышленность бывшего СССР промышленными швейными машинами, а бытовая швейная машина "Чайка" и ПМЗ-2 исправно служит и сегодня. 3. Современные швейные машины. ( Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть ещё подгруппа – компьютеризированные швейно-вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Но главное – это количество швов и операций. Швы сегодня чаще называют программами. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ, их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные 4. Швейные машины в школьной мастерской 5. Устройство бытовой швейной машины. Швейные машины бывают промышленные и бытовые. Бытовые швейные машины разнообразны по своей конструкции, техническим возможностям и внешнему виду. Но их устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего. Бытовые швейные машины предназначены для стачивания тканей, выполнения декоративных строчек, для вышивания и штопки. Эффект анимации на слайде позволяет одновременно видеть номер детали на рисунке швейной машины и читать название детали. Можно повторить анимацию. Можно остановиться подробно на одной из деталей. Можно параллельно найти деталь на реальной машине в мастерской. Можно на интерактивной доске работать в парах «вопрос–ответ». III. Применение Задание 1. Подойди к швейной машине с ножным приводом, с электрическим приводом и найди на них детали, указанные на слайде № 8 , внимательно их рассмотри. Гиперссылка на слайде № 9 позволит легко перемещаться на слайд № 8 с названиями деталей машины и обратно для прочтения заданий. Задание 2. Напиши в рабочей тетради названия основных деталей машины. Механизм иглы. Механизм челнока. Механизм нитепритягивателя. Механизм двигателя ткани. На слайде № 15 доступна простая схема основных деталей. 6. Виды приводов Швейную машину можно привести в движение с помощью различных приводов. 7. Правила техники безопасности. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков, шарфиков не должны свисать. Сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Стул должен стоять напротив иглы. Не наклоняться близко к движущим частям машины. Следить за правильным положением рук во избежание прокола пальцев иглой. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия. На машине не должны лежать посторонние предметы. Задание 3. Подойди к швейной машине и продемонстрируй отдельные правила. Задание 4. Продемонстрировать правила безопасной работы друг другу в паре 8. заправка верхней и нижней нити IV. Релаксация V. Практическая работа «Упражнения на швейной машине без ниток» Сесть правильно за швейную машину. Отработать приемы холостого и рабочего хода. Отработать запуск и остановку машины, управление ножным приводом. Установить рабочий ход машины. Выполнить безниточные строчки на бумаге, отработав приемы «опустить и поднять прижимную лапку, поворот на бумаге с иглой. VI. Домашнее задание Принести нитки, лоскут ткани. Список литературы: 1. Технология: учебник для учащихся 5 класса / В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. 2. Технология: учебник для учащихся 10 класса / В.Д.Симоненко.– М.: Вентана-Граф, 2000. Приложение : №1 Обозначить на рисунке части и детали машины №2 Словарная работа:
приводные устройства; машины прямострочные; машины с прямой и зигзагообразной строчками; машины выполняющие прямую, зигзагообразную и декоративные строчки; электродвигатель, шкив, пусковая педаль, главный вал. №3 По рисунку рассмотреть детали швейной машины и найти их на самой швейной машине. Работа по цепочке: 1 учащийся читает название, все ищут и показывают эту деталь на швейной машине, учитель проверяет, далее 2 учащийся и т.д. Здесь же обсуждается вопрос о назначении этой детали.
№4 КАРТОЧКА 1 Задание: 1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. 2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.
18.Челночное устройство 1. Деталь швейной машины: прижимная … … 2. Изобретатель швейной машины современной конструкции. 3. Деталь, при помощи которой швейная машина приводится в рабочее состояние или ставится на «холостой» ход. 4. Часть строчки. 5. Деталь швейной машины, необходимая для намотки нитки на шпульку. 6. Место соединения двух и более деталей. 7. Часть швейной машины, её основание. |