Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.25 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.04.2014
Размер94.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок русского языка в 8 классе

Тема: Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению на морально –нравственную тему на основе анализа текста.

Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру,

- воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,

- создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,

- формировать умение строить речевое высказывание,

- формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

- формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы,

- учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: эпиграф, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, раздаточный материал, тексты для анализа.

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание ситуации общения.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте определить, о чём мы сегодня будем говорить.

Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте над её содержанием. (Приложение № 1).

Вопросы классу:

  1. В чем смысл притчи?

  2. Почему она так называется?

  3. О каких людях идёт речь?

(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к ним).

Учитель

- Теперь обратите внимание на эпиграф .

- Как он отражает смысл притчи?

- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

- Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании)

- Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежит распечатанные тексты и бланки для ответов.

- Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст, т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).

- Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

(Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и задачи).

Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова «Голгофа».

Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его творчестве.

  1. Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 2)

III. Работа над анализом текста

Учитель

Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст)

Вопросы для анализа текста.

- Определим тему текста. О чём говорится в нём? Определить это нам помогут ключевые слова и словосочетания
- Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а оставалась в госпитале?

- В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает её действия?

- Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня?

- А что значит бедолага? (бедняга, несчастный. страдалец).

- А какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни? (слова мягкие, как хорошая повязка).

- Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь не меньше, чем лекарства и повязки).

- Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать?

- И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря тете Груни.

Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин? (Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени).

- Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное суконное одеяльце (суффикс- то какой!)

или внимание, сочувствие, помощь?

- Вот и подошли мы к определению проблемы текста. Что такое проблема?

- Какая же проблема волнует автора? (Нужны ли людям сострадание и доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)

- Запишите себе эти вопросы.

- Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция автора?

(основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы).

- Как же автор отвечает на поставленные вопросы?

(Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).

- Запишите позицию автора в бланке ответов.

- Как тогда озаглавим текст? (О сострадании. Добро без корысти)

- Следующее задание: определяем стиль текста и тип речи.

(Стиль художественный, п.ч. автор рисует правдоподобный, но вымышленный мир. Автор мог придумать ситуацию, чтобы вызвать наши чувства.

А какие изобразительные–выразительные средства использует автор? (Эпитеты – бешенный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло – холодная рука, легкие слёзы.

Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль.

Метафоры - жаром пышущие лбы, приступ боли.

Сравнения – слова мягкие, как повязка.

Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата).

Лексические повторы – приговаривала, гладила.

Ряды однородных членов (предл. 4,6).

Риторические вопросы (предл. 3,12).

- Осталось определить тип речи (Этот отрывок представляет собой повествование с элементом рассуждения, потому что есть завязка (Пряхин оказался в госпитале), развитие действия (тетя Груня ухаживает за ним), кульминация (Пряхин победил свою боль) и развязка (она приютила его у себя).

Много глаголов, обозначающих последовательность действий героев .

- В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том, есть ли плата за доброту (предл. 16-25).
IV. Работа с синонимами (работа в парах)

Учитель – Ребята, вы встретились в тексте со словами сострадание, добро без корысти. О лексическом значении этих слов и их синонимах расскажут

Чуркина Инна и Катя Кузнецова. Им слово (1 ученица выступает с сообщением «Работа со словами по словарю синонимов», другая на доске выписывает эти слова и выделяет приставки).

1 сообщение. В словаре синонимов представлен большой синонимический ряд к слову сострадание.

  1. Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку, желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем сожаление.

  2. Сожаление – чувство печали, огорчения, вызванные утратой, сознанием невозможности что – либо изменить.

  3. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.

  4. Соболезнование – чаще официальная форма при выражении сочувствия кому-то.

  5. Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого несчастья.

  6. Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо неудачи.

Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку ­­ ­со, которая имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»: сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать, сочувствие - чувствовать то же самое.

Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением - участие к чужим страданиям, неудачам.

Учитель: Спасибо, Катя! Слово Инне Чуркиной (девочки меняются местами)

Сообщение второй ученицы.

Синонимический ряд можно продолжить словами :

  1. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.

  2. Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово образовано суффиксальным способом.

  3. Бескорыстие – отзывчивое отношение к человеку, помощь без всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный суффиксальным способом.

  4. Альтруизм – (слово заимствовано из французского языка) - бескорыстная забота о ком-либо, готовность бескорыстно приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано суффиксальным способом.

  5. Гуманность - человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к людям. Образовано суффиксальным способом.

  6. Человеколюбие – любовь к людям, гуманность. Образовано путём сложения.

Таким образом, всё перечисленное слова обозначают общечеловеческие нравственные ценности.

Учитель: Спасибо, девочки! Действительно, в языке есть очень много хороших слов, которые определяют добрые отношения между людьми.

Стихотворение « Нужна ли людям доброта?»

  1. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 3)

Учитель: Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома Амирбек подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те, которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова. Объясни их смысл. (Доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым жить хорошо. Мир не без добрых людей).

Учитель: Ребята, запишите 1-2 пословицы.


  1. Работа с высказываниями. (Приложение № 4)

Учитель: Проверяем следующее задание: высказывания известных людей о сострадании, милосердии и доброте.

Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в самой тяжелой ситуации помочь друг другу»

- Алла, зачитай самые интересные высказывания и объясни их смысл. А вы, ребята, запишите их в свои бланки.

(1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.

Сервантес

2. Спешите делать добрые дела.

А. Яшин

3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими.

Л. Толстой)

Учитель: Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут понадобиться эти мудрые мысли? ( в качестве эпиграфа или аргументов). Если вы не успели записать что-то вам понравившееся, можете обращаться к консультантам.

А теперь вспоминаем произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты. (Дети называют произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина « Уроки французского», В.Г. Короленко « В дурном обществе» и др.)

  1. Беседа о ситуациях в реальной жизни.

Учитель. Ребята мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие. Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (Бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома; люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество.

А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать? Попробуем?

  1. Групповая работа (4-5 мин.) и выступления учащихся.

Задания группам:

1 группа – Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии

2 группа – Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь правила доброты.

3 группа - Дана ситуация. Оцените её. Если бы ты был на месте героя, как бы ты поступил?

4 группа - Творческий проект «Солнце». Задание: заменить существительные антонимами и выразить свои мысли (1-2 предложения). (учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы)

По истечении времени 1 человек от каждой группы отчитывается о работе

Учитель. В жизни по – разному

можно жить –

Можно в беде, а можно –

в радости

Вовремя есть, вовремя жить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною

Солнце достать

И подарить его людям!

IX. Рефлексия

Учитель: Пришло время подвести итоги.

- Что взяли для себя полезного?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока:

понравилось –

не понравилось –

остались равнодушны –

  1. Видеоролик. «Спишите делать добрые дела» (песня В.. Мигули )

Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле и начинании.

  1. Д/З: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «О милосердии и сострадании»







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск