Скачать 233.95 Kb.
|
Содержание стр.
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами……… 6
форм обучения /темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению ……… 8 7.1.Примерная тематика курсовых работ (при ее наличии в учебном плане) для всех форм обучения …………………………………… .8 7.2.Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению ……………… .8
12.1. Оценочные средства для входного контроля……………………………… …10 12.2. Оценочные средства для текущего контроля………………………………….12 12.3. Оценочные средства для самоконтроля……………………………………….13 12.3. Оценочные средства для промежуточного контроля………………… …… 14
Курс «Автоматизированная обработка текстовых массивов» ставит своей целью усвоение обучаемыми знаний о форматах представления текстовых данных и методах их автоматизированной обработки, развитие умений и навыков в применении программного обеспечения для редакции, коррекции и анализа текстов, формирование компетенций в области проектирования и использования программных средств обработки текстов, необходимых для осуществления успешной переводческой деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Автоматизированная обработка текстовых массивов» относится к информационно-аналитическому циклу, вариативная часть. Данная дисциплина осваивается на базе ранее полученных студентами знаний по следующим курсам: 1. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. 2. Введение в языкознание. 3. Практический курс 1-го иностранного языка. Дисциплина «Автоматизированная обработка текстовых массивов» является обеспечивающей для следующих курсов:
Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям: До начала изучения дисциплины студент должен: 1) умение применять методику ориентированного поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях; 2) проводить лингвистический анализ текста/дискурса на основе системных знаний современного этапа и истории развития изучаемых языков; 3) адекватно применять правила построения текстов на рабочих языках для достижения их связности, последовательности, целостности на основе композиционно-речевых форм. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел I. Этапы решения задач Тема 1. Программный материал Постановка задачи. Построение математической модели: понятие математической модели, исходных и выходных данных; рекомендации по построению математической модели. Технические издания. Выбор программного обеспечения для решения поставленной задачи. Тестирование: цель этого этапа, понятие текста, тестирования; принципы тестирования; правила тестирования. Алгоритмизация: назначение этого этапа, методы пошаговой детализации и структурного подхода при конструировании алгоритмов. Программирование: понятие программы, цель этапа; критерии эффективности программы и способы их выполнения. Откладка и редактирование программы: цель откладки и редактирования программы; типичные ошибки, их поиск и ликвидация. Получение результатов, их анализ и интерпретации: цель и назначение этого этапа. Основные понятия: модель, алгоритм, техническое задание, программирование, тест. Компетенции: ОК-10, ПК-5. Тема 2. Языки программирования Языки программирования: понятие и их классификация. Алгоритмический язык программирования: характеристика, среда программирования, структура программы, алфавит, основные конструкции: константы, переменные, операции, выражения. Технология объектно-ориентированного программирования (понятие, назначение). Основные понятия ООП: объект, его свойства, метод, событие. Принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Структура программы на языке ООП. Проект: понятие, назначение. Форма: понятие, основные свойства и методы. Элементы управления: понятие, назначение, основные свойства и методы. Построение структурной тематической аннотации текста. Компетенции: ОК-10, ПК-5. Тема 3. Программирование линейных алгоритмов. Базовая алгоритмическая структура «следование». Оператор присваивания. Процедуры, функции ввода-вывода. Функции преобразования типов данных. Основные понятия: оператор, следование, процедура, функция. Анализ текстов для возможности дополнить ряды англоязычных вариантов для дескрипторов. Компетенции: ОК-10, ПК-5. Тема 4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Базовая алгоритмическая структура «вставление». Морфологический анализатор. Оператор условного перехода. Оператор выбора. Основные понятия: оператор, вставление. Компетенции: ОК-10, ПК-5. Тема 5. Программирование циклических алгоритмов. Базовая алгоритмическая структура «цикл- «пока», «цикл-«до». Циклические операторы. Основные понятия: оператор, цикл. Представление знаний в системе автоматической обработки текстов. Компетенции: ОК-10, ПК-5. Раздел II. Текстовые массивы. Тема 6. Графика и мультимедиа Графическая система координат. Графические методы построения простейших объектов языка. Элементы. Графические элементы управления. Технологии проектирования анимации. Графический метод, пиксель, координаты. Компетенции: ОК-10, ПК-5 Тема 7. Обработка массивов данных на иностранном языке Понятие массива, его характеристики. Статистические, динамические массивы. Одномерные, двумерные массивы. Описание массивов разных языков. Решение типовых задач с использованием массивов. Основные понятия массив, размерность массива, количество элементов массива, элемент массива, тип массива. Компетенции: ОК-10, ПК-5 Тема 8. Обработка текстовой информации на иностранном языке Строковая величина. Автоматическое рубрицирование англоязычных текстов. Процедуры, функции работы со строками. Основные понятия: строка. Компетенции: ОК-10, ПК-5 Тема 9. Подпрограммы Понятие подпрограммы. Подпрограммы: функция и процедура. Локальные и глобальные переменные. Рекурсия. Тезаурус для автоматического индексирования, как и тезаурус для ручного индексирования. Основные понятия: процедура, функция. Компетенции: ОК-10, ПК-5 Тема 10. Файлы Работа с файлами данных. Автоматическое аннотирование англоязычных текстов. Файлы произвольного доступа. Принципы включения в Тезаурус многословных терминов тесно связаны с его использованием в автоматических процедурах. Файлы последовательного доступа. Компетенции: ОК-10, ПК-5 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
5.3 Разделы и темы дисциплин и виды занятий
6. Перечень семинарских занятий и лабораторных работ
7. Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения /темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 7.1. Примерная тематика курсовых работ (при ее наличии в учебном плане) для всех форм обучения Курсовая работа учебным планом не предусмотрена. 7.2. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению Заочная форма обучения не реализуется. 8. Задания для самостоятельной работы студента Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебными планами для всех форм обучения в объеме 50-90% от общего количества часов, отведенных на освоение дисциплины, способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, развитию умений и навыков применять теоретические знания на практике, формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Самостоятельная работа включает:
Образец таблицы с заданиями для самостоятельной работы
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Дьяконов В. П. Mathematica 5/6/7. Полное руководство. — М.: «ДМК Пресс», 2009. — С. 624. — ISBN 978-5-94074-553-2. 2. Панасенко С.П. Алгоритмы шифрования. Специальный справочник. - СПб.: БХВ6Петербург, 2009, 576 с. в) дополнительная литература 3.Абрамов и др. задачи по программированию - М.: Наука, 1988. 4..Алгоритмы и программы. Сборник задач.- Чебоксары: изд-во «Клио», 1994. 5.Архангельский А.Я. Приемы программирования в Delphi. – М.:ЗАО «Изд-во Бином», 2004 6.Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 7. – М.:ЗАО «Изд-во Бином», 2003 7.Бабушкина И.А. Практикум по ООП. М.- 2004 8.Епанешников А.М. Turbo Pascal 7.0. Новая редакция. - М.: Диалог-МИФИ, 2001 9.Желонкин А.В. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум. М. -2004 10.Керман А, Митчелл Н. Программирование и откладка в Delphi. Учебный курс. – М., 2004 11.Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. - БХВ, 2000 12.Лукин С.Н. Turbo Pascal 7.0. Самоучитель для начинающих.. - М.: Диалог - МИФИ,2001 13.Немнюгин С. А. Turbo Pascal. Практикум - СПб : Питер, 2001 14.Немнюгин С. А. Turbo Pascal. Учебник -СПб : Питер, 2001 15.Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.Б.Хорев. 6 46е изд., стер. 6 М.: Издательский центр "Академия", 2008. 6 256 с. г) программное обеспечение 1. Программные пакеты: MS Office: MS – Word 2000. 2. Специальное информационное и программное обеспечение: Интерлекс. 3. Oxford Deluxe – многопользовательский мультимедийный самоучитель – 1 CD ,226 МБ; 144 интерактивных урока, 2006. 4. living English – многопользовательская интерактивная обучающая программа – 1 CD , 579 МБ; 36 аудиотекстов по 18 темам с заданиями (Москва, 2005). 5. «Мастера Delphi», форум, собрания FAQ , статьи, программы, ссылки на статьи, посвященные Delphi. д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы: Wolfram Alpha intellectual search service: www.wolframalpha.com. Система интеллектуального поиска и обработки информации на основе ядра среды обработки данных Wolfram Mathematica. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс с установленным программным обеспечением и доступом к интернету, ноутбук, экран и проектор для преподавателя. 11. Образовательные технологии В процессе проведения занятий предполагается использование лекционных и практических форм организации работы, семинаров, моделирующих реальные ситуации работы, а также компьютерные симуляции реальных условий профессиональной деятельности. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме – 40%. 12. Оценочные средства (ОС). 12.1 Оценочные средства для входного контроля (компетенции: ОК-10, ПК-5) 1. Выполните следующие задания: 1. Используя поисковую систему Google, сформировать список слов, однокоренных для слова "учеба". 2. Используя программы Microsoft Word и Microsoft Excel, упорядочить этот список по длине, по алфавиту и сформировать список этих слов в обратном алфавитном порядке. 3. Используя программы Microsoft Word и Microsoft Excel, вычислить длину каждого из этих слов и найти сумму всех этих длин. 4. Предложить алгоритм формирования всех слов с заданным корнем. 2. Выполните тестовые задания по программированию и программным продуктам семейства Microsoft Office: 1. Цель информационной технологии: а) качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями пользователя б) интенсивное развитие вычислительной техники в) оптимизация результатов решения задач в реальном времени г) совершенствование технологии программирования с использованием пакетов прикладных программ. 2. Информационная модель – это: а) модель, объединяющая физическую и натурную модели б) модель, выраженная в виде информации, доступной для использования человеком в) модель, построенная с помощью математических методов г) объект-заместитель объекта-оригинала. 3. В зависимости от уровня автоматизации информационные системы бывают: а) центральные, периферийные, вспомогательные б) научные, прикладные, операционные в) ручные, автоматизированные, автоматические 4. Свойства любой информационной системы – это: а) моделирование, управление б) технологичность, производительность в) делимость, целостность г) первичность, вторичность. 5. Делимость: а) это внедрение информационных систем с целью повышения деятельности фирмы б) это внедрение новых методов управления, основанных на принципах моделирования в) указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями её подсистем и элементов г) означает, что систему можно представить состоящей из самостоятельных частей – подсистем. 6. Табличные процессоры: а) предоставляют возможность подготавливать документы на компьютере б) позволяют создавать и редактировать картинки на экране компьютера в) позволяют управлять большими информационными массивами – базами данных г) обеспечивают работу с большими таблицами чисел. 2. Редакторы текстов и издательские системы: а) предоставляют возможность подготавливать документы на компьютере б) позволяют создавать и редактировать картинки на экране компьютера в) позволяют управлять большими информационными массивами – базами данных г) обеспечивают работу с большими таблицами чисел. 3. Системы управления базами данных (СУБД): а) предоставляют возможность подготавливать документы на компьютере б) позволяют создавать и редактировать картинки на экране компьютера в) позволяют управлять большими информационными массивами – базами данных г) обеспечивают работу с большими таблицами чисел. 4. Графические редакторы: а) предоставляют возможность подготавливать документы на компьютере б) позволяют создавать и редактировать картинки на экране компьютера в) позволяют управлять большими информационными массивами – базами данных г) обеспечивают работу с большими таблицами чисел. 5. Прикладные программы – это: а) программы, которые обеспечивают выполнение необходимых пользователям работ б) программы, которые выполняют различные вспомогательные функции в) системы, обеспечивающие создание новых программ для компьютера г) программы, расширяющие возможности DOS по управлению устройствами ввода-вывода. 12.2. Оценочные средства для текущего контроля (ОК-10, ПК-5) Перечень тем для индивидуального проекта:
12.3. Оценочные средства для самоконтроля (ОК-10, ПК-5) Задание 1: Дайте определения терминов: а) Лингвистический процессор b) Корпус текстов c) Разметка корпуса текстов d) Морфологическая форма f) Синтаксическое дерево h) Грамматика НС k) Проективность l) Фреймовая модель m) Семантическая сеть n) Кореференция o) Логический вывод p) фориальная онтология Задание 2: Ответьте на следующие вопросы:
Зачет по дисциплине «Автоматизированная обработка текстовых массивов» включает теоретический вопрос и практическое задание. Перечень теоретических вопросов к зачету:
Перечень практических заданий к зачету:
Сформированные компетенции: ОК-10, ПК-5. |