Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»
6 класс
Составитель: Федорова Любовь Ивановна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»2013г. Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель. Программой предусмотрено проведение 18 практических работ: Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов. Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
6 класс
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Учебник по информатике для 6 класса, автора Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; «Информатика и ИКТ» М.:«БИНОМ. Лаборатория знаний»2013г
Рабочая тетрадь для 6 класса, автора Л. Л. Босова, А. Ю. Босова « Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Windows CD. Версия 6.1. 2009. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Сайт http://sc.edu.ru,
Дополнительная литература:
Методическое пособие. Информатика 5-6 класс / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Сайт: http//metodist.Lbz.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Содержание курса информатики и ИКТ Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Текстовый редактор. Графические возможности текстового редактора. Создание компьютерного документа. Создание и списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Конструируем и исследуем графические объекты.
Мультимедийная презентация. Создание линейной презентации. Создание презентации с гиперссылками. Создание циклической презентации.
Раздел 3. Информационное моделирование Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока
| Тема урока
| Задания
| 1
| Информация Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
| $2 тетр.20, 21, 23
| 2
| Информация вокруг нас. Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления.
| $1 тетр. 4, 5.6
| 3
| Действия с информацией
| $1 тетр.9, 10
| 4
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Что умеет компьютер? Как устроен компьютер.
| $2 тетр.14. 16, 17
| 5
| Ввод информации в память компьютера. Устройства ввода информации. Клавиатура.
| $3 тетр.26, 30, 32
| 6
| Основная позиция пальцев на клавиатуре. Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру»
| $3 тетр.35, 36, практика стр. 99
| 7
| Управление компьютером. Программы и документы. Рабочий стол.
| $4 тетр. 40, 41
| 8
| Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2 «Приемы управлением компьютером»
| $4 практика стр. 101
| 9
| Главное меню. Запуск программ.
| $4 тетр. 46, 47
| 10
| Что можно выбрать в компьютерном меню.
| $4 тетр. 48, 53
| 11
| Хранение информации. Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память.
| $5 тетр. 60, 61
| 12
| Файлы и папки. Практическая работа № 3 «Создание и хранение файлов»
| $5 тетр. 67, 68 практика стр. 105
| 13
| Передача информации. Схема передачи информации. Электронная почта. Практическая работа № 4 «Работа с электронной почтой»
| $6 тетр.73, 77 практика стр. 109
| 14
| Кодирование информации. В мире кодов. Способы кодирования информации.
| $7 тетр. 83, 84, 85, 86
| 15
| Метод координат
| $7 тетр. 99
| 16
| Текстовая информация. Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
| $8 тетр. 103, 104, 105
| 17
| Ввод текста. Редактирование текста. Практическая работа № 5 «Ввод текста». Практическая работа № 6 «Редактирование текста»
| $8 тетр110, 111, 112 практика стр. 113, 117
| 18
| Форматирование текста Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста». Практическая работа № 8 «Форматирование текста»
| $8 тетр. 118 практика стр. 121, 126
| 19
| Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы
| $9 тетр. 121, 122
| 20
| Табличный способ решения логических задач Практическая работа № 9 «Создание простых таблиц»
| $9 тетр.127, 128. 175 практика стр. 129
| 21
| Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
| $10 тетр. 133. 180, 181
| 22
| Диаграммы. Практическая работа № 10 «Построение диаграмм»
| $10 тетр. 136, 160 практика стр. 136
| 23
| Компьютерная графика. Графический редактор Практическая работа № 11 «Изучение инструментов графического редактора»
| $11 тетр. 142, 145 практика стр. 143
| 24
| Редактирование рисунка. Практическая работа № 12 «Работа с графическими фрагментами»
| $11 тетр. 144 практика стр. 154
| 25
| Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации.
| $12 тетр. 148. 149
| 26
| Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам
| $12 тетр.150,153, 155
| 27
| Преобразование информации путем рассуждений
| $12
| 28
| Разработка плана действий и его запись
| $12
| 29
| Практическая работа № 13 «План работы в графическом редакторе»
| практика стр. 159
| 30
| Практическая работа № 14 «Создаем списки»
| практика стр. 165
| 31
| Практическая работа № 15 «Поиск информацию в сети Интернет»
| тетр. стр. 136 - … практика стр. 170
| 32
| Практическая работа № 16 «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор»
| тетр. 168, 173. 176 практика стр. 173
| 33
| Создание движущих изображений. Практическая работа № 17 «Создание анимации»
| $12 практика стр. 176
| 34
| Практическая работа № 18 «Создание слайд шоу»
| практика стр. 181
| 35
| Обобщающий урок
| Не задано
| 36
| Резерв времени
|
|
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; вебкамера; микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
|