Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 398.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации04.04.2014
Размер398.27 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2
Управление образования администрации Беловского района

МБОУ «Информационно-методический центр в системе ДПО (ПК)

Беловского муниципального района»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»

Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Методическое пособие




Составители:

Аносова И.П.

Арлашева Л.В.

Байгулова О.В.

Бодырева С.В.

Брюхова О.П.

Вельтищева Н.И.

Голубенко З.В.

Козлова Н.И.

Крысова И.А.

Кузнецова Л.В.

Максимова Е.М.

Петякшева М.Г.

Полевцова Т.Н.

Харланова А.П.

Чувакова Л.А.

Кемерово 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I Методический конструктор……………………………………….6

Глава II Приемы и техники…………………………………………………9

2.1. Таблица- конструктор……………………………………......................9

2.2. Приемы и техники для разминки……………………………………..12

2.3. Приемы и техники для основного занятия………………………….16

2.4. Приемы и техники для рефлексии……………………………………21

Глава 3 Практика…………………………………………………………...25

Заключение…………………………………………………………………28

Литература………………………………………………………………….29

Приложение ………………………………………………………………..31

Введение
В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

В современных условиях воспитательно-образовательный процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации обучающихся в системе урочно-внеурочных занятий. В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивает ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы задумались над тем, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) пространство. Для решения этой проблемы необходимо выстроить внеурочную жизнь ребенка в соответствии с общей структурой познавательной деятельности. С этой целью в нашем образовательном учреждении в рамках региональной экспериментальной площадки составлена программа «Малая академия наук».

Реализуя программу внеурочной деятельности «Малая академия наук», мы столкнулись с рядом проблем:

  1. Как проектировать занятие внеурочной деятельности так, чтобы оно не дублировало классические формы уроков?

  2. Как через внеурочную деятельность продолжить формирование и развитие УУД?

  3. Как интегрировать урочную и внеурочную деятельность?

  4. Как учитывать результаты?

Проведенное в августе 2011г. анкетирование по вопросам организации внеурочной деятельности показало:

  1. 74% педагогов затруднялись при организации занятий внеурочной деятельности. Основные затруднения: проектирование занятий с учетом требований ФГОС к внеурочной деятельности, стереотипы в проведении кружковой работы, акцент на знаниевый подход.

  2. Мотивация к организации и проведению внеурочной деятельности высокая у 34%, средняя – у 29%, низкая – у 37% педагогов. Причины низкой мотивации: увеличение нагрузки педагога, нежелание заниматься такой деятельностью, недостаточный опыт в решении вопросов такого характера.

Проблемы были озвучены на методическом объединении учителей начальных классов Старопестеревского образовательного округа, была создана творческая группа.

Цель работы группы: выработка методики проектирования занятия внеурочной деятельности в рамках программы «Малая академия наук».

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу, ресурсы Интернет по вопросу проектирования занятий внеурочной деятельности.

  2. Собрать банк педагогических приемов, учебных ситуаций, примеров рефлексии для возможного вариативного использования на всех этапах занятия.

  3. Составить для педагога конструктор занятия внеурочной деятельности.

  4. Разработать сценарии занятий с использованием методического конструктора.

Актуальность работы определена выявленными трудностями педагогов, необходимостью организации и ведения внеурочной деятельности, необходимостью технологизировать процесс подготовки к занятиям с целью рационального распределения времени педагогов и повышения результативности проводимых занятий.

Новизна заключается в компиляции педагогического опыта, собранного из разных источников в соответствии с жанром предлагаемой работы. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании занятия внеурочной деятельности и существенно обогащает методическую копилку учителя.

Практическая значимость: конструктор повышает результативность проектирования занятий учителем, даже если все методические приемы известны учителю, без конструктора трудно удержать их в памяти; с конструктором разнообразные занятия внеурочной деятельности можно готовить довольно быстро. Педагогический конструктор в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Мы предлагаем лишь его форму и некоторые методические приемы.

При написании работы использовались научные труды Кузбасский ученых: материалы учебно-методических пособий по организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 3-х частях, выпущенного в КРИПК и ПРО под общей редакцией Н.Э.Касаткиной, Е.Л.Рудневой,. работа Т. С Паниной, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения», монографии по современному уроку и педагогическим технологиям, ресурсы Интернета.

Глава 1 Методический конструктор

Творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования. Нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении, за основу которой взята продуктивная, на наш взгляд, педагогическая идея «Методический конструктор», применяемая как эффективное средство для «сборки» занятий внеурочной деятельности. Любой из основных этапов занятия внеурочной деятельности может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы нашего конструктора.

Конструктор представлен таблицей. В первой вертикальной графе - основные этапы занятия: разминка, основное занятие, рефлексия. Справа (горизонтальная строка) – названия технологий, методов, приемов, возможных для реализации на каждом этапе. Методические формы ориентированы на следующие технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), проблемного обучения, групповые и игровые.

Предлагаем алгоритм деятельности по применению техники “Методический конструктор”:

1.Обязательное обозначение основных этапов занятия в соответствии с программой. По программе «Малая академия наук» каждое занятие состоит из трёх частей:

  1. Разминка:

  • игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления.

  • упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.

  • задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции;

  • задания на развитие умения увидеть проблему.

Цель: формирование мотивации обучающихся, активизация мыслительной деятельности при решении проблемных ситуаций.

  1. Основное занятие. Эта часть включает в себя игры, викторины, исследования, решение поставленной задачи в группах, презентации работы, опыты, практикумы, анализы ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. Смена видов деятельности сопровождается физминуткой.

  2. Рефлексия.

Цель: формирование аналитических умений и рефлексивной культуры младших школьников, объективной само-и-взаимооценки.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Подбор приемов в “ Методическом конструкторе” для каждого этапа занятия.

4. Проектирование сценария занятия на основе методического конструктора. Анализ сценарий с точки зрения системно-деятельностного подхода.

5. Оценка КПД занятия, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Предлагаемый конструктор содержит следующие разделы:

Таблица-конструктор – описание основных этапов-модулей занятия и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать деятельность обучающихся. Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации деятельности младших школьников на разных этапах занятия. Приемы и техники – описание всех перечисленных в таблице приемов. Практика – раздел, который содержит разработки сценариев занятий с применением конструктора.

Таким образом, для проектирования сценария занятия внеурочной деятельности можно использовать любые приемы и техники с учетом планируемых целей и задач, УУД, выбранной формы проведения, аудитории школьников.


Глава 2 Приемы и техники

2.1. Таблица-конструктор

Этап занятия

Технологии

Методы, формы

Приемы, техники

Средства

Вводный

Проблемного обучения, игровые.

Проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский

Формы занятий:

  • творческие лаборатории

  • экскурсии

  • виртуальные путешествия

  • интеллектуальные марафоны

  • ученый совет

  • ролевая игра

  • «вертушки»

  • устный журнал

  • практическая работа

  • мини-исследования




  • да-нетка

  • шаг за шагом

  • жокей и лошадь

  • увеличение - уменьшение

  • добавь следующее

  • встреча с героем

  • шкатулка

  • мимическая гимнастика

  • отсроченная отгадка

  • я беру тебя с собой

  • корзина идей

  • список до - после

  • целое-часть - часть-целое

  • ассоциативный ряд

  • цепочка признаков

ПК, мобильный компьютерный класс

Основной

ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции)

ТРКМ (технология развития критического мышления)


  • глосс

  • контекст

  • оптимус

  • структур

  • планус

  • проблемус

  • аргумент

  • конструкт

  • реконструкт

  • проект

  • инсерт

  • идеал

  • хорошо-плохо

  • составь меню для Робина-Бобина

  • ромб ассоциаций

  • Маша-растеряша

  • связи

  • верные-неверные утверждения

  • морфологический ящик

  • речетворчество

  • развивающий канон

  • загадай понятие

  • извлеки информацию

  • тонкий и толстый вопрос

  • игровая цель

  • фантастическая добавка

  • ложная альтернатива

  • стратегия вопросительные слова

Рефлексивный

Проблемного обучения, игровые

Частично-поисковый и исследовательский.

Диалоговый.

Творческие задания

«плюс-минус-интересно»

анкетирование

условные знаки

светофор

дерево творчества

сказочное дерево

солнышко

музыкальный тест

огонек общения

лестница успеха

рефлексивный экран

забор

шкалирование

синквейн

рисунки льдом

Проектор

Формы подведения итогов

Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Портфолио.



2.2. Приемы и техники для разминки

Прием, техника

Описание

«Да-нетка»


Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину, умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".


«Шаг за шагом»


Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.


«Жокей и лошадь»


Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Самая неприятная черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.


«Увеличение - уменьшение»


Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

«Добавь следующее»


Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.


«Шкатулка»


Для актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.


«Мимическая гимнастика»


Для актуализации субъектного опыта. Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

«Отсроченная отгадка»


Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Формирует умение анализировать и сопоставлять факты, умение определять противоречие, умение находить решение имеющимися ресурсами.

«Я беру тебя с собой»


Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.


“Корзина идей, понятий, имен”


Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

«Список»

Составление списка известной информации

«До-После»


Прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии. Формирует умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод. В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме занятия, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце занятия, когда проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее школьник сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

«Целое-часть. Часть-целое»


Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.


"Ассоциативный ряд"


К теме или конкретному понятию занятия нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце занятия вернуться, что-либо добавить или стереть.

“Фантастическая добавка”


Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме занятия. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.




2.3. Приемы и техники для основного занятия

Прием, техника

Описание

«Глосс»

Используется для подготовки ученика к восприятию информации посредством определения одинакового смысла всех используемых в тексте терминов.

«Контекст»

Используется для выделения ведущего содержания текста, уточнения смысла и установления границ употребляемых языковых выражений.

«Оптимус»

Формирует умение сокращать объем текста с сохранением смысла содержания.

«Структур»

Направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста.

«Планус»

Формирует умение составлять план – оглавление.

«Проблемус»

Формирует умение ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу.

«Аргумент»

Формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод.

«Конструкт»

Используется для формирования умения создавать собственную «информационную конструкцию» путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников.

«Реконструкт»

Формирует умение восстанавливать недостающие информационные данные в предложенных заданиях путем отбора необходимой информации и анализа уже имеющейся.

«Проект»

Формирует умение создавать продукта на основании заданных параметров.

«Инсерт»


Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

  • I - interactive - самоактивизирующая

  • N - noting

  • S - system - системная разметка

  • E - effective - для эффективного

  • R - reading - чтения

  • T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

  1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

  2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

  3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

«Идеал»


Это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать умения определять проблему, умение находить и формулировать пути решения проблемы, умение выбирать сильное решение.

«Хорошо-плохо»


Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации, умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»), умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

«Составь меню для Робина-Бобина- Барабека»


Прием для учащихся начальных классов, ценнен тем, что связан с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: «Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек. Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?»

«Ромб ассоциаций»


Приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций. Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

«Маша-растеряша»


Универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.

Формирует умение определять проблему, умение находить разные пути решения проблемы, умение осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы.

«Связи»


Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует умение находить связи между объектами в системе, умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов, умение устанавливать связи между любыми объектами.

«Верные-неверные утверждения»


Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

«Морфологический ящик»


Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.

«Развивающий канон»


Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

«Загадай понятие»


Игру можно проводить как викторину: все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы. Можно разделить класс на группы или пары и играть соревновательно. Можно играть в «да–нет»: учитель загадывает понятия, а школьники дают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ.

Приём «Извлеки информацию» (развивающая игра)


На столе – какой-нибудь живой объект. Надо извлечь (устно) всю возможную информацию. Опыт показывает, что вначале учащиеся будут использовать лишь визуальный канал. Необходимо показать им возможности использования всех каналов извлечения информации: кинестического (пощупай, попробуй на упругость, понюхай и т.д.), аудиального (прислушайся, постучи, вызови эхо и т.д.).

«Игровая цель»

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует умение работать в команде, слушать и слышать друг друга.

«Фантастическая добавка»


Универсальный приём прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём “Ложная альтернатива”


Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

«Вопросительные слова»


Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний. Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

«Толстый и тонкий вопрос»


Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

2.4. Приемы и техники для рефлексии

Прием, техника

Описание

«Плюс-минус-интересно»


Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.

«Анкетирование»


.На занятии я работал…
2.Своей работой на занятии я…
3. Занятие для меня показалось…
4.На занятии я…
5.Мое настроение…
6.Материал занятия мне был…

«Условные знаки»


Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы (на полях тетради, в блокнотах, оценочных картах):

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Значки можно выбирать произвольно. Обсуждая в конце занятия результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

«Светофор»


Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

«Дерево творчества»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо. Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём. Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

«Сказочное дерево (поляна)»


Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Солнышко»


Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.

«Музыкальный тест»


По окончании занятия детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

«Лестница успеха»


Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:

уверен в своих знаниях

в основном уверен

нужно ещё повторить

нуждаюсь в помощи

«Рефлексивный экран»


Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что …

Я приобрела…

Я научилась…

Я смогу…

Меня удивило…

Я попробую…

Синквейн


Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

«Мысли во времени»


Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой занятия. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени обучающиеся читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?





Глава 3 Практика

Сценарий занятия «Тонет - не тонет»

Форма занятия: практическая работа.

Цель: Развитие навыков исследовательской деятельности, расширение опыта.

Планируемые результаты:

-познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент); выявлять особенности разных объектов в процессе наблюдения;

-коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы;

-регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

-личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

    1. Разминка.

Игра «Капельки» (игра на сближение, развитие воображения)

Учитель: Дети, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (хаотично гуляют по залу). Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеёк (разбиваются на пары и берутся за руки, двигаются друг за другом). А теперь ручеёк течёт и впадает в море (берутся за руки и образуют большой круг). (Море бушует, вода плещется, закручивается в круговорот). А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдёт? (Вода будет нагреваться).

Итак, каждый из вас частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара (бегают по залу).
2. Основное занятие

Учитель: А теперь игра в настоящих учеников. Проведем мокрый эксперимент. Попробуем выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет

( Необходимо подобрать предметы из металла, дерева (другие материалы) линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др. Перед экспериментом можно выдвигать гипотезы, что произойдет с тем или иным предметом. Предложить угадать, что из них утонет, а что поплывет, можно использовать прием «Ложные альтернативы»).

Обучающиеся: высказывают гипотезы, аргументируют, при возникновении проблемной ситуации спорят.

Учитель: Ребята, кидайте в воду предметы из разных материалов. (Количество предметов должно соответствовать количеству учеников, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в эксперименте). Понаблюдайте, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. (Свои предположения дети проверяют, бросая предметы в таз с водой) Что произошло с предметами?

Обучающиеся: делят предметы на группы, формулируют вывод о том, что предметы из железа тонут, а из дерева – нет, почему одни предметы тонут, а другие – нет?

Учитель: Все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью. То, насколько плотным и тяжелым является материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-либо материала меньше плотности воды, он будет плавать.

Фокусы с водой. (Эти опыты кажутся детям настоящим волшебством)

  1. «Перевернутый стакан и лист бумаги».

От падения бумагу удерживает давление воздуха.

  1. «Водоплавающий апельсин»

Апельсин утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у апельсина менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают апельсину оставаться на поверхности воды.

  1. «Сырое яйцо»

Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.

В яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

(Можно немного прогуляться по карте мира и рассказать малышу про Мертвое море, которое «очень-преочень» соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване).

Наверняка вы задавали себе вопрос: почему плавает лед?

Во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой. Опустите ледяной кубик в воду, понаблюдайте за ним.

3. Рефлексия

«Рефлексивный экран»

.

Заключение

Использование любой технологии, введение инноваций может быть ограничено рядом факторов, главный из которых - неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс и внеурочную деятельность. Так появилась идея разработать конструктор занятия внеурочной деятельности, который позволил бы любому учителю выстроить структуру занятия в контексте деятельностного подхода.

Применение современной педагогической техники “Методический конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие занятий.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора учителю трудно удержать в памяти.

3.При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку занятий.

4.При подготовке к занятиям уделяется большее внимание на организацию разминку и рефлексию.

5.Разнообразие методов и приемов на занятии повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск