Скачать 54.56 Kb.
|
ТРКМ и ТРИЗ НА УРОКЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Воздух» Задачи урока: Образовательные: выяснить, что такое воздух и изучить его свойства; научиться перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивающие: развивать умение самостоятельно формулировать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять наблюдения. Воспитательные: формировать культуру общения, культуру умственного труда, бережное отношение к природе. На уроке у учащихся формируются следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная. Технологии: урок разработан на основе ТРКМ. На данном уроке реализуется схема вызов-осмысление-рефлексия. Основной приём – кластер. На стадии размышления (рефлексии) учащиеся решают творческую задачу (ТРИЗ) в режиме «мозгового штурма». Оборудование и материалы: воздушные шары, свечи, спички, клубень картофеля, стеклянная трубка, спица, газета, длинная линейка. Ход урока
Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с неизвестными им свойствами воздуха, анализируя демонстрационные эксперименты. Свои наблюдения учащиеся оформляют в виде таблицы.
Опыт №1. «ВОЗДУШНЫЙ ПРЕСС» ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, каково давление воздуха. МАТЕРИАЛЫ: длинная линейка, стол, газетный лист. ПРОЦЕСС: Положите линейку на край стол так, чтобы половина ее свисала со стола.
ИТОГИ: Развернутую газету труднее поднять, чем свернутую. ПОЧЕМУ? Вес свернутого и развернутого листа один и тот же, но развернутому листу мешает подняться давление воздуха. Столб воздуха высотой более 150 км прижимает газету к столу. Этот воздушный столб давит на все предметы. Чем больше их площадь, тем большее давление они испытывают. Таким образом, когда мы развернули лист, то его площадь увеличилась в 16 раз, и во столько же раз возросло давление воздушного столба. После анализа эксперимента учащиеся записывают вывод в тетрадь: воздух давит на все тела. Опыт №2. «ТЕСНАЯ БУТЫЛКА» ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Попытаться надуть шарик в бутылке. МАТЕРИАЛЫ: бутылка из-под газировки, воздушный шарик. ПРОЦЕСС: • Возьмитесь за конец шарика и протолкните его в бутылку. • Растяните отверстие шарика по горлышку бутылки. • Попытайтесь надуть шарик. ИТОГИ: Шарик только слегка расширяется. ПОЧЕМУ? Бутылка наполнена воздухом, Когда мы надуваем шарик, молекулы воздуха в бутылке сближаются, но ненамного. Воздух мешает шарику и не дает ему надуться. Примечание: один ученик надувает воздушный шар, а другой надувает воздушный шар в бутылке. Дети записывают вывод в тетрадь: воздух занимает место (объем). Опыт №3. «ПРОЦЕСС»:
ПОЧЕМУ? Воздух сжимается, когда мы проталкиваем кусочек картофеля внутрь трубки, и выдавливает второй кусочек картофеля. В тетрадь записывается вывод: воздух сжимается. Опыт №4. Учитель предлагает ребятам выяснить, как движется теплый и холодный воздух. Перед опытом обсуждается температура воздуха в классе и в коридоре. ПРОЦЕСС:
ИТОГИ: В первом случае пламя отклоняется в сторону классной комнаты, во втором – в сторону коридора. ПОЧЕМУ? Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. ВЫВОД: воздух перемешивается. Вывод записывается в тетрадь.
В конце урока кластер, составленный учащимися, выглядит приблизительно так: Холодный Влажный Смесь газов Давит на все тела Чистый Занимает место Сжимается Тёплый Грязный Образует атмосферу Перемешивается После составления кластера ребятам предлагается творческая задача. Задача.
Вопрос: Если тёплый воздух поднимается вверх, то почему же коротышки так замёрзли? . Домашнее задание:
|