Разработка урока по математике во 2-ом классе. Тема: «Периметр прямоугольника. Вычисление периметра»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «периметр многоугольника». Учить находить периметр прямоугольника; закрепить умение чертить многоугольники, измерять длины сторон данных многоугольников; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи; развивать логическое мышление.
Задачи:
Закрепить знания о прямоугольнике (противоположных, соседних сторонах), отрабатывать умения чертить геометрические фигуры, упражнять в нахождении периметра многоугольника на основе измерений и вычислений, закреплять вычислительные навыки, формировать умение решать задачи; развивать логическое мышление, навык устного счёта, воспитывать познавательную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование:
Таблица вычисление периметра, картинки и модели геометрических фигур, карточки с логическим заданием, индивидуальные карточки, линейки, учебники, тетради.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять – И внимательно считать
Вот книжки на столе лежат
А вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки
Недосуг дуть на корабль бумажный- Урок сегодня очень важный!
Тема и цели урока записаны на доске.
2. Устный счёт
Беритесь ребята скорей за работу, Учитесь считать, чтоб не сбиться в расчетах.
К нам летят парашютисты! Помогите им правильно приземлиться.
(ФОТО)
По морю плывут корабли. Помогите им найти место якорной стоянки на причале.
(ФОТО)
Веселая рыбалка. (Групповая игра: рыбаки с пронумерованными удочками, стоят у доски и ловят рыбу, ребят, которые сидят за партами и в рука держат рыбок с примерами, в процессе игры дети занимаются и взаимопроверкой решения примеров.)
Поиграем с математическими веерами. Найдите:
-
СУММА
| РАЗНОСТЬ
| УВЕЛИЧИТЬ
| УМЕНЬШИТЬ
| 17 и 5
| 16 и 9
| 34 на 10
| 80 на 20
| 9 и 8
| 32 и 8
| 20 на 30
| 67 на 40
| 10 и 6
| 47 и 10
| 49 на 0
| 74 на 24
| - сколько десятков в числе 54, 36, 72. - назовите однозначное число, 6, 4, 9. - сколько единиц в числе 68, 72, 35.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.
3. Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа, выберите все четные чисел от 1 до 20 и запишите их на рабочей строке.
Задача № 1
- Ребята нашему другу Буратино надо измерить длину отрезка. Что ему понадобится? Линейка, сантиметровая лента, рулетка.
- С помощью линейки мы измеряем отрезок в сантиметрах, т.к. отрезок начерчен на листе бумаги.
- С помощью сантиметровой ленты и рулетки мы можем измерить длину юбки, рукава, высоту шкафа, ширину стены.
-Возьмите линейку и карандаш и начертите в тетради отрезок АВ, длиной 5 см.
4. Физ. Минутка «Выше - ниже» под музыкальное сопровождение
Так проворны наши руки, Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперёд, назад. С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим, И наклоны делать станем. Ими можно помахать. А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше, И легко-легко подышим.
5. Подготовка к изучению нового материала
(Работа с индивидуальными карточками, на рабочих местах)
Вычислить:
-
43 - 19 =
| 24
| Е
| 61 - 18 =
| 43
| И
| 21 + 16 =
| 37
| Р
| 52 + 26 =
| 78
| Т
| 98 - 86 =
| 12
| П
| 80 - 19 =
| 61
| Е
| 38 + 18 =
| 56
| М
| 49 + 36 =
| 85
| Р
| Установить числа в порядке возрастания, вставить буквы, прочитать слово.
-
ЧИСЛА
| 12
| 24
| 37
| 43
| 56
| 61
| 78
| 85
| БУКВЫ
| П
| Е
| Р
| И
| М
| Е
| Т
| Р
| - Какое слово у вас получилось? (Периметр.)
- Ребята, прочитайте тему нашего урока: «Периметр прямоугольника. Вычисление периметра»
– Как Вы думаете, чему сегодня на уроке мы будем учиться? (Учиться находить периметр прямоугольника.)
Периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.
- Ребята, а что такое сумма? (Ответы детей.)
6. Изучение новой темы
На доске висят картинки с геометрическими фигурами.
– Перед Вами геометрические фигуры. Назовите их одним словом. (Многоугольники). – На какие 2 группы мы можем разделить эти фигуры? (Прямоугольники и многоугольники.) – Чем они отличаются друг от друга? – Что такое прямоугольники. (Прямоугольники – четырехугольники, у которых все углы прямые.) – Назовите номера прямоугольников. – Что вы можете сказать о сторонах прямоугольника? – Какие свойства вы заметили у противоположных сторон прямоугольников? (У прямоугольника противоположные стороны равны). – Если противоположные стороны равны, надо ли измерять все стороны? (Нет, достаточно измерить длину и ширину.) – Что можно узнать, зная длины сторон четырёхугольников? (Периметр) – Прочитаем определение периметра, данное в учебнике (с. 16, часть 2) – Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. – Покажите противоположные стороны. (Длина – красным, ширина - синим карандашом.) – Сколько сторон надо подписать? Почему? – В каких единицах мы будем измерять периметр? – Каждый многоугольник может иметь буквенное обозначение
На доске формулы вычисления периметра прямоугольника.
– Ребята, давайте попробуем найти периметр данной фигуры, если мы знаем , что длина равна – а, а ширина – в.
Существует три способа нахождения периметра прямоугольника:
I способ: сложить все стороны.
Р = а + а + в + в
II способ: к длине умноженной на 2 прибавить, ширину умноженную на 2.
Р = а х 2 + в х 2
III способ: сумму длины и ширины умножить на 2.
Р = ( а + в ) х 2
- Какой способ для вас самый удобный.
- Ребята мы с вами узнали формулы нахождения периметра прямоугольника, давайте составим алгоритм вычисления периметра.
1. Измерить длину и ширину прямоугольника. 2. Вычислить периметр (сумму длины и ширины умножить на 2). 3. Записать ответ.
6. Работа в парах, вычисление периметра.
(На доске модели прямоугольников разного цвета и формы, у учеников на столах карточки с подобными моделями прямоугольников, для работы в парах.)
– Возьмите линейки и найдите периметр красной, синей и жёлтой фигур. – Выберите удобный для вас способ и вычислите периметр? (Учащиеся, выбрав способ, работают в парах.).
7. Физминутка под музыкальное сопровождение
А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело.
8.Самостоятельная работа в тетради:
(найти в учебнике) задание.
Задание №2 учебника (с 16)
– Какую фигуру образовала замкнутая ломаная АВСD ? (Прямоугольник)
– Что вы знаете о сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны)
– Что надо знать, чтобы найти периметр прямоугольника? (Длину и ширину)
– Найдите периметр прямоугольника, выразив длины сторон: в сантиметрах (4 + 2 + 4 + 2 = 12 см) в клеточках (8 + 4 + 8 + 4 = 24 кл.)
– Почему получились разные числовые значения? (При измерении пользовались разными единицами длины)
9. Закрепление
Задача № 2: Длина прямоугольника 8см, а ширина на 3 см меньше. Начерти чертеж и вычисли периметр прямоугольника.
10. Практическая работа
– У вас на парте лежит по 18 счетных палочек, разделите их поровну на части, используя все палочки, выложите из них фигуры:
треугольник
прямоугольник
шестиугольник
– Вычислите периметр каждой фигуры. Что для этого нужно сделать? (Измерить стороны и сложить результаты).
– Результаты запишите в таблицу. Сравните. Сделайте вывод.
ФИГУРА
| ТРЕУГОЛЬНИК
| ПРЯМОУГОЛЬНИК
| ШЕСТИУГОЛЬНИК
| ДЛИНА КАЖДОЙ СТОРОНЫ
| 12+12+12
| 6+12+6+12
| 6+6+6+6+6+6
| ПЕРИМЕТР
| 36см
| 36см
| 36см
| –Какую особенность вы заметили? (Все фигуры имеют одинаковый периметр.)
–Почему периметры всех фигур одинаковые? (Каждый раз использовали одно и то же количество палочек)
– Выложите палочки каждой фигуры в одну линию. Измерьте её длину. Сравните с полученными периметрами. Что вы обнаружили? (Результат одинаковый, соответствует периметру фигур.)
– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)
11. Итог урока: Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке? (Ответы учеников.)
– Что вам понравилось на уроке. (Ответы учеников.)
– У вас на столах лежат карточки со смайликами. Оцените себя, разукрасьте тот который подходит вашему настроению.
Урок понравился. Все понятно.
| На уроке было интересно, но не все понятно.
| Не понравился урок, не понял как находить периметр прямоугольника
|
|
|
| 12.Домашнее задание: С. 17 № 5; № 6
Литература:
Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 2 – М.: Издательство «Ювента», 2008.
Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс: Методические рекомендации для учителей .-Изд.2-е, перераб. и доп. – Издательство «Ювента», 2006.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 2 кл. – «Школа 2000…», 2004.
Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. : Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.
|