Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.04.2014
Размер98.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА АДАПТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ.

Одним из ведущих принципов персонального образования является принцип адаптивности. Понятие « социальная адаптация» трактуется отечественными исследователями по-разному:

  • процесс овладения опытом социальной жизни;

процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности;

  • процесс «вхождение личности» в совокупность ролей и форм деятельности.

Отличается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание), указывается,что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых человек активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни, т.е. если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации привалирует приспособление; если во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности.

В последние годы сформировались и получили признание теория и методика адаптивной школы, адаптивная образовательная система и адаптивная образовательная модель. Адаптивная образовательная система, « способная помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными способностями... Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.

Адаптивная система обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной школой. Продуктивные находки в организации учебного процесса на основе использования адаптивной системы обучения: 1) приемы гибкого построения индивидуализированного режима и темпа учебной работы; 2) элементы планирования хода обучения самими учащимися; 3) диагностический контроль за ходом обучения и его корректировка в соответствии с индивидуальными особенностями прохождения учебной программы; 4) создание специальных учебных материалов для самостоятельной работы; 5) подвижный состав учебных групп и гибкое сочетание индивидуальных и групповых форм учебной работы.

Адаптивная система выстраивается таким образом, чтобы развивать у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Поэтому возникает необходимость внесения изменений во все компоненты образовательного процесса: структуру, содержание, формы, методы и технологии, критерии оценки результатов, которые позволяют развивать возможности каждого обучаемого.

Точкой отсчета в адаптивной системе обучения является учащийся с его индивидуальными особенностями: природными задатками и

способностями, скоростью мыслительных процессов; уровнем знаний и умений; работоспособностью; уровнем познавательной и практической самостоятельности и активности; темпом продвижения в обучении; отношением к учению и т.д. Результатом адаптивного обучения является качественное изменение индивидуальных особенностей обучающихся, осуществляя приспособление адаптивной системы, которая носит двусторонний характер. С одной стороны образовательная система в лице образовательного учреждения и конкретного педагогического, ученического коллектива со своими методами, формами, содержанием технологиями активного приспосабливается к индивидуальным особенностям одного учащегося. С другой стороны, сам обучающийся приспосабливается к этой системе, в результате чего происходят качественные изменения в его психофизиологических и социальных характеристиках.

Адаптивная система обучения в отличие от традиционной предполагает, что педагог как организатор познавательной деятельности обучающихся, разделяет с ними ответственность за результаты образовательного процесса. В результате обучения в адаптивной школе у обучающихся наблюдается повышение учебно-познавательного процесса, высокая учебная мотивация, личная ответственность каждого из них за приобретенные им знания и умения, высокая трудоспособность на уроках, что, несомненно, способствует формированию учебнопознавательной компетенции. Обучающийся осуществляет поиск знаний; учиться работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать ее, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать, тем самым, приобретая информационную компетенцию.

Вторая особенность адаптивной системы состоит в организации процесса обучения. Как уже отмечалось выше, педагог перестает быть главным звеном в этом процессе, отдавая преимущество групповым формам работы, когда организуется взаимодействие обучающихся, в ходе которого осуществляется изучение нового материала, закрепление, использование самоконтроля и взаимоконтроля в новых условиях.

Обучающиеся вынуждены приспосабливаться к своему партнеру или партнерам, находить выходы из конфликтных ситуаций, овладевать различными социальными ролями, вести дискуссию, грамотно критиковать и адекватно воспринимать критику.

Принцип адаптивности следует рассматривать в контексте адаптивного обучения. Концептуальные основы адаптивного обучения восходят к идее природосообразности и гуманности обучения, заложенной в трудах А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоции. В « Дидактических правилах» А. Дистервег писал: « Начинай преподавание с того, на чем остановился ученик». Здесь, думается, речь идет об объеме и уровне сложности изучаемого материала.

Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся является одним из основных принципов государственной политики РФ в области образования, наиболее полно и целостно представленный в адаптивной системе обучения.

Термин « адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г. Раском и означает такое обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения информации. Это положение очень редко учитывается при разработке компьютерных и иных обучающих программ, что приводит к серьезным негативным последствиям. В настоящее время в педагогической психологии наблюдается диспропорция, состоящая в том, что гораздо больше известно о первой половине пути, которой должен пройти обучаемый в результате обучения, и гораздо меньше - о второй его половине, т.е. об итоговом результате обучения.

Существуют два разных вида применения принципа адаптации в обучении: пассивное и активное, т.е. опережающее, прогнозирующее. Пассивное применение состоит в том, что на возникновение нового, более высокого уровня обученности учащегося программа реагирует соответствующими изменениями в характере предлагаемых заданий, содержании инструкций и т.д.

Активное использование адаптации заключается в том, что программа направляет на такое обучение, которое обусловливает переход к более высоким уровням обученности, вплоть до стадии свернутого познавательного процесса, т.е. стихийных тенденций познавательного развития обучаемого в образовательном процессе обучения, имеющие положительный характер, при опережении и целенаправленном развитии личности в данном направлении. Такая активная позиция лучше, чем выжидательная: в процессе целенаправленного обучения можно заранее предпринять меры против возможности возникновения в формирующихся навыках ряда дефектов. Воплощением принципа адаптивности в отечественной педагогической практике стала школа адаптивного обучения Е.А. Ямбурга, в основу которой легли идеи компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения, психосберегающая технология М. Монтессори. По мнению Е.А.Ямбурга, адаптивная образовательная модель - модернизированная массовая общеобразовательная школа для учащихся со смешанными способностями. Как подчеркивает Е.А.Ямбург, можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных и персональных различий, что отражает одновременно гуманизм и демократизм адаптивной школы.

В адаптивной школе учебно-воспитательный процесс организован с учетом социо-культурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, по возможности, гибко по отношению к психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям детей. Поэтому научное обеспечение содержания работы адаптивной школы осуществляет не только педагогика, но и психология, дефектология, медицина. По мнению Е.А. Ямбурга, именно дефектолог сегодня наилучший интегратор и координатор педагогических, медицинских и психологических данных о ребенке, который способен не только грамотно переработать разноплановую информацию медицинского, психологического и педагогического свойства, но и наиболее комплексно наметить стратегию и тактику работы с ребенком.

Модель адаптивной школы- это воспитательно-образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Миссия адаптивной модели школы состоит в том, чтобы:

-обеспечить получение образования каждому учащемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

- содействовать в адаптации обучающихся к условиям жизни, к реалиям общественного развития, в том числе к эффективному взаимодействию с информационно-образовательной средой, компьютером и т.д.

Поскольку в педагогической диагностике речь идет об измерении уровня усвоения знаний и обученности, то соответственно различают уровни обучаемости, адаптированности обучающихся к условиям образовательной деятельности, что позволяет учитывать особенности темпа усвоения,стиля индивидуальной учебной деятельности.

Стратегическая цель школы адаптивного обучения состоит в том, чтобы адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся, различному уровню содержания обучения путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания комфортный условий для развития личности ребенка. Эти позиции имеют истоки в дидактических теориях, одной из которых является теория и технология программированного обучения.

Подобно программированному обучению, адаптивное обучение требует:

  • деления учебного материала на отдельные порции, над которыми учащийся работает самостоятельно;

  • построения учебного процесса на последовательные шаги по самостоятельному усвоению этих порций;

  • завершения каждого шага контролем.

Контрольные задания отражают успех или неуспех обучения, при правильном выполнении которых обучающийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения. При неправильном выполнении с ним проводятся дополнительные разъяснения до тех пор, пока не получатся удовлетворительные результаты.

При адаптивном контроле используются контроль преподавателя, взаимоконтроль за счет использования современных технических средств и условно-машинных средств при работе в парах. Такая технологическая основа учебного процесса позволяет улучшить управление процессом обучения. В процессе обучения с использованием информационно-компьютерных средств принцип адаптивности обретает новый смысл и обеспечивается средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию, который занимает особое место на этапе проверки и оценки результатов обучения, который направлен на выявление уровня освоения знаний обучающимися, соответствующего образовательному стандарту.

Современные компьютерные технологии, в том числе технологии компьютерного тестирования, развивают принцип адаптивности, позволяя создать программы, поощряющие или демонстрирующие различные варианты обучения, предлагающие соотносить учебные программы с особенностями стиля учебной деятельности. Электронные обучающие программы способны приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически определять уровень знаний и умений пользователя в данной области обучения, диагностировать недостаток понимания или недопонимания, предлагать помощь, совет или руководство.

Как нам представляется, адаптацию информационно-образовательной среды следует рассматривать как форму социальной адаптации. В нашем исследовании адаптация представляет собой процесс приспособления обучающихся и процесс приспособления информационно- образовательной среды к особенностям студентов к компьютерному тестированию. Вслед за М.Б. Мельниковой, мы считаем, что адаптивное обучение в условиях компьютеризации - это систематическое, планомерное руководство целенаправленным персонализированным процессом приобретения знаний, умений и навыков и адаптивным тестовым контролем, корректирующими процедурами.

Традиционный подход к педагогическому контролю состоит в том, что оценка успеваемости определяет соответствие учебной деятельности требованиям образовательного стандарта. Принцип адаптивности требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и притязаниям конкретного учащегося. При этом интерпретируются не единичные оценки или средний балл, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества.

Мы считаем, что образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности обучающихся, но и, опираясь на уровень обученности, который существует на момент обучения контроля знаний, максимально способствовать развитию личности как персоны. Усвоение учебного материала рассматривается как двусторонний процесс, в котором результатом является овладение не только предметной нормой знаний и умений, но и способами деятельности процесса обучения каждым индивидуумом.

В целом, мы видим, что адаптивное тестирование может использоваться как инновационная технология, позволяющая воплощать идеи персонального образования в информационно-образовательной среде. Персональное образование реализуется через отслеживание индивидуальных образовательных траекторий развития каждой личности, которые неразрывно связаны как с академическими знаниями и умениями, так и духовными, нравственным развитием личности обучаемого.

В таком случае идеи адаптивного обучения и контроля следует рассматривать не как альтернативу личностно-ориентированного обучения, а как интегративную основу, закладывающую необходимые условия успешной реализации многочисленных технологий, ориентированных на интенсивное развитие каждого обучаемого в условиях информационно-образовательной среды.

На наш взгляд, технология адаптивного обучения способна обеспечить развитие и саморазвитие школьника, исходя из его персональных особенностей как субъекта познания и деятельности, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт. Возможность реализации себя в познании и учебной деятельности обеспечивается за счет создания таких условий, в которых обучаемый может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск