Скачать 65.66 Kb.
|
Системно-деятельностный подход в обучении Левицкая Е.А., заместитель директора по УМР МБОУ «СОШ № 21» «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: – планирование учениками своей деятельности на уроке; – выбор ими источников информации; – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками; – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты. Что касается теории, то по вопросу системно-деятельностного подхода в обучении материала очень много. А что касается практики, то здесь каждый учитель становится настоящим изобретателем, творцом, осуществляющим поиск новых методов и технологий, с помощью которых урок будет построен по-новому. Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. Всем нам уже давно знакома проектная методика, которая позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Одной из более приемлемых технологий, на мой взгляд, в осуществлении применения метода проекта на уроке является технология Web-квест. 06 ноября в МБОУ «СОШ № 21» был проведён практический семинар среди педагогов нашей школы, на котором учителя делились своими наработками в области применения современных технологий, которые направлены на осуществление системно-деятельностного подхода. Педагоги рассказывали о возможностях мобильного класса, интерактивных средств обучения и технологии Web-квест, которая заинтересовала многих педагогов нашей школы. Итак, что же такое Web-квест? Web-квест – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Впервые модель была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке. Web-квест это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети. Этот вид проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка ссылок, страницы для заключения и оценки учителем. Хорошо выполненный Интернет-проект объединяет в себе реализацию общеязыковых, мыслительных умений и личностных качеств. Web-квест имеет более узкую направленность, чем любое задание, направленное на поисковую деятельность в Интернете. Вместе с тем он предлагает возможность более эффективного использования учебного времени. Эти проекты помогают получить определенную информацию, касающуюся той, это или иной сферы деятельности. Они позволяют учителю отследить траекторию деятельности обучающихся и легко оценить реальный результат их деятельности. Кроме того, Web-квест можно использовать на интегрированных уроках, семинарах и конференциях. Web-квест – это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
В качестве примера я хочу привести урок английского языка, который разработала наша коллега, молодой перспективный педагог Чижова Елена Леонидовна. Одно из основных условий, которое должно быть в образовательном учреждении – это наличие сети с выходом в Интернет, компьютеры, ноутбуки, подключенные к сети. Создавая урок в формате Web-квест, педагог должен создать свой сайт. Это может быть самый простой сайт, который в дальнейшем будет прикреплён к основному, информационному сайту педагога. Рабочий сайт непосредственно для урока создаётся буквально за 7 – 10 минут. (Демонстрация урока) К уроку учитель создаёт презентацию и в ней делает ссылки на сайт, где урок пошагово расписан. Первый этап целеполагание. Учащимся предлагается ряд картинок с изображением школьной формы. Дети сами формулируют тему урока и её цели. На сайте педагог помещает видеоролик на английском языке, где дети обсуждают форму в Кембридже, говорят о её плюсах и минусах. Учитель задаёт вопросы, на которые обучающиеся отвечают. Дети рассказывают о своём отношении к школьной форме. Педагог сообщает, что сегодня они будут работать в группах, чем они будут заниматься. Далее ученикам предлагается работать над самостоятельным изучением материала. На сайте, созданном педагогом есть ссылки на различные Интернет-источники, чаще всего это Векипедия. На которых представлена школьная форма разных стран мира: Китая, Индонезии, Вьетнама. (Вся информация на английском языке). Учащиеся изучают данную информацию, анализируют сравнивают одежду разных стран. Затем им предлагается посмотреть. Какая школьная форма была у родителей. Снова они идут по ссылке на Интернет–ресурс, где представлена школьная форма, которая была в СССР. После этого идёт обсуждение по предлагаемым вопросам. И следующий этап это проект создания школьной формы самими учениками. Работа осуществляется в группах. Девочки создают школьную форму для мальчиков, мальчики – для девочек. На сайте есть ссылка, в которой представлены все этапы работы над созданием проекта. Затем каждая группа представляет разработанную ими форму. Последний этап это рефлексия. Этот этап урока тоже находится на сайте. Полностью расписано, как и за что ребёнок себя оценивает, чем он занимался на уроке. Какова была его роль в процессе создания проекта. И сам выставляет себе оценку за урок. Вашему вниманию я представляю ссылку на Интернет-ресурс Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку открытия новых знаний http://festival.1september.ru/articles/607002/ и адрес сайта Чижовой Елены Леонидовны (http://englishnv.jimdo.com ). Вы можете познакомиться с её основным сайтом. Там вы найдёте продемонстрированный урок, сможете его посмотреть полностью со всеми ссылками, а также найдёте много другой полезной информации. И завершить своё выступление я хочу словами Дмитрия Ивановича Писарева. «Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». |