Скачать 88.97 Kb.
|
Департамент социальной политики Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12» Урок по теме «Вышивка» 5 класс Учитель: Крюкова С.Б., учитель технологии высшей квалификационной категории Курган 2009 Рецензия на урок по технологии, 5 класс, Крюковой Светланы Борисовны, учителя технологии МОУ города Кургана «Лицей №12». Представленный урок по теме «Вышивка» - комбинированный. Это первое занятие по данной теме. Основные цели этого урока: - образовательные (актуализация уже имеющихся знаний с опорой на жизненный опыт, формирование новых знаний, реализация межпредметных связей с историей, русской словесностью); - развивающие (развитие общеучебных и специальных умений и навыков, моторики мелких мышц, умения координировать свои действия, эстетических качеств); - воспитательные (воспитание ответственности за общее дело, собранности, усидчивости, терпения). Все этапы урока, выделяясь как самостоятельные, вытекают один из другого, создавая единую логическую структуру. Урок дает возможность эффективно использовать основные методы и приемы обучения: репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями. Весь сценарий урока построен в интерактивном режиме, обеспечивающем наличие четкой и оперативной обратной связи между учителем и обучающимися на всех этапах урока. Приемы, используемые учителем, позволяют развивать общеучебные, специальные навыки обучающихся, а также эстетические качества. Прием эвристической беседы, постановка вопросов, сформулированных с учетом подготовки пятиклассников, способствует более глубокому анализу изученного фактического материала. Яркая и наглядная презентация позволяет визуализировать учебный материал, активизировать познавательную активность обучающихся в течение урока. оптимизировать усвоение знаний обучающимися. На этапе практической работы обучающимся предложена инструкционная карта, позволяющая организовать индивидуальную работу по алгоритму, обеспечивающая сочетание аудио- и визуального восприятия обучающимися. Активизированы знаний по технике безопасности. Объем практического задания соответствует уровню подготовки обучающихся и возрастным особенностям. Сочетание индивидуальной работы и коллективного представления результатов в панно позволило проявить чувство коллективизма и ответственности за общее дело. Заведующий кафедрой информатики Е.В. Кирьянова, и технологии учитель высшей квалификационной категории Урок по теме «Вышивка» Тип урока: комбинированный Тема урока: «Вышивка» Цели: актуализация уже имеющихся знаний с опорой на жизненный опыт, формирование новых знаний, реализация межпредметных связей с историей, русской словесностью,развитие общеучебных и специальных умений и навыков, моторики мелких мышц, умения координировать свои действия, эстетических качеств, воспитание ответственности за общее дело, собранности, усидчивости, терпения. Методы обучения: репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями. ФОПД: фронтальная, индивидуальная Оборудование: мультимедийное оборудование, ткани разных цветов, нитки для вышивания мулине, иглы вышивальные, пяльца, ножницы, трафареты, игольницы, мел портновский, панно, инструкционные карты, правила техники безопасности, ленты 4-х цветов. Длительность урока: 40 минут. Ход урока. 1.Организационный момент. На данном этапе - целевая установка, организация и мотивация обучающихся. 2. Вводная беседа На данном этапе выявляются имеющиеся знания по теме и определенный жизненный опыт. Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Это – вышивка. (Слайд1) На уроке мы вспомним виды швов, применяемых в вышивке, необходимые материалы и инструменты для данного вида деятельности, познакомимся с правилами сочетания и согласованности цветов и применим полученные знания на практике. Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент на посуде, вышивка на одежде, плетение... Уже в древности человек не только на практике, но и в своём сознании утверждал в каждой вещи 2 начала – пользы (удобства) и красоты. (Слайд2) На старинных одеждах, предметах бытового обихода вышивка встречается чаще всего. Судя по сохранившимся образцам, начиная с 16 столетия, вышивание имело самое широкое распространение во всех странах Европы. (Слайд3) А в древнем Китае ещё в 4-5м веках до нашей эры уже вышивали на шёлковых тканях золотыми, серебряными нитями, и даже конским волосом. (Слайд4) Археологи находят элементы древней одежды, украшенной не только различными нитями, но и драгоценными камнями, монетами. Из поколения в поколение отрабатывались, изменялись и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы. В России, по установившемуся обычаю, девочку с малых лет начинали обучать этому увлекательному виду творчества. К пятнадцати годам девушка должна была приготовить себе приданое к свадьбе, украсив его вышивкой. (Слайд5) Вопрос: Как вы думаете, какие качества воспитывает вышивание? (усидчивость, аккуратность, терпение, вкус) Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты Вопрос: Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке? (пяльца, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага) Вопрос: А какие материалы можно использовать для вышивки? (ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть) 3. Объяснение нового материала Современная вышивка очень богата разными видами и способами вышивания. Поскольку в начальной школе вы уже получили некоторые знания по этой теме, то давайте вспомним виды швов, применяемых для вышивания. (Слайд6)
Но для того, чтобы вышивать, недостаточно знать виды применяемых инструментов и материалов, виды стежков. Большое внимание следует уделить цветовому решению. Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании, она подчиняется определённым законам. Для того, чтобы их усвоить существует такое понятие как цветовой круг. (Слайд13) Давайте рассмотрим его внимательно. На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, расположены главные цвета - красный, жёлтый, зелёный и синий. Это чистые цвета, они не содержат в себе никаких других оттенков. Между ними по кругу идут промежуточные, они получаются путем смешивания, например, при соединении жёлтого и зелёного получается несколько оттенков зелёного. Если смешать каждый из главных цветов с белым или чёрным, то получаются более светлые или более тёмные цвета, н-р, при смешивании красного цвета с белым получается розовый, а при смешивании с чёрным - коричневый. Светлые тона расположены внутри круга, а тёмные - снаружи. Существует деление на родственные и контрастные цвета. Вопрос: Как вы думаете, какие из этих цветов можно будет назвать родственными? (Родственных будет 4 группы- жёлтый - красный, красный - синий, синий - зелёный, зелёный – жёлтый). Вопрос: Как вы думаете, какие из этих цветов можно будет назвать контрастными? (Контрастные - значит несогласованные между собой, противоположные, н-р- красный и синий цвета). Существует деление цветов на холодные и тёплые. Вопрос: Как вы думаете, какие из этих цветов можно будет назвать тёплыми, а какие холодными? (Слайд14) Очень часто узором для вышивания служат листья, ягоды, цветы. Вышивальщица создает порой целые картины из этих элементов – панно. (Слайд15) Вопрос: Что же такое панно? Если мы заглянем в словарь Ожегова, то узнаем, что панно - это картина или рисунок, украшающая участок стены или потолка. (Слайд16, 17) Вот и я решила сделать вам в подарок панно, но не успела. И хочу попросить вас помочь закончить начатую мной работу. (Обучающимся представлено панно) На картине выполнены 2 цветка в единой цветовой гамме - сердцевина цветка - белая, а лепестки- розовые. Прожилки на лепестках - на одном цветке- контрастного цвета. А на другом - близкого по цвету. Картина получается немного унылая. Давайте её оживим. Ведь не всегда цветы вышивают такими, какие они в природе, очень часто используют нитки разного цвета. Давайте дополним картину третьим цветком - ярким, не похожим ни на какие другие. Все лепестки будут разные и цвета для них мы возьмём из цветового круга: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. 4. Вводный инструктаж Ваша задача заключается в следующем: у каждой из вас ткань разного цвета, вы должны выполнить отдельный лепесток. Все выполненные вами лепестки мы закрепим на нашем панно, чтобы картина имела завершённый вид. Вас семь человек. Значит, у нас получится сказочный цветок «Цветик-семицветик». Работу будете выполнять в следующей последовательности:
У вас на столах инструкционная карта и правила техники безопасности. Давайте вспомним как выполняется шов «назад иголку» (Слайд18) Вопрос: Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с иглой и ножницами? Во время работы надо быть очень внимательными, не отвлекаться. Иглы вкалывать только в игольницу. Ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. Передавать кольцами вперёд. 5. Практическая работа На данном этапе - выполнение индивидуальной работы. Во время которой организован оперативный контроль учителя за выполнением практической работы с целью правильного выполнения операций и устранения недочетов, создания для обучающихся ситуации успеха. 6. Заключительный этап На данном этапе – анализ деятельности обучающихся и рефлексия. Вот какое замечательное панно у нас получилось. Это наш коллективный труд. Мы можем украсить им кабинет технологии. Сегодня мы отработали на практике выполнение шва «назад иголку», который вы можете использовать для украшения салфеток, полотенец, платочков, и подарить их маме, бабушке, подруге. Вопросы для повторения:
Перед обучающимися лежат ленты 4-х цветов: красного, синего, зелёного, чёрного. Им предложено выбрать ленту того цвета, которая отражает состояние, настроение, не объясняя при этом, что обозначает тот или иной цвет. Литература
4. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 3-е изд., перераб. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с.: ил. 5. Технология. Обслуживающий труд: Примерная программа основного общего образования (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.edu.ru |