Скачать 127.2 Kb.
|
Урок информатики и ИКТ в 7 классе по теме «Создание и оформление словесных информационных моделей» Цели урока: Систематизация представлений о словесных информационных моделях. Развитие пользовательских умений и навыков. Воспитание культуры он-лайн общения. Цель: дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях. Задачи:
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа. Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический. Межпредметные связи: русский язык, литература, математика, география, физика и др. Оборудование: мультимедийный проектор для сопровождения урока, мультимедийная презентация к уроку, компьютеры с загруженными заданиями для практической работы, ЭОР по информатике: сайт http://academy44.ucoz.ru/tests/ , «Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л. Л. Босовой, автор Антонов А.М.»( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash.php); Как назвать что мы делаем в Google; программа Skype. Основные понятия:
Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие.. Я надеюсь, что настроение у всех хорошее, а к концу урока оно должно ещё больше улучшиться от достигнутых результатов на уроке
Тема интересна тем, что на неё можно посмотреть с разных сторон и граней. Сегодня мы с вами постараемся в ней увидеть не только сухие определения, но и возможность поиска в любой сфере жизни человека Запишите в тетрадях число 03.12.130и тему урока: «Создание и оформление словесных информационных моделей». Учитель: Сегодня на уроке повторим пройденный материал, поработаем с учебником, по рабочей тетради, изучим новый материал, выполним практическую работу. Цель урока: расширить Обобщить и дополнить свои знания о моделях, их видах, о процессе моделирования совершенствовать практические навыки работы с текстом, освоить новые виды работы Задачи урока: Научиться представлять информацию в виде офомленной словесной модели. Сегодня у нас не совсем обычный урок: у нас присутствуют гости и нас ждёт общение с 7 классом школы с.Ерышовка - На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей. Сегодня у нас с вами урок закрепления и контроля полученных знаний, а так же выработка практических умений и навыков II. Актуализация опорных знаний. Какую главу мы с вами изучаем? - «Информационное моделирование». Давайте повторим основные понятия. а) вопросы (слайд): 1. Учитель: Это все о ней (слайд) ….Что это? (модель) Что такое модель? Модель — объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью. Учитель: Что объединяет все эти предметы? Как их можно назвать? (слайды) (натурные, информационные) Учитель: Какие модели называют натурными? Учащиеся: Натурные модели — реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. Учитель: Какие модели называют информационными? Учащиеся: Информационные модели — описания объекта-оригинала на языках кодирования информации. Моделью чего они являются? Что такое моделирование? Учащиеся: Моделирование — это процесс создания и использования модели. Учитель: Какие существуют виды информационных моделей? Сколько моделей можно создать для объекта? (привести примеры) Если есть затруднения помочь Учащиеся: Существуют образные, знаковые и смешанные модели. (слайд) Б) Работа с дополнительным материалом Каждый раз, когда внутренние раздоры в классе или в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая кусок сыра. Когда непослушный ученик продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: “…А Васька слушает, да ест…”. А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: “…А ларчик просто открывался!” Все эти образы пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Басни Крылова часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то “Свиньей под дубом”, как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза “зелен виноград” - это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно. Если не обращаться к басням мы рискуем так никогда и не понять, почему про задиристого и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: “Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…”. И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: “Так пойди же, попляши!”. Как вы думаете, ребята – можно ли связать басни и тему нашего урока? (ОТВЕТ) Проверка Д/з Я просила прочитать тебя басню «Ворона и лисица». Какая модель поведения человека была зашифрована автором? Интересно, а на чьей стороне находитесь вы? Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, басни являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности. Информационную словесную модель каких людей показывают в этой басне? В ходе диалога с обучающимися делается вывод, что басня является моделью человеческих отношений: пока есть любители лести (ворона), будут и льстецы (лиса). В) индивидуальная работа - А теперь садимся за компьютер и выполняем задания, на выполнение 5 мин 1. Распределите по группам 2. Моделирование А я в это время немного пообщаюсь с О.В. и ее ребятами. Здравствуйте, ребята! Кажется сейчас вы обсуждали басни как модель человеческих отношений. Я хочу предложить вам узнать басни по ее описанию:
Спасибо, я не прощаюсь, через несколько минут продолжим нашу совместную работу. Проверка выполненных заданий Для чего необходимо создавать модели?
атома, глобус…
Фиминутка (файл superfizmin.rar, с сайта http://infourok.ru/) Выполняется детьми самостоятельно. На компьютерах открываю документ П.р.Талисманы и презентацию в Google III. Изложение нового материала. Учитель: Молодец! Вы правильно ответили на все вопросы. Сегодня на уроке вы более подробно познакомитесь со словесными информационными моделями и узнаете какие разновидности словесных информационных моделей существуют. Во второй части урока выполним практическую работу совместно с учащимися 7 класса Ерышовской школы, использую Интернет, а в частности презентацию Гугл.Документы. Словесные информационные модели – то есть описания на естественном языке. При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. Мы знаем, что естественный язык обладает различными особенностями. Какими? (СЛАЙД 4, щелчок) Определите, о какой особенности естественного языка идёт речь:
То есть, такие особенности естественного языка делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. Но можно ли использовать этот язык при построении информационных моделей в различных сферах профессиональной деятельности человека, например, в науке? (щелчок) Верно, наличие таких особенностей делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности человека, где требуется точность, однозначность, чёткость формулировки.
Приведите мне пример из текста параграфа 2.3, к которому подходит эта картинка. Рассмотрим пример 5 параграфа 2.3. Как фигурное расположение текста помогает его восприятию? – Графическая подача информации способствует образному восприятию текста.
Согласитесь, что содержание текста значительно проще понять, если текст озаглавлен, разделён на смысловые блоки с подзаголовками. Практическая работа Прежде чем, мы приступим к практической работе, проведем небольшую викторину:
Как ты думаешь как вопросы викторины связаны с нашей практической работой? (Ответ) Итак, наша практическая работа будет заключаться в следующем:
Запишите заглавие и подзаголовки в тетрадь. Затем нужно оформить слайд совместной презентации согласно тексту (использование иллюстрации приветствуется) Хочу напомнить о ТБ компьютер это электрический прибор и может ударить током Передвигайте части компьютера, предварительно выключив его. неправильная посадка за компьютером приводит к головной боли, отсюда и снижения работоспособности, а там глядишь и ухудшения зрения, и боли в спине. г.Спокойно передвигайтесь по классу, не выражайте бурно свои эмоции.. Не трогайте чужие файлы. Не редактируйте, не переименовывайте, не удаляйте, не перемещайте их. Выполнение практической работы - А сейчас ребята, послушайте задание для вашей практической работы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Олимпийские символы https://docs.google.com/presentation/d/1ZnRvPJSfMQrnRUjczhOPSBzjdS4Y56jvBca8qIHt97k/edit#slide=id.p А в это время… Видеосвязь Спортивная викторина
Словесные модели чаще всего создаются на естественном языке. Вместе с тем в них часто используют слова-профессионализмы. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значениях, синонимы, омонимы и т. п., делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. Вместе с тем, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»). разумно структурированный и хорошо оформленный текст легче воспринимается и запоминается читателем
Учебник: § 2.3. , Кроссворд «Моделирование», История возникновения поговорок - Ребята, вам необходимо прочитать истории возникновения поговорок и описать современные ситуации, моделями которых они служат. Пословицы, поговорки, крылатые выражения являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности. Прочитайте истории возникновения поговорок и опишите современные ситуации, моделями которых они служат.
По желанию: создать словесную модель учителя или ученика нашей школы Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.
Спасибо за урок! |