Скачать 100.69 Kb.
|
«Утверждаю». Директор ГОУ ЦО № 2010 _______________ Е.Н.Карпов Август 2011г. Локальный акт по использованию современного оборудования в начальной школе Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютерного оборудования на уроках в начальной школе. Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обучении учащихся 1-4 классов: 1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроках возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD ROM устройством и персональными компьютерами для учащихся, интерактивной доской с проектором и другими техническими средствами. Это кабинет начальных классов, кабинет информатики, оснащенные компьютерами с CDROM устройством, персональными компьютерами, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет. Обучение проводится учителем начальной школы или учителем информатики с делением класса на подгруппы, без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как «электронная» доска, то есть использоваться в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном или к интерактивной доске для удобства фронтальной работы с классом. Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой. При таком компьютерном сопровождении уроков требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока (СанПин 2.4.2.2821-10, п.10.18.). Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы но русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. 2. Для групповой формы обучения на уроке возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в кабинете информатики. Кабинет информатики школы представляет собой кабинет, снабженный 10-12 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. В кабинете информатики школы можно организовать обучение с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛСГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания. Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере. Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе и классе, оснащенном компьютерным оборудованием. 3. Для реализации индивидуальной фирмы организации обучения на уроке с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока. При выборе школой формы обучения с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (час) учителя начальной школе! И учителя информатики блоками по 15 минут. Бес компьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1 группы в течение 15 минут, а затем для 2 группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2 группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1 группы. Занятия информатикой, с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-ым уроками). При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики. Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиапроектор. Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе 1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя. 2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом, 3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается. 4. Подключение к работе компакт дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом. Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике. 1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске. 2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете. 3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается. 8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом. Гигиенические требования к использованию технических средств обучения на уроках в начальной школе В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.4.2.28.21-10 « Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Помещение, где эксплуатируются компьютеры и другое оборудование, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые, ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м. При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 10 лк, а экрана не более 200 лк. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21° С, относительная влажность - 55-62 %. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.
Примерный комплекс упражнений для глаз
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз. Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут. |