Скачать 59.51 Kb.
|
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. Видеоизложение по фрагменту из мультфильма «Контакт» (режиссёр: В.Тарасов. Автор сценария: А. Костинский). В фильме использована музыка из произведений Д.Гершвина и Н. Рота, аранжировка П. Мориа и Л. Чижика. Оборудование: мультимедийный проектор, экран. Средства: запись фрагмента из мультфильма «Контакт», сборник «Русские пословицы и поговорки». Цели: 1. Обучающие: обучить технике написания изложения по зрительному восприятию заданной информации. 2. Развивающие: 1. Развитие зрительной памяти. 2. Развитие навыка зрительного восприятия информации, и последующего устного пересказа увиденного, а также составления логически и грамматически связного текста по просмотренному эпизоду. 3. Развитие логического мышления. 3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание негативного отношения к табакокурению. Методы и методические приёмы: словесные (беседа, рассказ), практические (составление плана), наглядные (демонстрация фрагмента из мультфильма), поисково-проблем- ные (поисковая - работа с дополни- тельной литературой по поиску пословиц, поговорок и высказываний известных людей; проблемная – о вреде курения табака). Сопутствующее повторение по теме «Фразеологические оборо-ты». ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя: - Добрый день, ребята! Урок сегодня не совсем обычный. Вы должны будете написать изложение, воспринимая информацию не на слух, как в обычном изложении, а зрительно. Будьте вниматель-ны. Обращайте особое внимание на героя, его действия, детали в его внешности и окружающей обстановке. Запомните последова-тельность событий. Обращайте внимание на выбор художником-мультипликатором цветов и тонов в создании этого мультфильма. Для работы я хочу предложить вам фрагмент из мультиплика-ционного фильма «Контакт». 2. Первичный просмотр фрагмента. (2минуты 25 секунд). - Итак, ребята, вы просмотрели фрагмент из мультфильма «Контакт». Сценарий к нему написал Александр Костинский, режиссёр Владимир Тарасов. В фильме использована музыка из произведений Н. Рота и Л. Гершвина в аранжировке Поля Мориа и Леонида Чижика. 3. Работа по эпизоду. - Понравился ли вам эпизод? - Понравилась ли вам работа художника-мультипликатора Николая Кошкина? Какие краски и тона предпочёл художник, создавая своё творение? Как вы думаете, почему художник-мультипликатор сделал именно такой выбор? - Где происходит действие? - Кто является главным действующим лицом? - Кем, по-вашему, является этот человек по роду своих занятий? - Как вы это определили? (У него на плече висит мольберт). Словарная работа: МОЛЬБЕРТ – подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картину. - Как выглядит художник? Опишите подробно. - Какого он роста? - Его возраст? - Во что одет? Во что обут? - Что можно сказать о его внешности? Цвет волос? - Есть какие-то особые приметы в его внешности? - А каким представляется вам этот художник по характеру? - Можно ли, судя по его поступкам, сказать, что он добрый, чуткий? - В чём вы видите проявление его доброты, доброжелательности, чуткости? - Как относится художник к природе? А теперь вернёмся к началу мультфильма. С чего начинается мультфильм? - На экране вы видели много полевых цветов. Какие, например? - Какие насекомые летали вокруг цветов? - Откуда появился художник? Как вы думаете, ребята, почему он там оказался? Словарная работа: ПЛЕНЭР – художественные работы на природе. - К кому наклонился художник, чтобы лучше разглядеть? - Какая тёмная мысль «посетила» его в тот момент? Какой фразеологизм можно подобрать конкретно к этому эпизоду? (« Пригвоздить» взглядом). - Что было потом? - А какая тёмная мысль промелькнула в этот момент у художника? Какой фразеологизм « спрятан» в этом эпизоде? (Птица в клетке). - Что художник увидел внизу, стоя на высоком холме? - Какой была его реакция? - Отражение чего вы увидели на поверхности воды озера? - Как повёл себя художник возле озера? Последовательно - перечислите его действия. - Ребята, возможно, вы заметили кое-что отрицательное в его поведении. О чём речь? - Как вы считаете, вредит ли курение здоровью? - Правильно ли считается, что курильщик вредит не только себе, но и окружающим? Почему? - Для нашего урока я попросила вас найти пословицы, поговорки и высказывания известных людей о вреде курения. Задание для первой группы: прочитайте и объясните, как вы понимаете выбранные вами пословицы, поговорки и высказывания о вреде курения. Задание для второй группы: прочитайте и прокомментируйте высказывание выдающегося хирурга, академика Фёдора Углова: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведённого в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты. Не могу понять, как можем мы позволить молодёжи транжирить то, чему цены нет, - …». Вставьте пропущенное слово («здоровье»). 4. Определите тему данного фрагмента. 5. Составление плана. ПЛАН (примерный). 1. Как красиво вокруг! 2. Художник вышел на пленэр. 3. « Пригвоздить взглядом». 4. «Птица в клетке». 5. Художник возле озера. 6. Повторный просмотр эпизода (закрепление). 7. Написание изложения. 8. Ознакомительное прочтение вслух текстов изложений учащимися. (Исправление речевых или фактических ошибок). 9. Итоги урока. 10 Домашнее задание: 1-ый вариант: написать мини-сочинение «Кто курит табак – тот сам себе враг». 2-ой вариант: дописать изложение, используя пословицы, поговорки и высказывания о вреде курения. Пояснительная записка. Ни для кого не является секретом тот факт, что образование становится всё более телематичным. То есть немалый объём информации ученики получают с экрана компьютера, телевизора, интерактивной доски. Данную тенденцию я решила использовать на уроках русского языка и литературы. Для разнообразия видов работ по развитию устной и письменной речи, я провожу на уроках русского языка видеоизложения. Этот вид работы можно отнести к работам творческого характера, так как в конечном итоге ученики должны составить письменное высказывание, то есть логически и грамматически связный текст по просмотренному эпизоду. Видеоизложение, по моим наблюдениям, способствует развитию зрительной памяти, логического мышления; развивает навык зрительного восприятия информации с последующей передачей в виде устного высказывания или письменного текста – изложения. Фрагменты для работы я выбираю с учётом возрастных особенностей и степенью подготовки класса. При проведении этого урока мной поставлены, помимо обучающих и развивающих, важные воспитательные цели: воспитание бережного отношения к природе и воспитание негативного отношения к табакокурению, что является очень актуальным для учеников этой возрастной категории. С этой целью ученикам было дано предварительное задание: найти пословицы, поговорки и высказывания известных людей о вреде курения, которые потом ученики комментируют и используют при написании изложений. В ходе урока проводится сопутствующее повторение по теме «Фразеологические обороты». Как правило, ученики успешно справляются с таким видом работы. Ученики точно воспроизводят содержание данного фрагмента. Считаю данный вид работы широко применимым в обучении русскому языку и в развитии устной и письменной речи учеников. |