Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 164.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.03.2014
Размер164.46 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ

Профориентация выпускников школ
как основа подготовки кадров
в системе профессионального образования
с учетом развития рынка образовательных услуг

Н. Н. Дмитриева

Государственное учреждение Центр занятости населения
г. Магнитогорска
asu@mdv.ru


Многочисленные газеты и журналы, публикующие сведения о вакансиях, пестрят огромным количеством объявлений с приглашением специалистов рабочих профессий. Рабочий класс сегодня крайне необходим. Предприятия во всех регионах страны ощущают серьезные проблемы при формировании штатов, особенно по основным профессиям.

Рассмотрим пример города Магнитогорска, градообразующими предприятиями которого являются предприятия металлоперерабатывающего комплекса.

Анализ ситуации на рынке труда города показывает, что на протяжении последних лет потребность предприятий в рабочих кадрах от общего количества вакансий держится на уровне 80-84% (Приложение 1).

В течение 2006 года в службу занятости было заявлено 13 696 рабочих вакансий. Если посмотреть, как эти вакансии распределяются по отраслям экономики, то получим следующую картину. Наибольший дефицит рабочих испытывают предприятия строительной отрасли – 17,8% от всех вакансий, промышленность – 13,0%, здравоохранение – 40,2%, торговля и общественное питание – 7,1%, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание – по 7,7% соответственно.

Анализ профессиональной структуры спроса свидетельствует о высокой потребности в таких специалистах, как отделочник, станочник, слесарь-ремонтник, электрогазосварщик, плотник, электромонтер, медицинский обслуживающий персонал и т. д. Необходимо отметить, что востребованы в основном специалисты, имеющие достаточный опыт работы по специальности и высокую квалификацию.

Но выпускников школ тянет в юристы, финансисты, торговлю, туда, где вращаются большие деньги. На это настраивает молодежь мощная система коммерческой рекламы, которая показывает с телеэкранов, кто они – нынешние счастливчики и хозяева жизни.

Проведенное Центром занятости в мае 2007 года анкетирование выпускников 11-х классов показало, что большинство старшеклассников сориентировано на поступление в высшие учебные заведения (90%), хотя 59% респондентов к окончанию школы осведомлены о том, что на рынке труда в основном востребованы профессии квалифицированных рабочих.

Это говорит о том, что упущен благоприятный период в школьном возрасте: кружки технического творчества и моделирования закрываются, техническое оборудование в школьных мастерских не выдерживает никакой критики, из-за низкой заработной платы из школ уходят мужчины-педагоги, под руководством, которых воспитываются «самоделкины».

Участники опроса высказали намерения получить профессии в области экономики, финансов (32%), малого и среднего бизнеса (32%), информационного и компьютерного обеспечения (18%). При этом работать в сфере промышленности выразили желание только 17%, в строительстве – 12%. Намерение работать в сфере коммунального и бытового обслуживания населения не высказал никто, хотя город ощущает острый дефицит кадров в указанной сфере (Приложение 2).

Следует отметить, что при выборе профессии учащиеся руководствуются не ее востребованностью на рынке труда, не личными склонностями и способностями, а социальным статусом, которого они хотят достичь.

В условиях сложившегося несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда особую актуальность приобретает содействие профессиональному самоопределению учащейся молодежи.

Такая ситуация заставляет работодателей, учебные заведения, органы службы занятости, администрацию города предпринимать меры, направленные на выравнивание положения на рынке труда.

Система работы по профессиональной ориентации молодежи «школа – профессиональное учебное заведение – предприятие» позволяет совместно с социальными партнерами решать проблему самоопределения выпускников образовательных и профессиональных учебных заведений с учетом потребности городского рынка труда.

Вся деятельность в этом направлении строится в соответствии с Комплексной программой социального партнерства по профессиональной ориентации молодежи на 2006-2007 гг.

Профессиональная ориентация ребят на получение рабочих профессий начинается со школьной скамьи. На этом этапе в тесном контакте работают школьные психологи, психологи службы занятости и предприятия города. В школах проводятся уроки – «Знакомство с миром востребованных профессий», ознакомительные экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия города.

Психологи Центра занятости оказывают содействие в профессиональном самоопределении детей-сирот, выпускников школ-интернатов и детских домов. Для учащихся организуются встречи, на которых выпускники знакомятся с миром профессий, ситуацией на рынке труда, учебными заведениями города.

Проводимый ежегодно анализ «Прогноз спроса и предложения рабочей силы» используется школьными психологами в работе с выпускниками и родителями.

Центр занятости совместно с Управлением образования издает справочник учебной базы города, содержащий информацию о профессиях и специальностях, которые можно получить в учебных заведениях города, описание профессиограмм, профессионально важных качеств, необходимых человеку для работы по выбранной профессии.

Традиционными стали ярмарки профессий для выпускников образовательных школ. Проводимая работа дает свои результаты. Ежегодно около 30% всех выпускников школ делают свой выбор в пользу получения рабочих профессий через профессиональные училища города.

Профориентационная деятельность образовательных учреждений, проводимая совместно с работодателями, позволяет сохранить в определенной степени систему подготовки кадров для различных отраслей экономики и социальной сферы.

В городе насчитывается 11 учебных заведений начального профессионального образования: четыре готовят специалистов для промышленной отрасли, в том числе для металлургической, три училища – для строительства, два – для торговли, общественного питания и бытового обслуживания, два – для других отраслей народного хозяйства.

В основном проблему трудоустройства испытывают выпускники начального профессионального образования, обучавшиеся на платной основе: бухгалтера, юристы, а также выпускники учебных заведений, готовящиеся для отраслей общественного питания и бытового обслуживания – портные, парикмахеры (табл. 3).

Для того чтобы избежать такого перекоса, служба занятости координирует работу учебных заведений при согласовании объемов и профилей профессиональной подготовки на текущий учебный год и рекомендует учебным заведениям осуществлять прием учащихся в соответствии с требованиями профессионально-квалификационной структуры рынка труда. Что же касается групп, обучающихся на коммерческой основе, наши предложения по корректировке приема на эти профессии и специальности носят рекомендательный характер.

Несмотря на имеющиеся проблемы, количество выпускников профессионального начального образования обратившихся в службу занятости, свидетельствует о тенденции их снижения с 15,2% в 2003 году до 8,1% в 2006 году от общего количества выпускников этого уровня. Этому способствует и «демографическая яма», которая, в свою очередь, отягощает проблему дефицита кадров.

Ежегодно проводится анализ профессионально-квалификационного состава безработных выпускников, не приступивших к трудовой деятельности, в сравнении с общим количеством выпускников профессиональных образовательных учреждений всех уровней. Данные оформляются в виде информационного листка и рассылаются в учебные заведения для корректировки планов приема на очередной учебный год.

В информационном листке Центр занятости рекомендует учебным заведениям иметь программу трудоустройства выпускников, сотрудничать с предприятиями всех форм собственности для подготовки специалистов под социальный заказ предприятий; сокращать прием учащихся по профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда; обучать студентов основам поиска работы и самопрезентации, а также формировать личностные качества, позволяющие им успешно выдерживать конкуренцию на рынке труда; вводить в программы обучения специалистов, готовящихся для сферы обслуживания, курс основ предпринимательской деятельности с целью возможной организации собственного дела. Листок содержит перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда.

Проблему повышения престижа рабочих профессий невозможно решать без связи с предприятиями т. к. именно они являются основными заказчиками рабочих кадров, формируют требования к рабочему человеку и в последующем во многом создают его образ.

Магнитогорский металлургический комбинат держит курс на производство высококачественной металлопродукции, развитие до уровня лидирующей мировой компании. В связи с этим продолжается модернизация производства, внедряются новые технологии работы, требующие использования дорогостоящего оборудования, компьютеризации рабочих мест и др. Все это предъявляет особые требования и к рабочим кадрам. Жизненно необходимы современные рабочие – образованные, технически грамотные, профессионалы высшей квалификации.

Поэтому особое внимание на предприятиях металлургического комплекса уделяется кадровой политике.

Необходимо отдать должное руководству ОАО «ММК», которое даже в самые трудные времена сумело сохранить отлаженную систему подготовки молодых кадров через тесную связь с базовыми учебными заведениями профессионального образования. Металлургический комбинат – это единственное предприятие в городе, планирующее потребность в рабочей силе и высококвалифицированных специалистах на 3-4 года вперед. Цель этих превентивных мер – не допустить, чтобы из стен учебных заведений выходили невостребованные на рынке труда выпускники.

Обеспечение высокого качества подготовки будущих молодых специалистов требует от предприятия комплексного подхода: помощи учебным заведениям в создании современной материальной базы, организации экскурсий на производственные площадки, обеспечения оплаты труда мастеров производственного обучения, организации практики в цехах, гарантии трудоустройство выпускников.

Наиболее успешным студентам Магнитогорского государственного технического университета ( начиная с 3 курса) во время обучения предусмотрены адресные стипендии, а при прохождении производственной практики выплачивается заработная плата.

Учебные заведения, со своей стороны, готовят квалифицированные кадры по специальным программам, с учетом требований предприятия.

ОАО «ММК» проявляет заботу не только о подготовке молодых специалистов, но и проводит ряд мероприятий по их закреплению на предприятии. С этой целью создана и успешно реализуется при поддержке «Союза молодых металлургов» целевая молодежная программа, предусматривающая комплекс мер по привлечению и адаптации молодежи, обеспечивающая определенные гарантии оплаты труда, профессионального роста, решения жилищно-бытовых проблем, духовного и физического развития молодых работников. Осуществляются эти программы через шефство и наставничество, систему материального поощрения, проведение профессиональных конкурсов молодых рабочих и специалистов.

Традиционными стали социальные инициативы предприятия: проведение профессиональных конкурсов: «Лауреат молодежной премии ОАО «ММК», «Лучший молодой рабочий по профессии», «Лучший молодежный трудовой коллектив» и др.; встреч учащихся профессиональных училищ и лицеев с молодыми рабочими, привлечение молодежи к спорту, культурному досугу.

По большому счету вся кадровая политика предприятий металлургического комплекса направлена на формирование положительного образа рабочего человека, на повышение имиджа рабочих профессий и заслуживает внимания.

Подготовка квалифицированных кадров требует совместной работы профессиональных училищ предприятий и организаций, муниципалитета. Для координации действий постановлением главы администрации города Магнитогорска утвержден координационный совет по вопросам образования, в который вошли представители Городского собрания депутатов, Центра занятости, учебных заведений, руководители управлений администрации города. Задача совета – согласование действий всех заинтересованных сторон в решении проблем образования города.

Основные направления работы:

  • координация деятельности образовательных учреждений в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей предприятий и организаций в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах;

  • поддержка развития интегрирующих процессов между различными уровнями образования и формирование единого, качественного образовательного пространства;

  • содействие установлению и развитию связей образовательных учреждений с предприятиями и организациями города по вопросам трудоустройства выпускников и др.

Совместная работа отдела по делам молодежи городской администрации и центра занятости населения направлена на организацию работы по летней занятости молодежи. Создаются трудовые отряды молодежи, цель которых снизить уровень правонарушений и приобщить несовершеннолетнюю молодежь к полезной трудовой деятельности. Ребята выполняют различную работу: ремонтируют помещения свих учебных заведений, благоустраивают территорию города, работают в библиотеках, оказывают помощь детским дошкольным учреждениям. Такой труд дает возможность познакомиться поближе с рабочими профессиями, сделать что-то своими руками и заработать свой первый рубль.

Служба занятости большое внимание уделяет повышению конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных учреждений на рынке труда, их социальной адаптации. В первую очередь им оказывается весь комплекс профориентационных услуг. Для молодых людей, зарегистрированных в качестве безработных, проводятся углубленные профдиагностические консультации, направленные на расширение информационного поля клиентов, обучение навыкам трудоустройства и самопрезентации при посещении работодателя.

Выпускники учебных заведений, обратившиеся в службу занятости, не остаются без внимания. Причины обращения их в нашу службу разные – это отсутствие опыта работы и практических навыков, невладение объективной информацией о рынке труда, неумение строить профессиональные планы, неадекватная самооценка. Все это значительно затрудняет адаптацию молодых специалистов в современных экономических условиях.

Из практики работы видно, что молодые люди готовы заниматься чем угодно, лишь бы хорошо платили. При этом амбиции выпускников, их требования к уровню заработной платы и условиям работы намного превышают реальные параметры. Они требуют себе должности, оклады, привилегии на уровне топ-менеджеров.

С целью закрепления на практике знаний, полученных в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, приобретения профессиональных и организаторских качеств, социальной адаптации в новом коллективе, а также для материальной поддержки молодых специалистов служба занятости не первый год занимается трудоустройством выпускников по программам «Первое рабочее место» и «Стажировка».

Надеемся, что существующая система непрерывного процесса профессиональной ориентации, объединяющая в единую систему школы, профессиональные учебные заведения, службу занятости и предприятия, а также общая заинтересованность и партнерство позволят эффективно использовать имеющиеся ресурсы каждого для возрождения престижа и значимости рабочей профессии, а значит, и обеспечит благоприятную социализацию незанятой молодежи. Только с учетом тенденций рынка образовательных услуг профориентация станет действительно основой подготовки кадров.
Таблица 1

Динамика потребности рынка труда города Магнитогорска в рабочей силе








Показатель

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), чел.

всего

в том числе рабочих

человек

%

2005 год

А

Вакансии по состоянию на:

01.07.2005

900

734

81,5

31.12.2005

810

656

81,0

Б

Вакансии, заявленные в течение отчетного периода

12209

10279

84,2

2006 год

А

Вакансии по состоянию на:

01.07.2006

2576

2085

81,0

31.12.2006

1453

1167

80,3

Б

Вакансии, заявленные в течение отчетного периода

15572

13040

83,7




01.05.2007

3962

3360

85,0

Б

Вакансии, заявленные с начала года.

5028

4013

80,0


Таблица 2

Опрос выпускников 11-х классов.
Вопрос: «В какой сфере Вы хотели бы работать»?





Сфера деятельности

Процент выбора

Экономика, финансы и страхование

32%

Малый и средний бизнес

32%

Информатика и компьютерное обеспечение

18%

Промышленность

17%

Здравоохранение и социальное обеспечение

14%

Строительство

12%

Педагогическая деятельность

10%

Транспорт и связь

6%

Коммунальное и бытовое обслуживание

0


Таблица 3

Анализ выпуска рабочих из учреждений
начального профессионального образования в 2004-2006 гг.


Учебное заведение

Специальность

Всего выпускников

Со «свободными
дипломами»

Обратилось в центр занятости

Процент от общего количества выпускников

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Учреждения начального профессионального образования

ПЛ №13

Бухгалтерский учет

нет инф.

28

нет инф.

нет инф.

0

нет инф.

4

16

8

-

57,1

-

ПЛ №17

Парикмахер

28

34

31

8

2

2

16

32

4

57,1

94,1

12,9

Портной

57

83

55

0

0

0

15

19

9

26,3

22,9

16,4

ПУ № 67

Слесарь по ремонту автомобилей

72

87

95

2

12

6

3

5

11

4.2

5,8

11,6

ПУ №121

Повар-кондитер

125

64

66

10

3

9

37

33

20

29,6

51,6

30,3



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск