Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 120.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.04.2014
Размер120.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


КОНЦЕПЦИЯ



Учебного предмета
Трудовое обучение (1–4 классы)
для учреждений, обеспечивающих

получение общего среднего образования

Минск 2006


1. Введение
На смену аграрному обществу в XVIII веке пришло индустриальное общество, основой которого стало машинное производство. В конце ХХ века благодаря интенсивному развитию современных технологий получения материалов с заданными свойствами, созданию особо точного оборудования, автоматических линий, роботов, компьютерной техники, локальных и глобальных компьютерных сетей и информационных технологий начался переход от индустриального к информационно-технологическому обществу.

Основные черты информационно-технологического общества:

    • производство, основанное на использовании машин, уступает место производству, основанному на использовании современных, в том числе и компьютерных, технологий;

    • происходит резкое увеличение новой категории трудящихся - интеллектуальных служащих, количество которых в развитых странах значительно превышает число работников, занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

    • образование, в первую очередь профессиональное, не успевает за научно-техническим прогрессом, темпы которого таковы, что многие знания устаревают уже через 4-5 лет, более половины знаний, которые понадобятся будущему выпускнику в его профессиональной деятельности еще не известны;

    • необходим высокий уровень фундаментального образования, развитие ключевых компетенций, профессиональная квалификация, которые смогут обеспечить конкурентоспособность на рынке труда;

    • деятельность из репродуктивной всё больше становится творческой, из исполнительской всё больше конструкторско-технологической, а технология становится движущей силой развития не только производства, но и общества в целом.

Технология в XXI веке превратилась в объективную реальность. Данный термин широко применяется не только в научной, технической, но и популярной литературе. Технология в настоящее время занимает достойное место в ряду естественнонаучных и гуманитарных наук.

Современный человек живет в мире созданных им технологий. Следует рассматривать технологии как один из плодов деятельности (артефакт культуры). Любые технологии – это инструментарий, совокупность средств, методов и описаний деятельности. Технологии преобразования материи, энергии, информации, биологических объектов кардинально различаются.

Оперативно реагируя на социокультурные и социально-экономические изменения в мире, технологии должны быть органично включены в систему образования. Поэтому в общеобразовательных школах большинства стран мира появился новый учебный предмет «Технология».

Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний и понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся использует доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения, опыта познавательной, трудовой деятельности. Для удовлетворения индивидуальных запросов, возможностей, способностей учащихся, которые находятся в центре образовательной системы, она должна быть гибкой и адаптивной.

Трудовое обучение – учебный предмет в школе, компонент образовательной области «Технология», главной задачей которого является развитие технологического мышления учащихся, формирование у них общетрудовых, политехнических знаний, умений, основ технологической культуры, сенсомоторных, манипалитивных навыков, необходимых для трудового, экономического воспитания, профессионального и жизненного самоопределения/



  1. Исходные методологические посылки построения содержания учебного предмета.


К методологическим основания построения содержания учебного предмета «Трудовое обучение» следует отнести теорию деятельности, согласно которой невозможно подготовить к определенной деятельности без включения учащихся в аналогичную или адекватную деятельность. Следовательно, подготовить к труду возможно только в процессе трудовой деятельности. Структуру деятельности можно представить в виде алгоритма деятельности: цель – мотив – способ – результат. Педагогически целесообразна только мотивированная деятельность. Многообразие мотивов предполагает их последовательное развитие в процессе учебно-трудовой деятельности учащихся. Всё поведение человека регулируется неким объединяющим мотивом - тенденцией к актуализации, то есть к максимальному выявлению лучших врождённых качеств своей личности. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала. Содержание деятельности последовательно усложняется. Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных и практических действий, действия учащихся начинаются на основе полной ориентировочной основы и завершаются самостоятельным проектированием и осуществлением всей совокупности необходимых действий.

В соответствии с теорией личностно ориентированного образования в центре образовательного процесса находится ученик с его потребностями, интересами, способностями, психофизиологическими возможностями. Учитывая, что учащиеся школы не только готовятся к будущей жизни и деятельности, но и в школьные годы их жизнь должна быть разнообразной и полноценной, то при построении содержания обучения учитывается возрастная периодизация психофизиологического развития детей, психические новообразования, а также последовательная смена ведущих видов деятельности – игры, учебной, учебно-трудовой и трудовой деятельности.

Реализация концептуальных положений развивающего обучения, когда главной целью обучения является развитие индивидуальности обучающихся и главной функцией которой выступает формирование творческого потенциала учащихся, предполагает обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущую роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работу над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. На развитие ребенка влияет самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

В культурологической модели образования выделяются четыре компонента культурного опыта: знания о различных областях действительности, опыт выполнения известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека. Все эти компоненты должны найти своё отражение в содержании учебного курса.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, которые связаны с разрешением педагогических ситуаций, создаваемых в процессе обучения. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Учебная, учебно-трудовая, трудовая деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве умелости, способа личностной самореализации, некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др. Знания, навыки и умения становятся не целью, а средством развития личности ученика, формирования его компетентности.

Формирование личности ученика в определенной области предполагает последовательное формирование – грамотности, образованности, профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Переход от одного свойства личности к другому предполагает не только постепенное увеличение совокупности знаний, навыков и умений, а также опыта деятельности, который включает количество совершенных и исправленных ошибок.
3. Общая характеристика учебного предмета “Трудовое обучение” в начальной школе.

В основу парадигмы современного образования положены целенаправленное развитие, социализация каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных возможностей на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования выдвигает проблему технологической подготовки учащихся начальной школы.

Предмет “Трудовое обучение” в начальной школе – компонент образовательной области «Технология», – это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Привлечение теоретических связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществить слияние мысли и физического труда, осмыслить выполнение технологических операций.

“Технология” в начальной школе как образовательная область и предмет «Трудовое обучение» предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.

Отбор содержания учебного предмета осуществлен на основе принципов социально-трудовой необходимости и личностной достаточности, культуросообразности, преемственности, пропедевтичности, технологической вариативности, а также эволюционного преобразования “Трудового обучения” с сохранением его лучших традиций.

Основываясь на сложившихся традициях в содержании обучения труду сохранены традиционные разделы “Технология обработки материалов (бумаги, картона, текстиля, природных материалов)”, “Технология растениеводства и животноводства”.

Социально-трудовая необходимость связана с социализацией учащихся, выполнением ими различных социальных ролей. В этой связи введен раздел “Технология хозяйствования”.

Реализация принципа культуросообразной деятельности осуществляется через все разделы, но основной внимание уделяется на “Технологии ремесел”.

Опора на потребностно-мотивационную сферу, опыт личности, учет ее психофизиологических и социальных возможностей способствует достижению личностной достаточности содержания обучения. Оно структурировано в виде набора относительно самостоятельных, имеющих логическую завершенность, структурных единиц - разделов, содержание и количество которых определяется целями изучения учебного курса.

Принцип технологической вариативности наиболее четко проявляется при изучении раздела “Технология ремесел” с учетом региональных, местных особенностей и профессиональной компетентности учителя.

При изучении “Трудового обучения” на практическую деятельность учащихся должно отводится около 70% учебного времени.

Поскольку любое направление созидательной или преобразовательной деятельности связано с соответствующей технологией, оно может найти место в содержании обучения. Поэтому учителю предоставлена возможность около 30% учебного времени использовать по собственному усмотрению при достижении требований к уровню подготовки выпускников, указанных в образовательном стандарте по трудовому обучению.

Содержание обучения должно позволить ознакомить учащихся с пятью основными сферами социально-трудовой деятельности человека: “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Природа”, “Человек - Знаковая система”. “Человек - Художественный образ”.
4. Цели учебного предмета.
Целью изучения учебного предмета “Трудовое обучение” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры.

Основными задачами являются:

  1. удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;

  • формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;

  • формирование опыта созидательной и преобразовательной деятельности по созданию потребительных стоимостей, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда в бытовой сфере как необходимое условие успешной социализации в современных социально-экономических условиях;

  • формирование культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;

  • формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности.



5. Дидактические основания, принципы конструирования содержания образования.
Наряду с общедидактическими принципами обучения научности, посильности и доступности, систематичности и последовательности и др. при конструировании содержания обучения по предмету «Трудовое обучение» необходим учет дополнительных принципов.

Согласно политехнический принципу естественнонаучные знания могут иметь политехническую направленность. Они совместно с конструкторскими и технико-технологическими знаниями составляют основу естественнонаучной и технической, технологической картины мира.

Принцип преемственности предполагает опору на опыт учащихся на предшествующих этапах обучения. Разделы программы дошкольного образования: ручной труд, труд в природе, самообслуживание и декоративно-прикладное искусство получают дальнейшее развитие при изучении технологии.

Принцип целостности предполагает включение учащихся в учебно-трудовую деятельность по реализации целостной технологии от идеи до новой идеи при ее последовательном усложнении.

Принцип вариативности означает не только различные варианты процесса обучения, но и образования, позволяющие достичь целей и задач образования, а также требований образовательного стандарта. При этом учитываются потребности, возможности, способности детей, запросы родителей, возможности материально-технической базы, особенности социально-экономического и социокультурного окружения. Допускается возможность построения учащимися индивидуальной образовательной траектории.

Принцип необходимости и достаточности теоретических сведений для выполнения практических работ. В процессе обучения значительное внимание уделяется трудовой деятельности учащихся. При этом важно, чтобы учащиеся принимали активное участие на всех стадиях технологии.

Принцип интеграции и реализации межпредметных связей предполагает использование сведений из других учебных предметов в процессе познавательной и учебно-трудовой деятельности.

Принцип пропедевтичности означает возможность введения отдельных категорий, понятий и др. без всесторонности и глубины изучения с целью практического использования.

Принцип креативности предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности путем включения их в различные виды поисковой, конструкторской, рационализаторской, дизайнерской деятельности.

Согласно принципа опережающего обучения задача заключается не столько в передаче знаний, формировании умений сколько в подготовке учащихся к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными сведениями и способами деятельности.
6. Состав и структура учебно-методического комплекса.
Основными компонентами учебно-методического комплекса являются учебник (учебное пособие) для учащихся и методическое пособие для учителя.

В качестве дополнительных могут быть предложены учащимся и преподавателям:

  • книга для чтения;

  • справочник;

  • альбом. Например, объектов труда, поузловой обработки швейных изделий;

  • учебные задания с учетом 10-балльной оценки;

  • проекты с различной степенью детализации конструкторских и технологических решений;

  • дидактический материал;

  • мультимедийный комплекс;

  • методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий, по организации шестого дня недели и вторичной занятости учащихся.


Предлагаемые компоненты учебно-методического комплекса могут применяться в обучающем режиме для организации процесса усвоения информации и освоения приемами, способами деятельности, в тренировочном режиме для самостоятельного овладения учебным материалом школьниками, в контролирующем режиме при организации поурочного и текущего контроля.

Итоговый контроль следует проводить в виде защиты творческих проектов, во время которой возможно применение тестов по проверке знаний различных разделов программы.

Заключение


На основе концепций содержания образовательной области "Технология", учебного предмета «Трудовое обучение» разрабатывается обязательный минимум содержания, а также требования к уровню подготовки учащихся. В процессе разработки этих документов, создаваемых на их основе примерных программ и учебно-методического обеспечения в отдельные положения данной концепции будут внесены уточнения или изменения.

Журба А.Ф., к.пед.наук, доцент,

Юрченко Н.А., с.н.с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск