Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер83.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Агрегатные состояния вещества.
Строение твердых, жидких и газообразных тел.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Человек и информация

(Тема урока)




ФИО (полностью)

Плескова Ирина Аркадьевна



Место работы

МОУ «Лицей № 2» городского округа город Воронеж



Должность

учитель физики



Предмет

физика



Класс

7



Тема и номер урока в теме

Агрегатные состояния вещества.
Строение твердых, жидких и газообразных тел
.




Базовый учебник

Под. ред. Перышки , 7 класс



ЦЕЛИ:

Научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения. Знать основные положения МКТ.

Систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул.

Учиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению агрегатных состояний вещества. Усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это. Составить список явлений, которые объясняются основными положениями МКТ строения вещества, найти удобную форму представления этой информации.

Дать представление о кристаллической решетке как модели строения твердых тел. Обосновать связь между межмолекулярным взаимодействием и строением вещества. Познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений.

Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой по нескольким источникам.

Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях.

Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях. Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о строении вещества.

Работать над формированием умений, анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат (формировать “зоркость” в поисках), выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.

Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Высказать свое суждение о роли теоретических знаний в познании человеком природы (используя только изученную тему).

ТИП УРОКА: Изучения и первичного закрепления новых знаний. Школьная лекция или беседа с постановкой демонстрационного эксперимента.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуально - групповая

НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер учителя, мультимедийный проектор

Анализ выполнения домашнего задания: индивидуальный контроль знаний и умений.


Примерный перечень вопросов:

  1. Что вам известно о строении вещества? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

  2. Какие явления доказывают, что молекулы вещества движутся?

  3. Приведите примеры подтверждающие, что между молекулами существуют силы взаимодействия.

  4. Что доказывает явление смачивания?

  5. Положите в воду кусочек мела. Что наблюдается? Объясните.

  6. Почему трудно оторвать друг от друга две смоченные пластины полированного стекла?

Подвести итог устных ответов учащихся и систематизировать знания в виде таблицы, схемы, рисунка.

Постановка задачи урока и формулировка темы.


Создание проблемной ситуации:

Основное содержание урока


Три состояния вещества (примеры). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf Механические свойства твердых тел (форма, объем). Механические свойства жидкостей (форма, объем). Механические свойства газов (форма, объем). Объяснение этих свойств на основе знаний о молекулах, их расположении и силах взаимодействия. Основные положения строения вещества (МКТ), броуновское движение. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88f2ea3f-1732-4c72-8513-3dba9b8ae057/7_20.swf , http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b52-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_3.swf

Демонстрации: опыт с переливанием воды (сохранение объема), опыт по рис. 79, с мячом, опыт с резиновым шаром (заполнение газом всего предоставленного ему объема – перевязав нитью шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить), модель кристаллической решетки. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf

Вопросы для контроля уровня усвоения УМ


  1. Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Попытайтесь это представить в виде рисунков и заполнить ими таблицу. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    Состояние

    Свойства

    Фантазия на тему: молекулы

    Твердое

    Сохраняет форму и объем; сжимаемо



    Жидкое

    Сохраняет только объем; течет; несжимаемо.




    Тесновато Перескок

    Газообразное

    Не сохраняет ни форму, ни объем; течет; легко сжимаем.



    Простор
    Непрерывное блуждание

  2. Перечислите основные положения МКТ.

  3. Чем, с точки зрения строения, жидкие тела отличаются от твердых тел?

  4. В каком состоянии вещество не имеет ни формы, ни объема?

  5. Почему твердые тела сохраняют свою форму и объем?

  6. Почему газы занимают весь предоставленный им объем?

  7. Тело легко меняет форму, но сохраняет объем. В каком состоянии находится вещество?

Задания для расширения и углубления УМ


  1. Заполнить таблицу, в которой демонстрируется соответствие каждому указанному явлению хотя бы одно из положений МКТ строения вещества.

    Явление

    Основное положение МКТ, лежащее в
    основе объяснения данного явления





















  2. Почему алмаз имеет большую прочность, чем графит?

  3. Почему соль, брошенная на раскаленные угли, трещит? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_7.swf

Вопросы для обсуждения и оценка ЗУН:


  1. Вода смачивает стекло, а ртуть нет. Почему? Что необходимо сделать, чтобы стекло не смачивалось водой?

  2. Какой грунт сохнет быстрее после дождя, песчаный или глинистый? Почему?

  3. Почему мокрое белье, вывешенное на мороз, трудно сложить, сжать?

  4. В каких состояниях находится ртуть в стеклянной трубке термометра?

  5. Утром, над долиной, появился туман. Что это за вещество, и в каком состоянии оно находится?

  6. Чем обусловлен “СМОГ”?

  7. Имеет ли диффузия направление?

  8. Лед, вода, пар – три состояния одного и того же вещества – воды. Что можно сказать о молекулах воды в этих состояниях? Чем они отличаются друг от друга? Каким образом одни и те же молекулы смогли создать три разных состояния? Что Вам известно о “замечательных” свойствах воды?

Проблемы:




На рисунке представлен график замерзания раствора поваренной соли в зависимости от процентного содержания в нем соли. “Прочитайте” график. При какой концентрации раствора точка замерзания самая маленькая?

Проекты: Контроль и самопроверка знаний.




Построить диаграмму в виде трех “наползающих” друг на друга кругов.

На “общих” участках – одинаковые свойства, на “самостоятельных” – индивидуальные особенности.

Ожидаемый вид проекта приведен слева.

Произвести показ и защиту лучших проектов:






Цели домашнего задания


  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

  2. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

  3. Систематизировать вещества по признакам принадлежности с определенным “сообществам”.

Домашнее задание


§ 11 – 12, составить список веществ, относящихся к твердому, жидкому и газообразному состоянию, нарисовать модели строения этих веществ или выполнить компьютерную презентацию «Агрегатных состояний вещества». (Приложение 1,2).

К сведению учителя. Агрегатные состояния веществ.


При фазовых переходах первого рода скачком изменяются плотность веществ и энергия тела; очевидно, при фазовых пере­ходах первого рода всегда выделяется или поглощается ко­нечное количество тепловой энергии. При фазовых переходах второго рода плотность и энергия меняются непрерывно, а ска­чок испытывает такие величины, как теплоемкость, теплопровод­ность; фазовые переходы второго рода не сопровождаются погло­щением или выделением энергии. Примером фазового перехода второго рода может служить переход жидкого гелия в сверхтеку­чее состояние, переход ферромагнетика в парамагнетик при точке Кюри, переупорядочение кристаллов сплавов и др.

Характерным примером фазового перехода первого рода мо­жет служить переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

В физике рассматривают четыре агрегатных состояния: твердое, жидкое, газообразное и плазменное.

При переходах из одного агрегатного состояния в другое, как уже отмечено выше, обязательно выделяется или поглощается тепло. Переход от более упорядоченных структур к менее упоря­доченным - требуют притока тепла извне, при обратных переходах выделяется такое же количество тепла, которое поглощается при прямом переходе. Отметим, что, как правило, переход из одного агрегатного состояния в другое обычно имеет место при постоянной температура, таким образом, фазовый переход явля­ется источником или поглотителем тепла, работающим практи­чески при постоянной температуре.

Нередко изменения агрегатного состояния вещества позво­ляет очень просто решать до этого почти неразрешимые техни­ческие задачи. Например, как заполнить послойно емкость сме­шивающимися между собой жидкостями?

Способ послойного заполнения емкости сме­шивающимися жидкостями путем последовательного анализа их, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса, первую жидкость, налитую в емкость, замораживают, следу­ющую жидкость наливают на верхний слой замороженной жидкости, а затем последнюю размораживают.

При изменениях агрегатного состояния резко изменяются электрические характеристики вещества. Так, если металл в твердом или жидком виде - проводник, то пары металла - типичный диэлектрик.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск