Скачать 96.37 Kb.
|
МОУ «Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С.А.Новгородова» Улусные педагогические чтения «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Создание библиотечного сайта Педагог-библиотекарь Татаринова Л.Р. Чурапча, 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение П. Основная часть:
III. Заключение ВВЕДЕНИЕ Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний. Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию. Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировало проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний, значение школьной библиотеки и библиотекаря очень велико и постоянно возрастает. Подготовка детей и подростков к жизни в обществе знаний - миссия современной школьной библиотеки. И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Поэтому существенным компонентом функционирования школьной библиотеки является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся. Библиотека должна предоставлять своим пользователям разнообразные по виду и назначению электронные образовательные ресурсы. Под электронными ресурсами библиотеки понимается совокупность библиографических, справочных, полнотекстовых и других фактографических баз данных, разработанных и поддерживаемых в библиотеке. Электронные информационные ресурсы являются частью информационной среды библиотеки, и могут и должны быть открытыми во внешнее информационное пространство - в ресурсы Интернет через собственный веб-сайт. Школьная библиотека вот уже несколько лет как перестала выполнять функции только формирования фондов учебной и художественной литературы и обеспечения образовательного процесса учебно - методическими пособиями. Ведущим направлением работы библиотеки является инновационная деятельность, цель которой - поиск, оценка, разработка и применение библиотечных новшеств. Библиотека ведёт работу по приобщению школьников к книге, поощрению чтения, формированию нравственных и эстетических ценностей у ребят, имеет запас различных форм работы со школьниками. Наряду с традиционными формами работы (организация тематических выставок, библиотечные уроки, викторины) проводятся библиотечные уроки с использованием ИКТ, интерактивные игры «Люблю читать», «Поле чудес» и др. Одними из основных целей школьной библиотеки на современном этапе являются: организация информационной подготовки школьников, обеспечение ориентации и организации доступа к местным, региональным и глобальным информационным ресурсам. Сегодня библиотека оборудована компьютером, имеющим выход в Интернет, имеется медиатека, в которой собраны материалы, как для учителей - предметников, так и пособия для учащихся. Компьютеризация библиотеки позволила, во-первых, раздвинуть рамки источников информации на всевозможных носителях. Ведётся электронный каталог художественно-методической литературы, электронный каталог учебников, которые постоянно обновляются. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В Чурапчинском улусе действуют 27 общеобразовательных учреждений и 20 школьных библиотек. Практически у каждой школы есть свой школьный сайт в глобальной сети. Однако библиотечная страничка в этом сайте присутствует не всегда, хотя школьные библиотеки есть во всех образовательных учреждениях. По данным сайта УУО существует только 6 сайтов школьных библиотек и ни одного действующего сайта. И только 5 из них имеют выход в Интернет. Поэтому для более действенного взаимодействия школьных библиотек друг с другом, а также с библиотеками других систем актуальной становится проблема их координации, обмена электронными образовательными ресурсами и создания единого библиотечного сайта. Библиотечная страничка в школьном сайте - это не просто способ рассказать о деятельности, но и мощный информационный инструмент, работающий на привлечение внимания всех участников образовательного процесса к книгам и чтению и визитная карточка библиотеки во внешнем мире. Структурированная, информативная и хорошо продуманная страничка - одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к работе библиотеки и ее участия в образовательной жизни учреждения. Наша школьная библиотека подключена к Интернет с 2010 года. Сразу стал вопрос создания библиотечного сайта. В школе прошли курсы сайтостроения по программе Adobe Dreamweaver и Photoshop. Поработав над сайтом, я поняла, что можно научиться и работать над сайтом и сделать его действующим. Поэтому для начинающих я предлагаю несколько методических советов. Работа с сайтом начинается с определения основной цели, того, для чего он будет существовать. Цели сайта:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям — доступа к информации, знаниям, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях.
4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Этапы работы над сайтом 1.Определение цели и задач, содержания сайта и адрес (читательское назначение).
- составление и редактирование текстов; - фотосъемка, обработка изображений; 4.Создание сайта. 5. Ведение сайта. Что предлагается отражать на сайте школьной библиотеки (страницы на сайте школы) 1. Наша библиотека
2. Информационные ресурсы
7. Чтение и творчество читателей
7.4. Что я читаю? (Моя любимая книга. Мой любимый герой) 7.5. Мнения (отзывы на книги) 8. Наши партнеры (помощники)
Итак, на сайте школьной библиотеки в первую очередь должны отражаться рубрики, отражающие основные функции, которые должны выполнять школьная библиотека как социальный институт. К числу основных функций школьных библиотек мы отнесли следующие: Функции школьных библиотек:
^ Культурно-досуговая
Предполагаемый дизайн сайта:
разнообразием. Чем больше разных шрифтов вы используете, тем труднее воспринимаются ваши страницы. Старайтесь не использовать в одной странице больше трех видов шрифтов. • Звук. Возможно музыкальное сопровождение, звуковые эффекты. Индивидуальный, неповторимый дизайн значит, конечно, много. Но на этом ценность сайта не исчерпывается. И вся работа с ним только начинается. Сайт необходимо постоянно обновлять и пополнять новой информацией, материалами, чтобы не потерять интерес пользователя. Сайт должен быть удобен для использования. Пользователь должен легко ориентироваться и найти нужную ему информацию. Библиотечный сайт для структур управления констатирует участие библиотеки в решении образовательных и воспитательных задач, представление перспектив деятельности, для читателей (учащиеся, учителя и родители) — привлечение внимания к событиям библиотечной жизни, информирование о предоставляемых библиотечных услугах, поиск путей сотрудничества, привлечение к чтению определённых книг, для коллег-библиотекарей - демонстрация опыта работы, обмен информацией. Следует подчеркнуть, что школьным библиотекарям, создающим библиотечные странички на школьных сайтах нужна методическая помощь, методические советы по структурированию и наполнению, особенностям представления информации. Сайт — это лицо школьной библиотеки в глобальной сети. Он не только представляет вас, вашу работу, основная его задача — привлекать к вам новых читателей. Самый лучший вариант тот, который сочетает в себе стильный дизайн, удобное управление, качественное программное обеспечение, информативное содержание и профессиональное обслуживание. И напоследок маленькие советы коллегам. Я думаю, что они будут полезны всем, особенно начинающим.
- Старайтесь избегать ошибок и опечаток. Пусть вашей настольной книгой станет орфографический словарь. Использованная литература
|