Скачать 52.59 Kb.
|
Урок 3 Структура программы на языке Pascal выглядит следующим образом: • заголовок программы; • раздел подключения модулей (ранее написанных библиотек); • раздел меток (используется для правильной организации процесса решения задачи); • раздел именованных констант; • раздел типов пользователя; • раздел описания переменных; • раздел подпрограмм пользователя; • начало основной программы; • раздел операторов основной программы; • конец основной программы. В программе могут отсутствовать один или несколько разделов, однако, заголовок программы, раздел подключаемых модулей, начало основной программы, раздел операторов основной программы и конец основной программы являются обязательными. Структура простой программы Program Primer; {заголовок} Uses . . .; {раздел подключения модулей} Var . . .; {раздел описания переменных} Begin {начало программы} {раздел операторов — тело программы} End. {конец программы} ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ Оператор присваивания используется для сохранения результата вычисления арифметического выражения в переменной. Он имеет следующий общий вид: Переменная := <выражение>; Знак := читается как "присвоить". где <выражение> — это выражение, записанное с использованием арифметических и/или логических операций и скобок, значение которого можно вычислить; значение <выражения> должно быть того же типа, что и переменная, указанная слева от оператора присваивания; <имя переменной> — это переменная, в которую будет записано значение <выражения>. Оператор присваивания работает следующим образом: сначала вычисляется выражение, стоящее справа от знака:=, затем результат записывается в переменную, стоящую слева от знака. Например, после выполнения оператора k:=k+2; ОПЕРАТОРЫ ВЫВОДА Вывод данных это процесс передачи данных из оперативной памяти на внешний носитель. Базовая форма оператора вывода позволяет отобразить на экране значения переменных, или констант, а также строки текста. Оператор записывается в одной из следующих форм: write(список); writeln (список); Элементы списка - имена переменных, записанные через запятую, а так же текста, который комментирует, назначение переменных. Текст заключается в апострофы. write(‘<текст>’, <список переменных>); writeln(‘<текст>’, <список переменных>); Оператор write отличается от writeln тем, что при использовании оператора write, курсор остается на этой же строке после выведенного значения, а при использовании оператора writeln курсор переводится на начало следующей строки. Например:
program osa; uses var a,b,s:integer; c,d,t:real; begin write (‘пример 1’); write (‘сложение двух чисел’); измените в первом операторе write на writeln и посмотрите что получится а затем так же изменим и во втором операторе вывода a:=3; b:=5; writeln (‘a=’,a, ‘b=’,b, ’a+b=’,a+b); writeln (‘пример 2’); s:=a+b; writeln (‘a=’,a, ‘b=’,b, ’s=’,s); Writeln (‘для вещественных переменных’); Вывод данных типа real производится в экспоненциальной форме. c:=7.5; d:=1.3 t:= c/d writeln (‘c=’,c, ‘d=’,d, ’t=’,t); Формат вывода В операторе write или writeln вещественное значение (а иногда целое) зачастую удобнее записывать с помощью формата: переменная:ширина:точность Здесь ширина - целое положительное число, определяющее, сколько экранных позиций отводится для вывода всего числа. Точность - целое положительное число, определяющее, сколько цифр из ширины отводится на вывод дробной части числа. Значение точности определено только для вещественных чисел. А=511.04 write А:8:4 511.0400 А=511.04 write А:9:4 <пробел>511.0400 Для целочисленных значений А=86 write А:3 <пробел>86 writeln (‘c=’,c:8.2, ‘d=’,d:9:2,’t=’, t:9:2); end. Оператор ввода Ввод данных – передача информации с внешних носителе в оперативную память Базовая форма оператора ввода позволяет пользователю ввести с клавиатуры значения одной или нескольких переменных. Оператор ввода с клавиатуры может быть записан в одной из следующих форм: read (список_переменных); readln (список_переменных); (Список переменных) - Имена переменных в списке перечисляются через запятую.
Оператор отличается от read тем, что
Форма записи readln используется, в основном, для ввода строк текста, для ввода числовых значений лучше использовать read, т. к. в этом случае пользователь может вводить данные более свободно (и в одну, и в несколько строк экрана). Если водит данные недопустимого типа (например, строку текста вместо числа), то выводится системное сообщение об ошибке и работа программы прерывается. Изменим нашу программу, заменим операторы присваивания значения переменным, оператором ввода с клавиатуры. a:=3; b:=5; read (a,b) Посмотрим, как работает программа. При достижении оператора программа останавливается и ждет ввода данных с клавиатуры. Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии со списком переменных, в той же последовательности и тех же типов что и переменные. Обычно для более корректной работы программы перед оператором read, вставляют оператор write, который поясняет какие данные, вводятся в данный момент. Write (‘введите значения а и в через пробел и нажмите enter’) read (a,b) Введем комментарии и еще раз выполним программу. Самостоятельно:
Д/З Составить программу перевода рублей в доллары |