Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер95.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Оглавление


Оглавление 1

1

Дальтон-технология как современная технология организации обучения основам проектной деятельности 2

Введение 2

Дальтон-технология (лабораторный план) 2

Историческая справка 2

Характеристика компонентов Дальтон-плана 3

Система действий учителя и ученика 4

Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии 5

Результативность 6

6

Дальтон-технология как современная технология организации обучения основам проектной деятельности




Введение


В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

       Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Однако при организации и проведении проектной деятельности часто возникают проблемы, связанные с постановкой цели и определением задач, с планированием деятельности. С целью преодоления данных проблем представляется эффективным обучение учащихся основам проектной деятельности по Дальтон-технологии.

Заложенные в основу технологии принципы самостоятельности, сотрудничества и свободы, а так же содержательная сторона «заданий» как компонента технологии, являются основой для успешной организации проектной деятельности учащихся.

Применения Дальтон-технологии в организации и проведении проектной деятельности учащихся способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. А достичь этого можно, если следовать основному принципу проектной деятельности и Дальтон-технологии – предоставлять проектных группам учащихся возможность как можно больше работать самостоятельно.

Дальтон-технология (лабораторный план)

Историческая справка


Дальтон — это город в США, где впервые была применена данная технология. Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желение детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые формы организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе. Она разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения.

Цели Дальтон-технологии:

  • обеспечить индивидуализированное развитие ученика;

  • обеспечить развитие его социального опта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.

Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.

Принцип

свободы

Принцип самостоятельности

Принцип

сотрудничества

Свобода– это право выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность в принятии решений и ответственности за этот выбор.

Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: одноклассникам, учителям, родителям. Он не должен бояться признаться, что не знает чего-либо. Это даёт возможность школьникам учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в коллективе.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; отвечать за выполнения задания будешь сам.

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя три компонента: задания, лаборатория, “дом”.

Характеристика компонентов Дальтон-плана


Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиватья учебной программой или выходить за её рамки. Выполнение задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и датся устная оценка учителем.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

  • задания носят уровневый характер;

  • задания охватывают достаточный объём учебного материала;

  • чётко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

  • задание должно быть понятным и интересным ученику;

  • задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;

  • задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

  • в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступение в группе);

  • ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

  • содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория – это время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

Дом — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора патрнёра в работе; наличие группы консультантов, готовых в любо момент оказать помощь.

Система действий учителя и ученика

Выделяют четыре формы реализации Дальтон-плана

  1. Классное учебное занятие.

  2. Коллективный урок.

  3. Лабораторное занятие.

  4. Конференция.

Система действий учителя и учащихся в рамках каждой из четырёх форм отличаются друг от друга, но в основе каждой лежит принцип сотрудничества.

Классное учебное занятие

Это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные занятия, занятия коллективной рефлексии.

Коллективный урок

Учитель — организатор и участник процесса обсуждения, ученик — участник и субъект организационной деятельности. Результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На таких занятиях нельзя читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать выводы, носящие незаконченный характер, давать оценку выступлениям.

Основными признаками такого урока являются:

  • наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся в время практической деятельности;

  • учитель — организатор и участник процесса обсуждения;

  • ученик — участник и субъект организационной деятельности;

  • результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

Лабораторное занятие

К признакам лабораторного занятия относятся:

  • наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочники и др.;

  • длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;

  • присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своём темпе), в паре или группе. Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов.

Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачёты, даёт новые задания.

В ходе лабораторного занятия нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель в большей степени наблюдает за деятельностью учащихся.

Конференция

Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения вопросов, желательно интерактивного характера. До проведения конференции необходимо провести подготовительный этап, на котором учащиеся готовят доклады, чтобы на конференции представить свою позицию, свой взгляд на решение той или иной проблемы (вопроса).

Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии


  1. Нестандартные формы занятий, предусмотренные в самой Дальтон-технологии: занятие-погружение, занятие-консультация, занятия-лекции, интегрированные занятия, проектные занятия, групповые и индивидуальные занятия.

  2. Применение игровых форм занятий: ролевые, организационно-деятельностные, имитационные.

  3. Применение системы проблемных ситуаций: ситуация-выбор, ситуация-неопределенность, ситуация-конфликт, ситуация-несоответствие, ситуация-неожиданность, ситуация-предложение, ситуация-опровержение.

  4. Применение развивающих дидактических приемов.

    • «Хочу спросить». Любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получив ответ, он должен сообщить о степени удовлетворенности ответом.

    • «Экспертная комиссия». Выделяется группа учащихся-помощников преподавателя на текущем занятии, которая выступает в качестве экспертов в спорных моментах.

    • «Сообщи свое Я». Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …».

    • «Для меня сегодняшнее занятие». В начале занятия высказывается личное ожидание от предстоящей работы. В конце занятия высказывается мнение о том, на сколько совпали ожидания и реальность.

    • «Художественный образ». Выражение через рисунок, схему, символ своего отношения к проведенным занятиям или проделанной работе.

  5. Применение методов мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.

  • Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

  • Познавательные методы: опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, учет познавательных интересов.

  • Волевые методы: информирование об обязательных результатах выполнения задания, формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование результатов и будущей деятельности.

  • Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, организация самопроверки.

Результативность


Основными критериями результативности Дальтон-технологии являются:

  • познавательная самостоятельность ученика;

  • стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;

  • уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

Результаты применения Дальтон-технологии:

  • развитие познавательной самостоятельности ученика;

  • развитие навыков сотрудничества;

  • овладение проектными и исследовательскими навыками;

  • личностное развитие школьника за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.



В результате применения Дальтон – технологии в обучении учащихся основам организации и проведения проектной деятельности, достигаются следующие результаты:

  • формируется умение обозначать и решать проблемы;

  • формируется умение работать в команде, выстраивать отношения при взаимодействии с другими членами команды;

  • формируется умение работать с информацией;

  • формируется умение ставить цели и определять задачи;

  • формируется ответственность за свои поступки;

  • формируется умение осуществлять самостоятельно выбор и нести за него ответственность;

  • формируется умение принимать во внимание интересы других людей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск