МОУ Большесельская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена
на заседании ММО
Протокол № ______
От «__» _________2013г. _____________/Шагвалеева Г.А./
| Утверждаю Приказ № 269
От « 13 » августа 2013г.
Директор школы _____________/Дьячкова Е.Ю./
|
Рабочая программа
курса информатика в 3 «А» классе
Учитель: Шагвалеева Г.А.
2013г.
Структура рабочей программы
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
Общая характеристика учебного предмета, курса;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое и поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ 1-4 классы» 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа. В 2-ух книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна.-Изд. 2-е, испр.- М. :Баласс, 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. Изменений в программе нет.
Цели и задачи учебного предмета, курса
Цели программы:
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
● поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● представление материала в табличном виде;
● упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
● использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если …, то….», «не только, но и …»;
● элементарное обоснование высказанного суждения;
● выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Задачи программы:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике;
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
Общая характеристика учебного предмета
В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров;
проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Логико-алгоритмический компонент. Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс« Информатика и ИКТ» изучается со 2-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102часа.
Рабочая программа реализуется с УМК: А.В.Горячев, Н.И.Суворова «Информатика» (Информатика в играх и задачах -3 класс» , М: Баласс, 2012 г. «Начальная школа 2100», А.В.Горячев «Информатика» (Логика и алгоритмы)
Рабочая программа для 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Логико-алгоритмический компонент Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Логико-алгоритмический компонент
Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты Логико-алгоритмический компонент Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты Логико-алгоритмический компонент.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание учебного предмета. Логико-алгоритмический компонент
3-й класс
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности
Тематическое и поурочное планирование
3-й класс
Тема
| Число часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся
| Алгоритмы
| Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
| 9
| Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.
| Группы (классы) объектов
| Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
| 8
| Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.
Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.
Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
| Логические рассуждения
| Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
| 10
| Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.
Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.
| Применение моделей (схем) для решения задач
| Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
| 7
| Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.
Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
| 1четверть
* - задания повышенной трудности, выполняются по желанию ученика
№
| № урока/ количество часов по теме
| Дата
проведения
| Тема урока
| Домашнее задание
| 1
| 1/1
|
| Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете.
Что такое Алгоритм?
| Составить алгоритм “Возьми банан”
Зад.4 в учебнике
| 2
| 2/1
|
| Схема алгоритма
| Зад.9(3,4); 10(3); 8* в учебнике
| 3
| 3/1
|
| Алгоритмы с ветвлением
| Зад.13;15 в учебнике
| 4
| 4/1
|
| Цикл в алгоритме
| Зад.18, Сравнить алгоритм. Обвести команды, которые выполняются несколько раз.
| 5
| 5/1
|
| Смешанный алгоритм (Алгоритмы с ветвлениями и циклами)
| Зад.22 в учебнике.
| 6
| 6/1
|
| Алгоритмы. (Закрепление пройденного материала; урок путешествие)
| Зад.22 в учебнике. Сравнить алгоритмы.
| 7
| 7/1
|
| Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.
| Зад.26; Придумать вопросы, на которые можно ответить “Да”, ”Нет” и требующие полного ответа.
| 8
| 8/1
|
| Алгоритмы. Контрольная работа.
| Нарисовать алгоритм в картинках.
| 9
| 9/1
|
| Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний.
|
| 2 четверть
№
| № урока/ количество часов по теме
| Дата
| Тема урока
| Домашнее задание
| 1
| 10/1
|
| Состав и действия объектов
| Зад.5. Составить чайнворд
| 2
| 11/1
|
| Группа объектов. Общее название
| Зад.12. Заполнить самостоятельно последние столбики, придумав любое название класса.
Зад.14. Решить кроссворд
Зад.17. Расселить зверей по клеткам.
| 3
| 12/1
|
| Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса.
| Зад.18. Вписать в таблицы 2-3 общих свойства.
Зад.20, 21. Заполнить таблицы
Зад.23. Заполнить таблицу.
| 4
| 13/1
|
| Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
| Зад.27.Назвать собственным именем чашки
Зад.31. Найти общее имя и общие признаки; собственное имя, отличительные признаки
| 5
| 14/1
|
| Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, закрепление пройденного материала.
| Зад.39. Заполнить таблицы общих и отличительных признаков.
Зад.40. Заполнить таблицу описания объектов
| 6
| 15/1
|
| Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, подготовка к контрольной работе.
| Зад.37,40. Заполнить таблицу
| 7
| 16/1
|
| Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа
| Зад.42. Заполнить кроссворд.
Зад.44. Заполнить таблицу
| 8
| 17/1
|
| Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Обобщение и систематизация знаний.
| Зад.45
| 3 четверть
№
| № урока/ количество часов по теме
| Дата
| Тема урока
| Домашнее задание
| 1
| 18/1
|
| Множество. Число элементов множества.
| Зад.2,7,8 Вписать в таб. Названия множеств, отметить количество элементов.
| 2
| 19/1
|
| Логические операции. Пересечение множеств.
| Зад.12
| 3
| 20/1
|
| Логические операции. Пересечение множеств.
| Зад.16, 17. Соединить каждый рисунок с парой множеств.
| 4
| 21/1
|
| Истинность высказывания. Отрицание.
| Зад.22. Придумать 5 высказываний к игре «Верю не верю».
| 5
| 22/1
|
| Истинность составного высказывания.
| Зад.26.
| 6
| 23/1
|
| Граф. Построение графов.
| Зад.29. Придумать историю и пустой граф, на отдельном листке
| 7
| 24/1
|
| Ориентированный граф.
| Зад.34, 35
| 8
| 25/1
|
| Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы. Закрепление материала.
| Зад.34, 35
| 9
| 26/1
|
| Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
| Зад.40, 42
| 10
| 27/1
|
| Обобщение пройденного материала. Работа над ошибками.
| Составить 2 рассказа и графы к ним. Первый граф должен быть ориентированный, второй нет
| 11
| 28/1
|
| Аналогия
| Зад.1
| 4 четверть
№
| № урока/ количество часов по теме
| Дата
| Тема урока
| Домашнее задание
| 1
| 29/1
|
| Закономерность
| Зад.7-8, Зад 13 и 15
| 2
| 30/1
|
| Аналогичная закономерность
| Зад.20,21,22
| 3
| 31/1
|
| Аналогичная закономерность. Закрепление.
| Зад.28-33
| 4
| 32/1
|
| Выигрышная стратегия
| Зад. 38-42
| 5
| 33/1
|
| Контрольная работа
|
| 6
| 34/1
|
| Обобщение пройденного материала. Работа над ошибками.
|
| Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядно-дидактические материалы
Учебник - тетрадь:
• А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 3 кл.
М. Баласс 2012
Пособия для преподавателей :
• СD - «Роботландия» 1-4 кл.
• CD – «Занимательная информатика»
• А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 3 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2012
- магнитофон;
- телевизор;
Электронно-программное обеспечение
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя )
4) интерактивная доска |