Скачать 94.25 Kb.
|
Урок русского языка в 8 классе Тема: Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста. Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению на морально –нравственную тему на основе анализа текста. Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения. Задачи. Личностные УУД: - развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру, - воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту, - создавать внутреннюю мотивацию к учению. Познавательные УУД: - способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей, - формировать умение строить речевое высказывание, - формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием проблемы, позиции автора. Метапредметные УУД: - искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью, - формирование информационной компетенции работы с текстом. Коммуникативные УУД: - формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Регулятивные УУД: - учить постановке цели работы, - учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать. Тип урока: урок развития речи. Оборудование: эпиграф, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, раздаточный материал, тексты для анализа. Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем Есть нашей жизни оправдание. Юрий Гридасов. Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте определить, о чём мы сегодня будем говорить. Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте над её содержанием. (Приложение № 1). Вопросы классу:
(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к ним). Учитель - Теперь обратите внимание на эпиграф . - Как он отражает смысл притчи? - Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными? - Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить? (о равнодушии и сострадании) - Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежит распечатанные тексты и бланки для ответов. - Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст, т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора). - Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста). (Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и задачи). Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова «Голгофа». Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его творчестве.
III. Работа над анализом текста Учитель Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст) Вопросы для анализа текста. - Определим тему текста. О чём говорится в нём? Определить это нам помогут ключевые слова и словосочетания - Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а оставалась в госпитале? - В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает её действия? - Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня? - А что значит бедолага? (бедняга, несчастный. страдалец). - А какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни? (слова мягкие, как хорошая повязка). - Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь не меньше, чем лекарства и повязки). - Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать? - И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря тете Груни. Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин? (Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени). - Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное суконное одеяльце (суффикс- то какой!) или внимание, сочувствие, помощь? - Вот и подошли мы к определению проблемы текста. Что такое проблема? - Какая же проблема волнует автора? (Нужны ли людям сострадание и доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг другу? Что значит быть бескорыстным человеком?) - Запишите себе эти вопросы. - Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция автора? (основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы). - Как же автор отвечает на поставленные вопросы? (Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе). - Запишите позицию автора в бланке ответов. - Как тогда озаглавим текст? (О сострадании. Добро без корысти) - Следующее задание: определяем стиль текста и тип речи. (Стиль художественный, п.ч. автор рисует правдоподобный, но вымышленный мир. Автор мог придумать ситуацию, чтобы вызвать наши чувства. А какие изобразительные–выразительные средства использует автор? (Эпитеты – бешенный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло – холодная рука, легкие слёзы. Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль. Метафоры - жаром пышущие лбы, приступ боли. Сравнения – слова мягкие, как повязка. Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата). Лексические повторы – приговаривала, гладила. Ряды однородных членов (предл. 4,6). Риторические вопросы (предл. 3,12). - Осталось определить тип речи (Этот отрывок представляет собой повествование с элементом рассуждения, потому что есть завязка (Пряхин оказался в госпитале), развитие действия (тетя Груня ухаживает за ним), кульминация (Пряхин победил свою боль) и развязка (она приютила его у себя). Много глаголов, обозначающих последовательность действий героев . - В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том, есть ли плата за доброту (предл. 16-25). IV. Работа с синонимами (работа в парах) Учитель – Ребята, вы встретились в тексте со словами сострадание, добро без корысти. О лексическом значении этих слов и их синонимах расскажут Чуркина Инна и Катя Кузнецова. Им слово (1 ученица выступает с сообщением «Работа со словами по словарю синонимов», другая на доске выписывает эти слова и выделяет приставки). 1 сообщение. В словаре синонимов представлен большой синонимический ряд к слову сострадание.
Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку со, которая имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»: сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать, сочувствие - чувствовать то же самое. Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением - участие к чужим страданиям, неудачам. Учитель: Спасибо, Катя! Слово Инне Чуркиной (девочки меняются местами) Сообщение второй ученицы. Синонимический ряд можно продолжить словами :
Таким образом, всё перечисленное слова обозначают общечеловеческие нравственные ценности. Учитель: Спасибо, девочки! Действительно, в языке есть очень много хороших слов, которые определяют добрые отношения между людьми. Стихотворение « Нужна ли людям доброта?»
Учитель: Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома Амирбек подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те, которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова. Объясни их смысл. (Доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым жить хорошо. Мир не без добрых людей). Учитель: Ребята, запишите 1-2 пословицы.
Учитель: Проверяем следующее задание: высказывания известных людей о сострадании, милосердии и доброте. Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в самой тяжелой ситуации помочь друг другу» - Алла, зачитай самые интересные высказывания и объясни их смысл. А вы, ребята, запишите их в свои бланки. (1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. Сервантес 2. Спешите делать добрые дела. А. Яшин 3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими. Л. Толстой) Учитель: Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут понадобиться эти мудрые мысли? ( в качестве эпиграфа или аргументов). Если вы не успели записать что-то вам понравившееся, можете обращаться к консультантам. А теперь вспоминаем произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты. (Дети называют произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина « Уроки французского», В.Г. Короленко « В дурном обществе» и др.)
Учитель. Ребята мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие. Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (Бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома; люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.) Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество. А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать? Попробуем?
Задания группам: 1 группа – Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии 2 группа – Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь правила доброты. 3 группа - Дана ситуация. Оцените её. Если бы ты был на месте героя, как бы ты поступил? 4 группа - Творческий проект «Солнце». Задание: заменить существительные антонимами и выразить свои мысли (1-2 предложения). (учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы) По истечении времени 1 человек от каждой группы отчитывается о работе Учитель. В жизни по – разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости Вовремя есть, вовремя жить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною Солнце достать И подарить его людям! IX. Рефлексия Учитель: Пришло время подвести итоги. - Что взяли для себя полезного? - Что понравилось? Что не понравилось? - С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока: понравилось – не понравилось – остались равнодушны –
Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле и начинании.
|