Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 10»
г. Железногорска Курской области
Открытый урок: «Древний Египет»
(урок обобщения и систематизации знаний)
5 класс
Учитель истории
Москвина Татьяна Анатольевна
г. Железногорск 2013
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Цели урока:
Предметные результаты:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет»;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме. Метапредметные результаты:
- содействовать формированию универсальных учебных действий: работе с картой, первоисточниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе. Личностные результаты:
- способствовать воспитанию культуры общения, умения выслушать собеседника.
Коммуникативные результаты:
- умение работать и взаимодействовать в группах Оборудование: компьютер, телевизор
компьютерная презентация,
карта «Древний Египет»,
карточки с заданиями
|
План урока:
Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Динамическая пауза
Организация контроля и самоконтроля.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Технологическая карта урока
План
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Универсальные действия
|
Организацион-
ный момент. Создание позитивной мотивации.
| - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Давайте настроимся на урок. (Аутотренинг: «Приведем свои мысли в порядок, включим свою сообразительность. Мы будем работать дружно и активно!») - Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и у вас есть возможность показать свои знания. Я уверена, что сегодняшний урок принесёт нам удовлетворение и будет плодотворным.
| Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
| Эмоциональная подготовка к уроку.
| Личностные УУД:
-самоопределение.
Регулятивные УУД:
-целеполагание.
Коммуникативные УУД:
-умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение информации.
| 2.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
Слайд № 1
| - Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда, вам предстоит догадаться.
Звучит музыка. Читаю стихотворение «Египет».
В какую страну мы отправимся путешествовать?
Ребята, посмотрите на экран. (Слайд № 1)
- Так, куда мы сегодня совершим путешествие? (В Древний Египет.)
- На протяжении нескольких уроков мы изучали тему Древний Египет. А что вам запомнилось в ходе изучения данной темы?
Дети отвечают.
| Актуализация знаний учащихся: по пройденному материалу. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.
Чтение стихотворения «Египет»
| Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
| Коммуникативные УУД:
-умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД:
-общеучебные универсальные действия:
смысловое слушание.
Логические универсальные действия:
-анализ стихотворения выбор оснований для формулировки темы.
| 3. Обобщение и систематизация знаний
(Слайд №3 .)
Станция 1
Картографическая
| - Сегодня на уроке наша цель – обобщить и систематизировать знания. Наше путешествие завершит изучение раздела Древний Египет. Ребята, вы распределились по группам, в которых будете работать. Выберите капитана группы, который будет руководить вашей работой. На каждом столе есть пирамида, которая является символом Древнего Египта и символом нашего урока.
- На столах у каждой группы есть папка с заданиями.
Наше путешествие будет по станциям, где нам предстоит открыть волшебные сундучки. Посмотрите на экран. (Слайд № 4.)
- Чтобы открыть эти загадочные сундучки надо подобрать к ним ключи, а они непростые: это ваши знания, умения, навыки – всё то, что мы изучали, чему научились за это время.
В нашем путешествии нас будет сопровождать богиня правды МААТ, которая будет наблюдать за вами и справедливо подводить итоги. За правильные полные ответы 2 балла, 1 балл за добавление, 0- не справились
Подойдите ко мне мы узнаем какой бог будет покровительствовать каждой команде.
Всё, что можешь, расскажи,
Первый ключик подбери.
Всем известно и неново:
Карта – важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно.
Если есть у вас желанье,
Приступаем. Всем внимание!
Первая станция - «Картографическая». На которой вам предлагается показать своё умение работать с картой. У вас есть 1 минута посовещаться и решить, кто будет представлять вашу группу при выполнении этого задания, а капитан нам сообщит, кто же это будет.
В каждой карточке по два задания за каждое можно получить 2 балла. Максимальное количество баллов на этой станции 4.
Показать на карте
1 группа:
географическое положение Египта;
районы земледелия в Египте.
2 группа:
покажите, где в Египте расположено одно из чудес света Древнего мира.
группа:
направления военных походов египетских фараонов.
(Отчёты групп.)
Богиня МААТ озвучивает баллы и дает ключ
| Озвучивание этапов и форм работы, правил группового взаимодействия.
| Выполнение заданий, работа с картой, работа в группах,
элементы игрового взаимодействия
| Личностные УУД:
-включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, -осознание ответственности ученика за общее благополучие команды
Регулятивные УУД:
-адекватно понимать оценку взрослого,
-взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Познавательные УУД:
-обобщать полученные знания, -использовать знаково-символическоое моделирование.
Коммуникативные УУД: -слушать собеседника, -задавать вопросы, -контролировать действия партнёра, -эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества,
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
| Станция 2
Археологическая
| Мы перемещаемся на следующую станцию – Археологическая. Ребята, изучите повнимательней свои пирамиды. Определите, кому могут принадлежать данные предметы и опишите, чем занимались эти люди? Максимальный балл 2
Тростинка - писцу. Серп – земледельцу Колесница – вельможе (Отчёты групп.)
Богиня МААТ озвучивает баллы и дает ключ
| Станция 3
Термины
| Мы отправляемся дальше на станцию «Термины». Здесь вам необходимо поработать с терминами и выполнить задания на соответствие. За каждый правильные ответ вы получаете по 1 балла. Максимальное количество баллов 5.
О каком термине идёт речь? Найдите соответствие.
1 группа:
1. Налоги а) лёгкая двухколёсная повозка, запряжённая лошадьми
2. Дельта б) архитектор, построивший пирамиду Джосера
3. Имхотеп в) высокий тростник, написанные листки
4. Колесница г) сбор в пользу государства
5. Папирус д) разветвление реки на несколько рукавов
2 группа:
1. Пороги а) сплав меди и олова
2. Фараон б) душистые вещества
3. Бронза в) царь Египта
4. Оазисы г) каменистые преграды по течению реки
5. Благовония д) островки зелени в пустыне
3 группа:
1. Иероглифы а)короткое копьё для метания
2. Шадуф б) древняя письменность египтян
3. Гробница в) приспособление для подъёма воды
4. Мифы г) захоронение фараонов и вельмож
5. Дротик д) фантастические сказания о богах
(Отчёты групп.)
Богиня МААТ озвучивает баллы и дает ключ
| 4. Динамическая пауза. (слайд)
|
Жил народ в долине Нила
Поделен на 2 половины
Кто-то в Верхнем царстве жил,
Кто-то в Нижнем не тужил
Долго - долго воевали
Пока едиными не стали.
Ими правил фараон
Воплощение Бога он.
| Станция 4
Реставрационная
| Мы отправляемся дальше на станцию Реставрационная
Представьте себе, что в песках Египта был найден древний папирус с иероглифами, но некоторые места текста были утеряны со временем и наша задача восстановить текст, заполнив пропуски в предложениях. За каждый правильно заполненный пропуск команда получает 1 балла. Максимальный балл 5.
1 команда: На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные _____________. Это огромные гробницы ____________. Их охраняет __________ - мифическое существо с телом льва и головой человека. Самая величайшая пирамида ______ была построена около _______.
2 команда: Сначала в долине реки ________ существовало много мелких государств, которые со временем образовали два крупных: ______________ Египет и ________________ Египет. Примерно в ___ тыс. до н.э. они объединились в одно государство, во главе которого стоял ______________.
3 команда: Египтяне строили для богов ________, при них находились _________ - служители богов. Самым главным богом египтяне считали __________. Жизнь в Древнем Египте зависела от разливов Нила, поэтому особо почитали бога реки _____. Сильна была вера в загробную жизнь, где распоряжался бог __________, с телом человека и головой шакала. (Отчёты групп.)
Богиня МААТ озвучивает баллы и дает ключ
| Станция 5
«Отгадайка»
5. Организация контроля и самоконтроля знаний.
| Приложите вы старанья
Для последнего заданья.
Нам осталось подобрать последний ключик, отправляемся на станцию «Отгадайка».
Разгадайте кроссворд. А сейчас у команд последняя возможность набрать баллы для победы. За каждый правильный ответ 1 балл.
|
| Переключение внимания на другой вид деятельности
|
| Подведение итогов урока.
| - Вот и закончилось наше путешествие по Древнему Египту. Все ключи подобраны при помощи проявленных вами знаний, и мы можем открыть нашу загадочную дверцу. Обратите внимание какое ключевое слово получилось после того как мы разгадали кроссворд. Вы видите надпись:
«Добро пожаловать в Древнее Двуречье», историю которого мы начнём изучать на следующем уроке. А сейчас подведём итоги. Предоставляется слово богине МААТ. Вы все замечательно работали (выставление оценок с обоснованием).
Команда победитель получает «5», и наиболее активные участники других команд
| Формирование оценок по итогам работы на уроке, сформировать интерес к изучению новой темы
| Решают кроссворд, осуществляют взаимопроверку
| Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
- оценивание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
-структурирование знаний
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
| 7. Рефлексия
| Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Вы проявили свои знания и умения, поддерживали друг друга в течение игры, получи навыки работы в команде. И сейчас я хочу предложить вам оценить вашу работу самим: желтая- Я хорошо работал на уроке мне все понравилось, зеленая – понравилось, но я был не очень активным, мне чего-то не хватило, голубая – Я понял , что мне нужно быть более внимательным и старательным. (если есть время спросить что именно понравилось на уроке)
- Урок закончен, до свидания.
|
|
| Регулятивные УУД :
- самооценка на основе критерия успешности.
Личностные УУД:
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
|
|