Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
|
I.Оргмомент.
Мотивация к деятельности
| -Что интересного вы увидели по дороге в школу?
-Как это может пригодится вам?
| Слушают учителя, высказывают свои предположения, участвуют в диалоге.
| Личностные (самоопределение, мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание, исходя из социальных и личностных ценностей)
|
II.Проверка домашнего задания
| -Дома вы наблюдали за аквариумными рыбками. Что позволяет рыбе плавать в разные стороны, поворачивать и всплывать?
-Почему ее трудно удержать в руках?
-Что интересного вы знаете про различных рыб?
| Участвуют в диалоге, выстраивают суждения, выслушивают различные мнения товарищей
| Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Познавательные (логические –анализ объектов с целью выделения главного)
|
III.Целеполагание
| -А я вчера наблюдала за головастиками. У них есть хвост, и жабры, они замечательно плавают. Но вот что я подумала: к какому типу животных относятся головастики? Как вы думаете.
Выслушивание различных ответов детей. Дискуссия.
-Ребята, я предлагаю сегодняшний урок посвятим головастикам: исследованию этих животных.
-Определите цель и задачи урока
| Формулируют цель урока. Определяют тип урока.
| Регулятивные (целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения)
Познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации)
|
IV. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
| А)- Заполните таблицу, работая в парах и используя свои знания.
| Рыбы
| Пресмыкающиеся
| Птицы
| Среда обитания
|
|
|
| Кожа
|
|
|
| Количество лап, ног
|
|
|
| Передвижение
|
|
|
| Дыхание
|
|
|
| Проверка по авторскому ЭОР: http://learningapps.org/display?v=7j2ct9qc
Б) -Распределите животных по группам: щука, акула, лягушка, змея, пингвин, черепаха, колибри.
Использование авторского ЭОР: http://learningapps.org/display?v=bex25ezc
-Что вы знаете интересного о колибри?
-Какое животное осталось у вас лишним?
| Учащиеся выполняют задание в парах, один ученик - за компьютером, осуществляют взаимопроверку, корректируют свою работу в случае ошибки
Распределяют животных по группам, выделяя лягушку как объект исследования
| Познавательные (логические), регулятивные (взаимопроверка, корректировка работы)
Познавательные (логические –анализ, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)
|
V.Формулирование проблемы
| -Какую проблему мы должны сегодня решить?
Ответы детей:
Определить:
1.Лягушка – рыба?
2.Лягушка – пресмыкающееся?
3.Лягушка – земноводное?
| Учащиеся участвуют в диалоге,
формулируют проблему, гипотезу исследования.
| Регулятивные (постановка учебной задачи),
Познавательные (выдвижение гипотезы и ее обоснование)
Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)
|
VI.Динамическая пауза
| У учителя три круга разного цвета: желтый, красный, зеленый.
-Если я показываю зеленый круг, вы можете делать, что хотите.
-Если желтый – приготовьтесь сесть на своё место
-Если красный – вы должны быть готовыми к следующему заданию
|
| Коммуникативные, регулятивные (саморегуляция)
|
VII.Проведение исследования
| Тема исследования: Земноводные
Гипотеза: Лягушка – рыбы, пресмыкающееся или земноводное.
Методы исследования
- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе), компьютере.
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)
-Каков же наш план исследования?
1. Определение темы, проблемы исследования
2.Выдвижение гипотезы
3.Выбор методов исследования
4.Составление плана исследования
5.Сбор, обработка информации
6.Анализ и обобщение полученных материалов
7.Подготовка отчёта исследования
8.Защита сообщений
9.Обсуждение итогов завершённой работы
Анализ и обобщение полученных материалов
- Из всего материала оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное. Делаем выводы
| Класс делится на 3 группы по желанию учащихся.
1-я группа: Лягушка – рыба?
2-я группа: Лягушка – пресмыкающееся?
3-я группа: Лягушка – земноводное?
В ходе групповой работы учащиеся, используя учебник, справочную литературу, интернет, заполняют таблицу.
Среда обитания
|
| Кожа
|
| Количество лап, ног
|
| Передвижение
|
| Дыхание
|
| Появление потомства
|
| Вывод
|
| Технология проведения: участники работают дифференцированно в группах.
| Познавательные (поиск и выделение информации)
Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),
Коммуникативные (управление поведением партнера и оценка его умения точно и полно выражать свои мысли)
|
VIII.Подготовка к защите исследования
| - Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
| Учащиеся анализируют и систематизируют полученные знания и умения.
| Регулятивные (контроль, оценка, коррекция),
Познавательные (общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, доказательство)
Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)
|
IX.Подведение итогов исследования
| Учащиеся защищают свой отчет, делая выводы.
Лягушка живет на суше и в воде, у нее гладкая кожа, дышит жабрами и легкими, выводит потомство только воде, значит она – земноводное животное.
| Учащиеся выявляют уровень овладения знаниями и способами действий, корректируют их.
Заполняют «Контрольный лист оценки работы ученика в группе» (см.Приложение)
| Регулятивные (контроль, оценка, коррекция), Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Коммуникативные (умение работать в команде, распределение ролей)
|
X.Рефлексия.
| АМО «Домик Знаний» (авторский, получивший номинацию «Лучший активный метод обучения на конкурсе АМО2)
-Что вы сегодня узнали на уроке, запишите и прикрепите к Домику Знаний.
Технология проведения: Учащиеся, используя прямоугольники, имитирующие кирпичики, скотч или магниты, треугольник, имитирующий крышу, собирают домик Знаний, отвечая на вопросы и продолжая фразы:
-Что я узнал? Что мне запомнилось? Что удивило? Что еще хочу узнать? Как вы оцениваете свою работу? Как оцениваете работу группы? Что бы ты изменил? Кому ты помогал? Кто помогал тебе?
| Учащиеся получают информацию о реальных результатах учения
| Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли),
Познавательные (рефлексия)
Личностные (смыслообразование – какое значение имеет для меня учение)
|
XI.Домашнее задание
| -Определите, используя таблицу, к какому виду животных относятся тритоны и саламандры (по выбору).
| Выбирают домашнее задание в соответствии с уровнем их развития.
| Личностные, регулятивные, познавательные.
|