Скачать 120.97 Kb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Национальный институт образования КОНЦЕПЦИЯУчебного предмета Трудовое обучение (1–4 классы) для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования Минск 20061. Введение На смену аграрному обществу в XVIII веке пришло индустриальное общество, основой которого стало машинное производство. В конце ХХ века благодаря интенсивному развитию современных технологий получения материалов с заданными свойствами, созданию особо точного оборудования, автоматических линий, роботов, компьютерной техники, локальных и глобальных компьютерных сетей и информационных технологий начался переход от индустриального к информационно-технологическому обществу. Основные черты информационно-технологического общества:
Технология в XXI веке превратилась в объективную реальность. Данный термин широко применяется не только в научной, технической, но и популярной литературе. Технология в настоящее время занимает достойное место в ряду естественнонаучных и гуманитарных наук. Современный человек живет в мире созданных им технологий. Следует рассматривать технологии как один из плодов деятельности (артефакт культуры). Любые технологии – это инструментарий, совокупность средств, методов и описаний деятельности. Технологии преобразования материи, энергии, информации, биологических объектов кардинально различаются. Оперативно реагируя на социокультурные и социально-экономические изменения в мире, технологии должны быть органично включены в систему образования. Поэтому в общеобразовательных школах большинства стран мира появился новый учебный предмет «Технология». Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний и понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся использует доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения, опыта познавательной, трудовой деятельности. Для удовлетворения индивидуальных запросов, возможностей, способностей учащихся, которые находятся в центре образовательной системы, она должна быть гибкой и адаптивной. Трудовое обучение – учебный предмет в школе, компонент образовательной области «Технология», главной задачей которого является развитие технологического мышления учащихся, формирование у них общетрудовых, политехнических знаний, умений, основ технологической культуры, сенсомоторных, манипалитивных навыков, необходимых для трудового, экономического воспитания, профессионального и жизненного самоопределения/
К методологическим основания построения содержания учебного предмета «Трудовое обучение» следует отнести теорию деятельности, согласно которой невозможно подготовить к определенной деятельности без включения учащихся в аналогичную или адекватную деятельность. Следовательно, подготовить к труду возможно только в процессе трудовой деятельности. Структуру деятельности можно представить в виде алгоритма деятельности: цель – мотив – способ – результат. Педагогически целесообразна только мотивированная деятельность. Многообразие мотивов предполагает их последовательное развитие в процессе учебно-трудовой деятельности учащихся. Всё поведение человека регулируется неким объединяющим мотивом - тенденцией к актуализации, то есть к максимальному выявлению лучших врождённых качеств своей личности. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала. Содержание деятельности последовательно усложняется. Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных и практических действий, действия учащихся начинаются на основе полной ориентировочной основы и завершаются самостоятельным проектированием и осуществлением всей совокупности необходимых действий. В соответствии с теорией личностно ориентированного образования в центре образовательного процесса находится ученик с его потребностями, интересами, способностями, психофизиологическими возможностями. Учитывая, что учащиеся школы не только готовятся к будущей жизни и деятельности, но и в школьные годы их жизнь должна быть разнообразной и полноценной, то при построении содержания обучения учитывается возрастная периодизация психофизиологического развития детей, психические новообразования, а также последовательная смена ведущих видов деятельности – игры, учебной, учебно-трудовой и трудовой деятельности. Реализация концептуальных положений развивающего обучения, когда главной целью обучения является развитие индивидуальности обучающихся и главной функцией которой выступает формирование творческого потенциала учащихся, предполагает обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущую роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работу над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. На развитие ребенка влияет самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. В культурологической модели образования выделяются четыре компонента культурного опыта: знания о различных областях действительности, опыт выполнения известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека. Все эти компоненты должны найти своё отражение в содержании учебного курса. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, которые связаны с разрешением педагогических ситуаций, создаваемых в процессе обучения. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Учебная, учебно-трудовая, трудовая деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве умелости, способа личностной самореализации, некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др. Знания, навыки и умения становятся не целью, а средством развития личности ученика, формирования его компетентности. Формирование личности ученика в определенной области предполагает последовательное формирование – грамотности, образованности, профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Переход от одного свойства личности к другому предполагает не только постепенное увеличение совокупности знаний, навыков и умений, а также опыта деятельности, который включает количество совершенных и исправленных ошибок. 3. Общая характеристика учебного предмета “Трудовое обучение” в начальной школе. В основу парадигмы современного образования положены целенаправленное развитие, социализация каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных возможностей на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования выдвигает проблему технологической подготовки учащихся начальной школы. Предмет “Трудовое обучение” в начальной школе – компонент образовательной области «Технология», – это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Привлечение теоретических связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществить слияние мысли и физического труда, осмыслить выполнение технологических операций. “Технология” в начальной школе как образовательная область и предмет «Трудовое обучение» предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека. Отбор содержания учебного предмета осуществлен на основе принципов социально-трудовой необходимости и личностной достаточности, культуросообразности, преемственности, пропедевтичности, технологической вариативности, а также эволюционного преобразования “Трудового обучения” с сохранением его лучших традиций. Основываясь на сложившихся традициях в содержании обучения труду сохранены традиционные разделы “Технология обработки материалов (бумаги, картона, текстиля, природных материалов)”, “Технология растениеводства и животноводства”. Социально-трудовая необходимость связана с социализацией учащихся, выполнением ими различных социальных ролей. В этой связи введен раздел “Технология хозяйствования”. Реализация принципа культуросообразной деятельности осуществляется через все разделы, но основной внимание уделяется на “Технологии ремесел”. Опора на потребностно-мотивационную сферу, опыт личности, учет ее психофизиологических и социальных возможностей способствует достижению личностной достаточности содержания обучения. Оно структурировано в виде набора относительно самостоятельных, имеющих логическую завершенность, структурных единиц - разделов, содержание и количество которых определяется целями изучения учебного курса. Принцип технологической вариативности наиболее четко проявляется при изучении раздела “Технология ремесел” с учетом региональных, местных особенностей и профессиональной компетентности учителя. При изучении “Трудового обучения” на практическую деятельность учащихся должно отводится около 70% учебного времени. Поскольку любое направление созидательной или преобразовательной деятельности связано с соответствующей технологией, оно может найти место в содержании обучения. Поэтому учителю предоставлена возможность около 30% учебного времени использовать по собственному усмотрению при достижении требований к уровню подготовки выпускников, указанных в образовательном стандарте по трудовому обучению. Содержание обучения должно позволить ознакомить учащихся с пятью основными сферами социально-трудовой деятельности человека: “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Природа”, “Человек - Знаковая система”. “Человек - Художественный образ”. 4. Цели учебного предмета. Целью изучения учебного предмета “Трудовое обучение” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры. Основными задачами являются:
5. Дидактические основания, принципы конструирования содержания образования. Наряду с общедидактическими принципами обучения научности, посильности и доступности, систематичности и последовательности и др. при конструировании содержания обучения по предмету «Трудовое обучение» необходим учет дополнительных принципов. Согласно политехнический принципу естественнонаучные знания могут иметь политехническую направленность. Они совместно с конструкторскими и технико-технологическими знаниями составляют основу естественнонаучной и технической, технологической картины мира. Принцип преемственности предполагает опору на опыт учащихся на предшествующих этапах обучения. Разделы программы дошкольного образования: ручной труд, труд в природе, самообслуживание и декоративно-прикладное искусство получают дальнейшее развитие при изучении технологии. Принцип целостности предполагает включение учащихся в учебно-трудовую деятельность по реализации целостной технологии от идеи до новой идеи при ее последовательном усложнении. Принцип вариативности означает не только различные варианты процесса обучения, но и образования, позволяющие достичь целей и задач образования, а также требований образовательного стандарта. При этом учитываются потребности, возможности, способности детей, запросы родителей, возможности материально-технической базы, особенности социально-экономического и социокультурного окружения. Допускается возможность построения учащимися индивидуальной образовательной траектории. Принцип необходимости и достаточности теоретических сведений для выполнения практических работ. В процессе обучения значительное внимание уделяется трудовой деятельности учащихся. При этом важно, чтобы учащиеся принимали активное участие на всех стадиях технологии. Принцип интеграции и реализации межпредметных связей предполагает использование сведений из других учебных предметов в процессе познавательной и учебно-трудовой деятельности. Принцип пропедевтичности означает возможность введения отдельных категорий, понятий и др. без всесторонности и глубины изучения с целью практического использования. Принцип креативности предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности путем включения их в различные виды поисковой, конструкторской, рационализаторской, дизайнерской деятельности. Согласно принципа опережающего обучения задача заключается не столько в передаче знаний, формировании умений сколько в подготовке учащихся к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными сведениями и способами деятельности. 6. Состав и структура учебно-методического комплекса. Основными компонентами учебно-методического комплекса являются учебник (учебное пособие) для учащихся и методическое пособие для учителя. В качестве дополнительных могут быть предложены учащимся и преподавателям:
Предлагаемые компоненты учебно-методического комплекса могут применяться в обучающем режиме для организации процесса усвоения информации и освоения приемами, способами деятельности, в тренировочном режиме для самостоятельного овладения учебным материалом школьниками, в контролирующем режиме при организации поурочного и текущего контроля. Итоговый контроль следует проводить в виде защиты творческих проектов, во время которой возможно применение тестов по проверке знаний различных разделов программы. ЗаключениеНа основе концепций содержания образовательной области "Технология", учебного предмета «Трудовое обучение» разрабатывается обязательный минимум содержания, а также требования к уровню подготовки учащихся. В процессе разработки этих документов, создаваемых на их основе примерных программ и учебно-методического обеспечения в отдельные положения данной концепции будут внесены уточнения или изменения. Журба А.Ф., к.пед.наук, доцент, Юрченко Н.А., с.н.с. |