Скачать 293.79 Kb.
|
МОУ «Новокиреметская основная школа»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2010 / 2011 учебный год по предмету ИНФОРМАТИКА для 5 класса учебник Информатика. Учебник для 5 класса. «БИНОМ. Лаборатория знаний». 2006 г. Босова Л.Л. (название, автор, издательство, год издания) _______________________________________________________________________________________________________________________________ Дополнительная литература _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ учитель Сулейманов Мансур Замилович Общее количество часов по учебному плану 35 часов. Из них: Уроки комбинированные 31 час. Конференции ____ час. Практические занятия ____ час. Уроки-сообщения новых знаний ____ час. Уроки-повторения ____ час. Лекции ____ час. Семинары ____ час. Практические занятия ____ час. Лабораторные работы ____ час. Консультации ____ час. Экскурсии ____ час. Диспуты ____ час. Тесты ____ час. Контрольные работы 4 час. Зачеты ____ час. Составлен в соответствии с учебной рабочей программой, утвержденной «___» ___________________ 200___г. ________________________________________________________________________________ (Кем утверждена программа) Подпись учителя __________________________ Информация-вкладыш К календарно-тематическому плану ФИО учителя Сулейманов Мансур Замилович По предмету ИНФОРМАТИКА В 5 классе 2010/2011 уч. год Общие сведения об учителе (образование, педстаж, категория по ЕТС) образование высшее, окончил КГПИ , стаж педагогической работы 24 лет, учитель I квалификационной категории Программа (авторы, год издания): планирование курса информатики в 5 классе в объеме 35 часов, составленное на основе авторского планирования курса информатики Горячева А.В. (Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004. – 139 с.). Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов, перечень необходимого программного обеспечения. В планировании отдельно выделен минимальный перечень практических работ на ПК, которые необходимы для реализации практической составляющей курса информатики. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ. Итоги проверки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зам. директора по УВР _____________________ (подпись) «____» __________________200___ года УРОКИ ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ Методическое пособие Урок 1. Информация. Информатика. Компьютер Урок 2. Как устроен компьютер Урок 3. Ввод информации в память компьютера Урок 4. Основная позиция пальцев на клавиатуре Урок 5. Программы и файлы Урок 6. Рабочий стол. Управление мышью Урок 7. Запуск программ Урок 8. Управление компьютером с помощью меню Урок 9. Хранение информации Урок 10. Носители информации Урок 11. Передача информации Урок 12. Кодирование информации Урок 13. Формы представления информации Урок 14. Текст как форма представления информации Урок 15. Табличная форма представления информации Урок 16. Наглядные формы представления информации Урок 17. Обработка информации Урок 18. Обработка текстовой информации. Ввод текста Урок 19. Обработка текстовой информации. Редактирование текста Урок 20. Редактирование текста. Работа с фрагментами Урок 21 Редактирование текста. Поиск информации Урок 22. Изменение формы представления информации. Систематизация Урок 23. Форматирование — изменение формы представления документов Урок 24. Компьютерная графика Урок 25. Инструменты графического редактора Урок 26. Обработка графической информации Урок 27. Обработка текстовой и графической информации Урок 28. Преобразование информации по заданным правилам Урок 29. Преобразование информации путем рассуждений Урок 30. Разработка плана действий и его запись Урок 31. Разработка плана действий и его запись Урок 32. Создание движущихся изображений Урок 33. Создание движущихся изображений в программе PowerPoint Уроки 34-35. Повторение пройденного за учебный год ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Данное методическое пособие предназначено в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту (УМК) по информатике для 5-6 классов (автор Босова Л. Л, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ. В состав УМК входят:
УМК построен так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к её изучению впервые. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам Н. Д. Угриновича и И. Г. Семакина. Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного курса информатики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отражения в базовом курсе информатики, хотя и имеют огромный образовательный потенциал. Учебники, являющиеся важнейшим элементом УМК, имеют следующую структуру: теоретические сведения (материал для изучения, самое главное, вопросы и задания), материал для любознательных (тексты для дополнительного чтения, расширения кругозора), компьютерный практикум (подробное описание технологии выполнения практических заданий на компьютере), терминологический словарь и справочные материалы. Большинство работ компьютерного практикума1 состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. В конце каждой работы компьютерного практикума перечислены наиболее важные умения, формированию которых следует уделить особое внимание. Рабочие тетради (по одной для каждого года обучения) расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников 5-х и 6-х классов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом. В состав готовящегося CD будут включены не только готовые программные средства для поддержки учебного процесса и файлы, необходимые для организации компьютерного практикума, но и своеобразная библиотека медиаобъектов, на базе которой учитель сможет самостоятельно скомпоновать материал для конкретного урока. Обязательным атрибутом каждого специализированного учебного кабинета являются печатные наглядные пособия. Комплект из 12 плакатов, разработанный в соответствии с государственным образовательным стандартом по информатике и ИКТ, обеспечивает необходимую степень наглядности при изучении основных содержательных линий курса информатики в 5—6 классах. Представляемое вашему вниманию методическое пособие для учителя создано на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента в 2003/2004 учебном году. Оно содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях. Также в пособии приведен детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих их готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности. ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ 5 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах могут быть определены следующим образом:
В основу представляемого вводного курса информатики для 5-6 классов нами положены такие принципы как:
В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)- Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества. Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями. 1. Модуль «Теоретическая информатика» Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема. Темы для изучения:
2. Модуль «Средства информатизации» Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система. Темы для изучения:
3. Модуль «Информационные технологии» Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ. Темы для изучения:
4. Модуль «Социальная информатика» Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения:
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий 5 класс Учащиеся должны:
6 класс Учащиеся должны:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Умственное развитие современного человека проявляется в его высокой общей и социальной образованности, широком круге и системности его знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться своими знаниями, применять их в своей практической деятельности. Эффективность умственного развития, осуществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания, методов, средств и способов организации процесса обучения. Метод обучения — это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся:
Специфическим компонентом в методической системе обучения информатике является наличие компьютера как нового средства обучения. В этой ситуации одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями. При организации занятий младших школьников по информатике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта. В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации. Широкое применение у нас в стране и за рубежом находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу. При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчета. Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации новых идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необходимо учитывать следующие методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников: индивидуальный контакт ребенка с преподавателем-консультантом; «внедрение» преподавателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов; проект должен быть небольшим; проект должен побуждать к получению новых знаний; проект должен иметь полезный результат, имеющий общественное признание. Для настройки мышления учащихся на максимальную четкость на уроках информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод: можно попросить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Попытка представить себя в роли другого заставляет человека и на себя взглянуть со стороны. Однако навык к исполнению роли весьма непрост и должен специальным образом формироваться. Ролевое исполнение и составление алгоритмов способствует приобретению такого навыка. Известно, что организационные формы оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процесса. Они формируют определенную часть содержания образования (общую для всех учеников и всех предметов). Они учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе. Наиболее распространенной организационной формой работы в нашей школе, обеспечивающей планомерную познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, является урок. Можно выделить следующие основные типы уроков: урок изучения нового материала; урок контроля знаний; обобщающий урок и зачет; урок — лабораторно-практическая работа; комбинированный урок. В рамках урока информатики используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся. Анализ характера деятельности людей, занятых в информационной «индустрии», позволяет сделать вывод, что ведущей в этой сфере является коллективная форма деятельности. Поэтому следует шире применять такие формы работы учащихся как учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом. В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности, по уровню подготовленности. Следовательно, нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, нужна система индивидуальных заданий для практических занятий по информатике. Достаточно эффективны на уроках информатики такие формы работы как: фронтальная беседа; работа за компьютером индивидуально и попарно; демонстрация презентации или работы программы всему классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий. В дидактике доказано, что злейший враг учения — это скука. Поэтому в работе учителя на занятии должны быть интегрированы воедино знания предмета, профессиональное мастерство и артистизм. Большое значение для правильной организации учебного процесса имеет учет возрастных особенностей восприятия. Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания, не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах, обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5—6 классов не должна превышать 10—20 минут. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения. Педагогический опыт показывает, что в 5-6 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:
Информация о ходе усвоения учебного материала получается в процессе контроля — входного, промежуточного, проверочного, итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенной его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока. Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др. Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. Завершая данный раздел, приведем несколько общих рекомендаций, которые, по нашему мнению, будут полезны учителю в организации каждого конкретного урока.
5 класс. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количество часов в неделю, общий уровень учащихся, предпочтения учителя) предлагается три модели организации обучения информатике в 5 классе:
Модель 1. Предлагается следующий, названный нами последовательным, подход к изложению учебного материала: введение в предмет — устройство компьютера и первоначальные пользовательские навыки — информационные процессы — информационные технологии (технологии обработки текстовой и графической информации). Поурочное планирование курса
|