Скачать 481.66 Kb.
|
Урок 1 Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Цели урока: познакомить учащихся с учебником; познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; дать представление о предмете изучения. Основные понятия: информация; информатика; компьютер; данные. Оборудование: Плакат 1. Техника безопасности. Плакат 2. Как мы воспринимаем информацию. Ход урока: 1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.) ТБ в кабинете информатики: входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя; не входите в верхней и влажной одежде; не включайте самостоятельно щит электропитания. ТБ перед началом работы: не размещайте на рабочем месте посторонние предметы; убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры. ТБ во время работы на ПК: чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2; включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя; не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей; не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора; работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам; не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители; не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя; не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю. ТБ после окончания работы на ПК: выйдите из прикладных программ; с разрешения учителя выключите ПК; наведите порядок на рабочем столе; приставьте стул; сдайте рабочее место учителю. 2) Знакомство с учебником: с.6. 3) Объяснение нового материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, плакат 2. Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Задание: №4 или №5 §1.1. Задание №4 §1.1. Заполните следующую таблицу:
Задание №5 §1.1. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.) Ответ: у орла наиболее развито зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота — осязание. Рассказ об оптических иллюзиях, подчеркивающий несовершенство наших органов чувств, плакат 2. Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д. Виды информации по форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию. Данные - информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером. Информатика - наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера. Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера). Задание РТ: №4 с.56. Задание РТ: №4 с.56. Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
4) Материал для любознательных: §3.10. "Профессии" компьютера: вычислитель, пишущая машинка, издатель, переводчик, личный секретарь, художник, конструктор, модельер, архитектор, дизайнер, мультипликатор, композитор и музыкант, почтальон, справочное бюро, библиотекарь, бухгалтер, делопроизводитель, врач, учитель, игротека и т.д. 5) Домашнее задание: §1.1, §2.2, §3.10, вопросы и задания после параграфов. РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56. Подготовиться к тестированию по изученному материалу. 6) Компьютерный проект (творческая работа) по итогам обучения информатики в 5 классе (объявить, что лучшие работы будут представлены на выставке-конференции): текстовый документ в текстовом процессоре ("Чему я научился на уроках информатики" и др.); рисунок в графическом редакторе; комбинированный документ, созданный средствами текстового процессора и графического редактора; анимация на свободную тему; слайд-шоу; презентация и т.д. 7) Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (Перед началом работы закрепить за учащимися рабочие места.) Урок 2 Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Цели урока: познакомить учащихся с устройством компьютера; сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером. Основные понятия: процессор; память; оперативная память; жесткий диск; монитор; клавиатура; дополнительные устройства; аппаратное обеспечение; компьютерные сети. Оборудование: Плакат 6. Компьютер и информация. Ход урока: 1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала: Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №1, №2 с.3 (бегло просмотреть раскрытые на с.3 рабочие тетради всех учеников); несколько учеников зачитывают свои варианты выполнения этих заданий. Задание РТ: №1 с.3. Продолжите фразы: а) Информация - это … знания и сведения об окружающем мире. б) Информатика - это … наука, занимающаяся изучением возможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера. Задание РТ: №2 с.3. Для чего человеку нужны линейка, транспортир, термометр, барометр, компас, телескоп, микроскоп? Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человека. Какие ещё приборы и приспособления вы знаете? Запишите ответы, продолжив следующие фразы: а) Линейка нужна для … измерения отрезков. б) Транспортир нужен для … измерения углов. в) Термометр нужен для … измерения температуры. г) Барометр нужен для … измерения давления. д) Компас нужен для … определения сторон горизонта. е) Телескоп нужен для … приближения удалённых предметов. ж) Микроскоп нужен для … увеличения предметов, невидимых простым глазом. з) Весы нужны для … измерения массы. и) Спидометр нужен для … измерения скорости. Вопросы: №1-3, 6 §1.1.
Тест "Информация". 2) Объяснение нового материала: Как устроен компьютер, §2.1, плакат 6 (рассказ об основных устройствах компьютера, сопровождающийся демонстрацией устройств или их изображений). Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, клавиатура. Дополнительные устройства компьютера: принтер, мышь, акустические колонки, джойстик, дисковод CD-ROM, графопостроитель и т.д. Системный блок (самый главный в компьютере): процессор, память, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках, блок питания и др. Устройства ввода: клавиатура, мышь, трекбол, тачпад, сканер, микрофон, игровые манипуляторы (джойстики), цифровые камеры, модем т.д. Результат ввода - запись данных в ОЗУ. Устройство для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера: процессор. Все операции в компьютере протекают с участием процессора. Устройство для хранения данных: память.
Нельзя вывести информацию непосредственно из внешней памяти, минуя внутреннюю память. Нельзя сохранить информацию во внешней памяти, минуя внутреннюю память. Устройства вывода: монитор, акустические колонки, наушники, принтер, плоттер (графопостроитель) и т.д. Аппаратное обеспечение - совокупность всех устройств компьютера. Компьютерные сети: локальные и глобальные. 3) Закрепление полученных знаний: Задание РТ: №2, с.55. (Карточка 2.2). Повторить правила техники безопасности и организации рабочего места за компьютером, §2.2, записи в тетради. 4) Домашнее задание: §2.1, §2.2, §3.10, вопросы. РТ: №1 с.54, №2 с.55. Подготовиться к тестированию по изученному материалу. 5) Клавиатурный тренажер в режиме "Практика со словами". Загрузка программы, регистрация учеников и выбор соответствующего режима осуществляется перед началом урока. Предложить ученикам после выполнения задания записать свои результаты (количество напечатанных символов, скорость набора, точность, ошибочно нажатые клавиши). Урок 3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой. Цели урока: закрепить знания учащихся об устройстве компьютера; познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер; изучить клавиатуру - важнейшее устройство ввода информации в компьютер. Основные понятия: устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш. Оборудование: Плакат 6. Компьютер и информация. Плакат 7. Знакомство с клавиатурой. Ход урока: 1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала: (8-10 минут). Визуальная проверка выполнения задания РТ: №1 с. 54. (Карточка 2.1). Одному из учеников предлагается на плакате 6 или на настоящем компьютере найти и показать те устройства, которые будут называть его одноклассники. Наиболее сильному ученику предложить самому назвать и показать основные устройства компьютера. Задание РТ: №3, с.56 (можно приготовить соответствующий плакат и пригласить одного из учеников для выполнения этого задания к доске). Необходимо, чтобы ученики не только сделали некоторый выбор, но и могли бы его обосновать. Задание РТ: №3, с.56 Идеи каких из изображённых приборов были использованы при создании персональных компьютеров? Обведите эти приборы. Вопросы №1-4 §2.1.
Вопросы №1,2 §2.2 (не следует добиваться того, чтобы ученики дословно перечисляли правила организации своего рабочего места - задача учителя состоит в том, чтобы максимально обеспечить их соблюдение во время работы на компьютере).
2) Объяснение нового материала: Ввод информации в память компьютера, §2.3. с.69, плакат 7. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Виды информации, которые может обрабатывать компьютер: числовая, текстовая, звуковая, графическая и видеоинформация. Устройства ввода информации:
Клавиатура - важнейшее устройство ввода информации в память компьютера, содержащее внутри микросхемы и др. детали. Группы клавиш
{F1} - {F12}. Запрограммированы на выполнение определённых действий, их назначение определяется той программой, с которой пользователь работает в данный момент.
Цифры: 0 1 2 3 4 5 6 и др. Символы: @ № ! $ & * + ( ) = / и др. Русские и латинские буквы: А Щ Ы Ю S Z R G L и др. {Пробел}. С их помощью набирают тексты, арифметические выражения, записывают свои программы. {Пробел} отделяет слова друг от друга.
Курсор - место ввода очередного символа на экране монитора (отмечается мигающей чёрточкой). {←}, {↑}, {→}, {↓} перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении. {PageUp} и {PageDown} позволяют листать документ вверх и вниз. {Home} и {End} переводят курсор в начало и конец строки.
Расположены разрозненно, но так, чтобы удобно было нажимать. Выполняют специфические функции. Имеют труднопроизносимые англоязычные названия. {Enter} - завершает ввод команды и вызывает её выполнение; при наборе текста служит для завершения ввода абзаца. {Esc} - обычно для отказа от только что выполненного действия. {Shift}, {Ctrl}, {Alt} - изменяют действия других клавиш.
{NumLock} при включенном индикаторе - "калькулятор", а при выключенном - режим управления курсором.
{Power} - выключает компьютер. {Sleep} - переводит компьютер в "спящий" режим и обратно. {Wake} - включает компьютер.
- вызывает главное меню. - предназначена для работы с графическим интерфейсом операционной системы Windows. Задание РТ: №7 с.58. (Принять соглашение, как произносить названия тех или иных клавиш). Задание РТ: №7 с.58. Заполните таблицу.
3) Домашнее задание: |