Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Теоретическое обоснование
|
Формируемые УУД
| Средства формирования УУД
|
Мотивация к учебной деятельности.
|
Положительно настраивает детей на урок
Начинаем наш урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
Предлагает послушать шум моря, шум набегающей волны.
Спрашивает, чему будет посвящен урок.
| Проверяют готовность к уроку
Слушают и выдвигают предположения.
Предполагают и высказывают свои мнения.
| Регулятивное УУД: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.
| Создание положительного эмоционального настроя на урок, мотивация на успех.
|
Проверка домашнего задания.
|
Предлагает проверить знания о водоёмах, выполнив тест и оценить свои знания.
1. Какой океан самый маленький?
А)Тихий океан Б) Северный ледовитый океан В) Индийский океан
2. Какое утверждение верное?
А) Море – это солёное озеро Б) Море – это искусственное водохранилище
В) Море – это часть океана
3. Охотское море является частью …
А) Атлантического океана
Б) Северного Ледовитого океана В)Тихого океана
4. Какая вода в реках?
А) стоячая Б) пресная В) солёная
5. Назови замкнутый водоём.
А) озеро Б) море В) река
Наблюдает за деятельностью детей, меняет слайды.
Предлагает оценить свою работу, сверить с эталоном.
Наблюдает за деятельностью детей
Проверяет
- Кто справился без ошибок и поставил себе 5? Спасибо!
- Кто допустил одну ошибку и поставил себе 4? Спасибо!
- А кому сегодня не повезло? Значит надо повторить пройденное
| Выполняют тест, записывают букву правильного, по их мнению, ответа под цифрой.
Оценка
Сравнивают свои варианты ответов с эталоном, ставят знак «+» если ответ совпадает, знак «-» - не совпадает.
Поднимают руку.
| Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль;
| Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Работа с тестом.
Самооценка
Обратная связь
|
Предлагает угадать водоёмы по их описанию.
Загадывает загадки, открывает отгадки на слайде
1. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется. Из него воды не пьется, Потому что не вкусна - И горька и солона. (море) 2. Не проедешь, ни пройдёшь–
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (болото) 3. Молодые березки Свои перед ним Поправляют прически. И месяц, и звезды - В нем все отражается.. Как это зеркало называется? (озеро) 4. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (река) Предлагает выделить лишний водоем и аргументировать свое мнение. Следит за правильностью построения высказывания, предлагает поправить ответ, высказаться как учёный.
| Отгадывают загадки.
Выделяют лишний объект, объясняют своё мнение.
Объясняют значение слова – «пресная» вода.
| Коммуникативное УУД: аргументировать свою точку зрения;
Познавательное УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
| Использование элементов устного народного творчества.
Развитие образного мышления, с помощью отгадывания загадок.
Развитие логического мышления с помощью приёма «Выделение лишнего»
|
Актуализация знаний.
|
Демонстрирует соотношение солёной и пресной воды на Земле. Подводит детей к теме урока, загадывает загадку:
На свете нет её сильней,
На свете нет её вольней,
В руках её не удержать
И на коне не обогнать.
Мотивирует к учебной деятельности, предлагает подумать какими мы сегодня будем на уроке на букву Р, Е, К, А
| Наблюдают и делают вывод о необходимости беречь воду.
Отгадывают загадку, определяют, что сегодня будут изучать реку.
Придумывают и называют подходящие слова на букву
Р – радостными, работящими
Е – естественными
К – красивыми, классными, клеевыми
А – аккуратными, активными
| Личностное УУД:
осознание себя как гражданина, обретение чувства необходимости беречь воду.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника
| Развитие наглядно-действенного мышления
Лексическая работа, обогащение словарного запаса детей.
|
|
Диагностирует знания детей о реке.
| Высказываются о том, что они знают о реке.
| Познавательное УУД: извлекать информацию, необходимую для решения учебной задачи из личного опыта;
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника
| Актуализация субъективного опыта учащихся.
|
Физкультминутка
|
Учитель вместе с детьми проговаривает стихотворение «Как приятно плавать в речке!» и выполняет движения.
| Дети проговаривает стихотворение и выполняет движения.
| Личностное УУД: понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
| Тренировка памяти, снижение психических и физических нагрузок.
|
5. Открытие детьми нового знания.
|
Обращает внимание на физическую карту России.
- Реки на карте отмечены синими линиями, словно голубой сеткой опутали они всю нашу страну. Рек очень много, все они разные, и все очень важны для люде. Они дают рекам ласковые названия, например, БОГАТЫРЬ, БАТЮШКА, КРАСАВИЦА, МАТУШКА.
– Кого так называют?
Ребята, а давайте подумаем, можно ли реку сравнить с живым существом? Спрашивает, хотят ли дети узнать, как называется место, где рождается река.
| Смотрят на карту, вспоминают обозначение рек на ней.
Смотрят на слайд, на котором изображены реки: Енисей – богатырь, Амур - батюшка, Ока – красавица, Волга – матушка.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свое мнение.
| Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
Познавательные УУД:
Различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши, виды водоёмов;
Личностное УУД:
обретение чувства любви к родной стране;
| Задания с включением механизма творчества.
Создание проблемных ситуаций – коллизий.
|
Знакомство с частями реки.
|
Предлагает рассмотреть схему и ответить на вопросы, показать их на схеме.
- Как называется начало реки?
- Как называется место впадения реки в другой водоём?
- Как мы назовём углубление, по которому течёт река?
- Что ещё мы видим есть у реки?
Акцентирует внимание на новых научных терминах, которые нужно запомнить.
Вывешивает карточки со словами на доску.
ИСТОК – начало реки
УСТЬЕ – место впадения реки в другой водоём
РУСЛО – углубление, по которому течёт река
ПРИТОК – маленькая речка, впадающая в реку
| Рассматривают схему, отвечают на вопросы и показывают части реки на схеме.
Прочитывают про себя.
| Познавательное УУД: искать и выделять необходимую информацию
Коммуникативное УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
|
|
Частично-поисковый метод;
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников);
Приём «Парофраз»;
Акцентирование внимания на новые термины.
|
Предлагает посмотреть мультфильм «Беги ручеёк», нацеливает на то чтобы увидеть и проговорить новые слова.
| Смотрят мультфильм и находят в нём части реки
| Регулятивное УУД: принимать учебную задачу и сохранять её до конца учебных занятий;
| Развитие познавательного интереса через просмотр мультфильма
|
Виды истоков и устьев реки.
|
Обращает внимание на схему и мультфильм.
- Где начиналась река?
Предлагает объяснить значение слова «родник», адресует к толковому словарю.
Знакомит с другими видами истоков: озеро, болото, слияние двух рек.
Предлагает поработать с учебником и найти в нём ответ на вопрос: Каким бывает устье реки?
Напоминает алгоритм работы
| Вспоминают, что на схеме река начиналась в горах, а в мультфильме из родника.
Объясняют значение слова, используя орфографический словарь учебника.
Подводят итог: что истоком реки могут быть родник, озеро, ледник, болото, слияние двух рек.
Находят в тексте на странице 41 выделенное слово «устье» и читают нужную информацию.
| Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника
Познавательное УУД: смысловое чтение, анализ, обобщение; искать и выделять необходимую информацию
| Принцип деятельности
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
Работа с толковым словарём,
Работа с текстом учебника - беглый просмотр.
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Работа в парах.
|
Предлагает потренироваться применять полученные знания, работая в паре.
Предлагает проверить своё работу.
| Выполняют задание на карточках в паре. Готовность выполнения задания сигнализируют – «свечкой».
Сравнивают свою работу с эталоном на экране. Укажите буквами истоки (И), притоки (П) и устье (У) рек.
Откуда реки берут начало? Укажите стрелками направление их течения
| Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль; действовать по инструкции.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог
Познавательное УУД: дополнять готовые информационные объекты (схемы);
| Самостоятельная работа. Работа в парах.
|
Релаксационная пауза.
|
Предлагает принять позу слушателя. Включает песню «Реченька». Нацеливает на представление реки, которую рисует музыка и голос исполнителя.
| Слушают музыку, расслабляются, представляют реку.
| Личностное УУД: понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
| Принцип психологической комфортности
|
Виды рек.
|
Опираясь на опыт детей, узнаёт о том, какими бывают реки в их представлении.
Предлагает рассмотреть две картинки и предположить, по какой форме земной поверхности протекают реки?
Предлагает дать названия рекам с указание на место течения.
| Дети предполагают, что реки могут быть широкие и узкие, большие и маленькие, длинные и короткие, глубокие и мелкие.
Рассматривают картинки и делают вывод, что первая река течёт по равнине, а вторая – в горах.
Дают название рек: равнинная и горная. Сравнивают течение рек.
| Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника; аргументировать своё мнение
Познавательное УУД: анализ;
|
|
Метод сравнения и анализа.
Коммуникативный метод –приём перекрёстная дискуссия
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
Жура – жура – журавель!
Облетел он сто земель.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он пролетая:
- Лучше нет родного края!
Предлагает послушать информацию о реках, протекающих в нашей местности, которые подготовили одноклассники.
Нацеливает на то, что нужную информацию ребята должны занести в таблицу.
Предлагает озвучить найденную информацию.
| Подготовленные ученики читают сообщения о Волге, Узоле и Ильинке.
Остальные слушают и нужную информацию заносят в таблицу.
Название реки
| Исток
| Устье
| Волга
|
|
| Узола
|
|
| Ильинка
|
|
| Озвучивают найденную информацию. (исток реки Узола – болото, устье – река Волга) (исток реки Волги – родник на Валдайской возвышенности, устье – Каспийское море) (исток реки Ильинки – болото, устье – река Узола).
| Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.
Регулятивное УУД: умение вносить необходимые коррективы и дополнения;
Познавательное УУД: умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; находить и показывать на карте крупные реки.
Личностное УУД: осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родному краю, его природе;
| Частично-поисковый метод;
Связь с жизнью;
Продуктивная деятельность;
|
Моделирование по описанию. Работа в группах.
|
Предлагает объединиться в группы постоянного состава.
Предлагает смоделировать реку по её описанию.
| Объединяются в группы.
Моделируют реку по её описанию, готовность группы сигнализируют «Свечкой».
1 группа «Нарисовать реку, которая начинается из слияния двух горных речек и впадает в море». Задание со звёздочкой – У неё есть правый приток.
2 группа «Нарисовать реку, которая начинается в озере и впадает в другую реку»
Командир группы определяет ученика, который будет презентовать получившуюся модель.
| Познавательные УУД: моделировать предметы и явления окружающего мира;
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника; управлять поведением партнёра;
интегрироваться в группе сверстников;
| Дифференциация по степени самостоятель-ности и по степени сложности;
Принцип творчества, развитие воображения;
Использование элементов проектной деятельности.
|
Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Предлагает посмотреть, как выполнили задание Маша и Миша и оценить правильность выполнения ими задания.
Оставляет открытым ответ на поставленный вопрос, предлагает ученикам самим узнать дома из разных источников, как определить какой приток правый.
| Дети выходят к доске и ставят галочку под тем именем, кто, по их мнению, прав.
| Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника;
Регулятивное УУД: предвосхищение результата;
| Создание проблемной ситуации с помощью проблемного вопроса;
Приём «Открытого вопроса» по Ш. А. Амонашвили.
|
Рефлексия учебной деятельности.
|
Предлагает закончить фразу Сегодня на уроке я вспомнил……
Сегодня на уроке я узнал……
Сегодня на уроке я заинтересовался…… Слушает высказывания, помогает правильно выразить мнение ученика словами.
| Высказывают своё мнение.
Самый активный ученик определяет общую активность класса по шкале активности.
| Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника;
Личностное УУД:
стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия.
| Самооценка.
|
Итог урока.
|
Предлагает вспомнить новые научные слова, которые сегодня узнали на уроке и отгадать кроссворд.
| Отгадывают кроссворд, повторяют термины.
Кроссворд.
1. Речки и ручейки, которые встречаются на пути реки и отдающие ей свою воду.
2. Место впадения реки в другой водоём.
3. Место рождения реки.
4. Постоянный природный поток воды на поверхности суши.
| Познавательное УУД:
обобщение.
| Работа с кроссвордами.
|