Скачать 100.42 Kb.
|
Методическая разработка комплекса заданий, направленных на формирование и совершенствование лексических навыков говорения на уроках английского языка по учебной теме «Мир профессий» Автор: Батищева Ирина Михайловна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №10» Новосибирск-2013
Краткая аннотация: Данная методическая разработка была создана для учителей английского языка, работающих с учащимися 8-го класса общеобразовательной школы или школы с углубленным изучением английского языка. Интерактивные задания охватывают весь цикл уроков по теме, начиная с уроков формирования лексических навыков говорения до уроков развития умения высказываться по предложенной теме, включая уроки развития умения писать письма. Деление на уроки условно. Количество часов зависит от подготовки и индивидуальных особенностей учащихся и составляет примерно 7-10 уроков, что соответствует учебному плану. По учебному плану на всю тему «Мир профессий» отводится 20 часов учебного времени. Данная методическая разработка представляет собой значительно доработанную версию разработки, которая участвовала в конкурсе «Лучший урок SMART» в 2011 году, и вошла в 10 лучших методических разработок региона. (Приложение 1) Разработка сделана в программе Smart Notebook и любой учитель, имеющий самые простые компьютерные навыки, может использовать эту разработку как готовый продукт или создать подобную на базе учебников, по которым он работает со своими учениками. Оглавление Краткая аннотация методической разработки ------------------------------------------------ 2 Введение 4 Заключение 10 Ресурсы 11 ВведениеВ современной школе Смарт-технологии занимают достойное место на уроках английского языка наряду с другими проверенными временем средствами обучения. Появляется все больше и больше интересных и нужных разработок на английском языке, которыми с удовольствием и с благодарностью пользуются учителя на своих уроках и во внеклассной деятельности. Данная методическая разработка представляет опыт работы автора по интеграции программы SMART Notebook в систему работы над речевым материалом по теме –“Choosing Career: the World of Jobs ” (8-й класс) по учебнику English VIII, Москва «Просвещение» 2009 (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева). Подобный комплекс может быть разработан по любой учебной теме на любом этапе обучения. Но представляется актуальным использование программы SMART Notebook в первую очередь в 6-8 классах, так как именно в среднем звене происходит снижение интереса и мотивации, что часто отрицательно сказывается на успеваемости учащихся. Использование программы SMART Notebook позволяет справиться с этими проблемами и сделать процесс обучения более насыщенным, разнообразным, современным. Известно, что особенность урока иностранного языка заключается в том, что он – не самостоятельная единица процесса обучения, а звено в цикле уроков[1, стр. 44], так как речевая деятельность – это целая система навыков и умений. Процесс усвоения речевого материала состоит из трех этапов: этапа формирования речевых навыков, этапа совершенствования речевых навыков и этапа развития речевого умения. Эта схема была подробно описана Пассовым Е.И., Заслуженным деятелем науки РФ, доктором педагогических наук в книгах «Коммуникативный метод обучения иноязычному общению»(1989г.) и «Урок иностранного языка» (2010г.). На всех этапах усвоения речевого материала возможно применение интерактивных средств обучения и в первую очередь программы SMART Notebook. Использование программы SMART Notebook происходит не на отдельно взятых уроках темы, а практически на каждом уроке по мере изучения речевого материала: с момента первого предъявления новых лексических единиц до момента использования их в речи. Формирование и совершенствование лексических навыков происходит не автономно, само по себе, а на основе грамматических и произносительных навыков, а также навыков чтения и аудирования. Но поскольку тема данной разработки формирование и совершенствование лексических навыков говорения, лексический аспект усвоения речевого материала выходит на передний план. В данной методической разработке рассматриваются только те задания, которые выполнены в программе для формирования и совершенствования лексических навыков говорения и, соответственно, в планах уроков отражены только те этапы урока, которые так или иначе связаны с освоением лексического материала. В методическом пособии рассматриваются 7 уроков формирования и совершенствования лексических навыков говорения. Число уроков может меняться в зависимости от особенностей учащихся и их языковой и речевой подготовки. Урок 1 Учебная цель: формирование лексических навыков говорения. Основные виды работы: 1) актуализация знаний по теме «Выбор профессии», 2) ознакомление с новыми словами и их значениями (семантизация), 3) фонетическая отработка введенной лексики. Использование программы SMART Notebook. На уроках введения, закрепления, отработки и использования лексики целесообразно использовать приложение программы Smart Notebook Lesson Activity Toolkit 2.0, которое содержит около700 картинок, файлов, страниц, интерактивных и мультимедийных средств. На данном уроке для повторения лексики по теме «Мир профессий» используются страницы Category Sort (Распредели слова по категориям) и игра Word guess (Угадай слово). Приложение 2. C помощью сервиса преобразования текста в речь (http://www.ispeech.org) были сделаны звуковые файлы новых слов и размещены на странице 6 методической разработки, выполненной в программе SMART Notebook (Приложение 3). Новая лексика вводится с помощью картинки и графического изображения слова. Можно скрыть написанное слово для того, чтобы ученики сначала познакомились с тем, как слово звучит, а затем увидели его графический образ. Урок 2 Учебная цель: формирование лексических навыков говорения. Основные виды работы: 1) автоматизация употребления речевого материала по теме «Выбор профессии», 2) использование изученных слов и выражений в речи. Использование программы SMART Notebook. Перед тем, как приступить к условно-речевым упражнениям, которые обычно выполняются на уроках изучения новых слов, целесообразно сделать задания с использованием интерактивной доски. Задания выполняются по принципу от простого к сложному: от Image Match (Найди соответствие между картинкой и словом) до Keyword Match (Определи профессию по описанию) (Приложение 4) и кроссворда. Кроссворд можно разгадывать с помощью клавиатуры или интерактивной ручки, что делает процесс обучения привлекательным. (Приложение 5) Вызывает интерес задание–анаграмма, особенно, когда оно выполняется на время. (Приложение 6) Урок 3 Учебная цель: совершенствование лексических навыков говорения. Основные виды работы: 1) обсуждение текста“Unusual Jobs” (“Необычные профессии” English VIII, стр.9, упр.16), 2) введение и первичное закрепление новой группы слов. На уроке 3 проводится дальнейшая работа по усвоению лексики. На этот раз работа ведется на основе прочитанного текста. Используется задание Sentence Arrange (Расположи предложения в логической последовательности) для проверки понимания текста. (Приложение 7) На этом уроке вводятся новые слова и выражения в заданиях Ranking (Ранжирование) и Target (Цель). (Приложение 8) Идет подготовка к уроку развития умения высказываться по учебной теме (монологическая речь). Урок 4 Учебная цель: формирование и совершенствование лексических навыков говорения. Основные виды работы: 1) активизация материала предыдущих уроков, 2) семантизация и первичное закрепление новой группы слов, обозначающих качества профессий, 3) совершенствование навыков устной речи на основе видеосюжета. Использование программы SMART Notebook. Для первичного закрепления лексики используются задания Category sort-text и Venn Diagram (Приложение 9). Видеоклип отцифрован с кассеты к учебнику Apple Pie, издательство Macmillan, автор: Lemarhand F. Для создания проверочного задания использовалась кнопка Note reveal-right. (Приложение10). Урок 5 Учебная цель: развитие умения высказываться по теме «Выбор профессии» Основные виды работы: 1) активизация материала предыдущих уроков, 2) просмотр видеоклипа и работа с лексической таблицей, 3) совершенствование навыков устной речи на основе видеосюжета. Использование программы SMART Notebook. На уроке 5 используется видеоклип, отцифрованный с кассеты к учебнику Click on 3, издательство Express Publishing, авторы: Virginia Evans, Neil J.Sullivan. Ученики готовы рассказать о профессиях, которые их привлекают. Опоры помогают правильно оформить высказывания. (Приложение11). Урок 6 Учебная цель: формирование навыков письменной речи по теме «Выбор профессии» Основные виды работы: 1) монологические высказывания учащихся о профессиях без использования опор, 2) обучение письму с просьбой принять на работу. Использование программы SMART Notebook. На уроке используется интерактивное мультимедийное пособие по написанию писем из коллекции программы SMART Notebook. Помимо правил написания писем, пособие включает примеры и упражнения. Урок 7 Учебная цель: развитие умения говорить по теме «Выбор профессии» Основные виды работы: 1) развитие умения высказываться без помощи опор (монологическая речь), 2) развитие умения общаться (диалогическая речь). Интервью. Использование программы SMART Notebook. По усмотрению учителя. В результате такой целенаправленной и кропотливой работы учащиеся: 1) хорошо усвоили новый лексический материал; 2) научились рассказывать о своих будущих профессиях; 3) научились писать письма о приеме на работу; 4)получили удовольствие от работы с интерактивной доской на уроках английского языка. Методическая разработка комплекса заданий, направленных на формирование и совершенствование лексических навыков говорения на уроках английского языка сделана полностью в программе SMART Notebook. Ниже предлагаются рекомендации для пользователей. Руководство пользователя
ЗаключениеВ заключении хотелось бы еще раз отметить, что преимущества использования программы SMART Notebook в работе над лексическим материалом учебной темы очевидны:
Безусловно, подготовка системы заданий требует больших временных затрат, но обратная связь радует учителя и вдохновляет на разработку новых учебных тем. Использование программы SMART Notebook, является одним из слагаемых успешного обучения моих учеников. Ресурсы
Английский язык VIII класс, VII класс, VI класс, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, "Просвещение" 2009 Click on 2 , Click on 3, издательство Express Publishing (авторы: Virginia Evans и Neil O’Sullivan) |