Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 179.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер179.45 Kb.
ТипРегламент
100-bal.ru > Информатика > Регламент

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКОВ

САМИГУЛЛИН Г.Х., к.биол.н., доцент,ректор Института непрерывного педагогического образования (ИНПО)

БАГАВИЕВ И.И., заместитель главного редактора журнала «Наука и школа», г. Набережные Челны

Урок - основная форма организации учебно- воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и ак­тивность. Педагогическая деятельность также осу­ществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческие находки отражаются на ка­честве урока. В то же время качество подготовки и проведения урока - важный показатель педагоги­ческого мастерства учителя. В связи с этим посе­щение и анализ уроков - важнейшее направление изучения позитивного и инновационного опыта.

Остановимся на содержании, формах и методах деятельности тех педагогических работников, в чьи должностные обязанности входит изучение и обоб­щение позитивного опыта и осуществление контро­ля. Поскольку их работа - вид педагогической деятельности, правомерны поиск алгоритма их действий, определение правил, регламентирующих их работу.

Определение целей посещения уроков. Лица, посещающие урок (имеющие на это право), пресле­дуют разные цели. Например, для родителей уча­щихся посещение урока - возможность наблюдать за своим ребенком в реальных условиях учебной де­ятельности. Для работников, обобщающих педаго­гический опыт, целью посещения урока является выявление инновационности. Как правило, иссле­дователь изучает интересующий его аспект педаго­гической деятельности. Предметом его изучения могут стать те стороны работы учителя, инновационность которых уже установлена. В любом случае обязательным правилом является предварительное ознакомление учителя с целью посещения урока. Посещение уроков руководителями школ принято регулировать специальными планами или обще­школьным планом работы педагогического коллек­тива. Доведение до сведения педагогов планов-графиков посещения уроков - важное условие эффективности работы по обобщению опыта.

Определение урока или системы уроков, позво­ляющих достичь цели посещения. Общеизвестно, что содержание изучаемых знаний оказывает воз­действие на характер учебной деятельности. Тако­му же влиянию подвергается методическая систе­ма учителя: от состава знаний, умений и навыков зависит совокупность применяемых методов и приемов преподавания. Инновационные методики так­же испытывают влияние содержания изучаемой темы. Все это говорит о том, что исследователь должен определить уроки, на которых ярче и пол­нее будет реализован инновационный и позитивный опыт учителя. При определении системы посещае­мых уроков учитывается также педагогическое яв­ление, которое планируется наблюдать. Например, изучение способов организации познавательной деятельности учащихся требует посещения ряда уро­ков, на которых изучаются темы с различным соста­вом знаний. Методические приемы формирования системности знаний могут быть изучены путем по­сещения уроков по тому или иному разделу програм­мы, имеющих теоретический материал.

Представление природы (сущности) изучаемого педагогического явления. Работник, обобщающий инновационный опыт, например, развития познава­тельной самостоятельности учащихся, должен пред­ставлять суть этого педагогического явления. На­блюдение на уроках без определенной цели - непродуктивный путь поиска новаций. Следователь­но, для исследователя важны не только знание тра­диционных (известных и широко применяемых) методических приемов развития познавательной активности учащихся, но и обладание интуитивным ощущением возможных путей и способов совершен­ствования изучаемой области методики. Кроме того, исследователь должен быть знаком новыми под­ходами к этой проблеме, реализованными в опыте других педагогов или учреждений образования.

Подготовка к сбору и фиксации информации в ходе наблюдения урока. Основным способом фик­сации собранной информации по-прежнему оста­ются записи, носящие или констатирующий, или оценочный характер. Допустимо с согласия учителя использование диктофона или видеозаписи. Раци­ональной организации наблюдений на уроке способ­ствует использование таблиц, карт и других зара­нее заготовленных материалов, имеющих характер трафарета. Они облегчают и последующее обобще­ние результатов наблюдений.

Сообщение учителю о посещении урока и озна­комление с его целями. Должностные лица, в чьи функциональные обязанности входит контроль или обобщение опыта, предварительно сообщают о сво­ем намерении посетить те или иные уроки, другие лица получают разрешение учителя на посещение урока. Оттого, в какой форме, когда, какой интона­цией и т.п. сообщается о посещении, зависит и ка­чество урока, и результативность деятельности уча­щихся, и в конечном счете степень достижения целей исследователем. Естественно, недопустимо даже интонационно выражать свое неприятие учителя (или даже неприязнь к нему), педагога также не может обрадовать сообщение о «госте» за пять минут до начала урока. Как правило, опытные руководители и методисты свое сообщение сопровождают фра­зами типа «Если Вы не возражаете...», «С Вашего позволения...» и т.п.

Предварительно исследователь может ознакомиться с тематическими планами учителя, учебником

и другими материалами. Право ознакомиться с планом урока предоставляется в день проведе­ния. Исследователю, не являющемуся должностным лицом, документы (в том числе планы) учитель по­казывает по своему усмотрению.

Наблюдения урока и сбор информации. Исследо­ватель ведет записи (или делает аудио- или видео­запись); в зависимости от поставленных целей за­писывается весь ход урока (например, при изучении проблемы формирования систематичности знаний) или его фрагменты (например, когда изучается ме­тодика актуализации ранее изученного). Допустима фиксация информации об одном из аспектов учеб­ного процесса (например, учебной деятельности учащихся). Записи делаются в специальных журна­лах (тетрадях), в период аттестации соблюдение этого правила особенно важно. Независимо от фор­мы записи об уроке содержат информацию о на­звании изучаемого предмета и темы, фамилию, имя и отчество учителя, дату проведения (посещения) урока. В некоторых случаях важно указание, какой урок посещается (первый или пятый), сколько уча­щихся в классе и т.д., имеет определенное значе­ние фиксация затраченного на тот или иной вид ра­боты учебного времени.

Предварительная оценка педагогических явле­ний. У посещающего урок, независимо от постав­ленных целей, рождаются оценочные суждения об уроке или его аспектах. Они, естественно, носят первичный характер и подлежат уточнению, под­тверждению. Исследователь наблюдает и педа­гогически грамотно проведенные моменты урока, и его недостатки. Шум в классе, отсутствие внима­ния и интереса к рассказу учителя и другие момен­ты способен заметить любой посещающий урок. Должностное лицо, в чьи функции входит контроль, обязано их фиксировать. А изучающему позитивный опыт интересны только недостатки, относящиеся к разряду методических ошибок, также подлежащие фиксации.

Первичный анализ урока. Перед тем как дать анализ урока, исследователь или проверяющий проводит его первичный анализ: он просматривает свои записи, обобщает их; выделяет те моменты, на которые следует обратить внимание при анали­зе урока; определяет, о чем скажет учителю, о чем умолчит; составляет план своего выступления (это важно, если урок посещали несколько человек). На конференциях и методических семинарах дает­ся время для первичного анализа. В необходимых случаях возможно оформление справки об уроке. При проведении первичного анализа уместно обра­щение к учителю с просьбой уточнить тот или иной вопрос.

Анализ урока. Процедура анализа урока на кон­ференциях и семинарах начинается с самоанализа педагога. Потом свою оценку дают посетившие урок педагоги. В зависимости от функциональных обя­занностей должностных лиц допустимы рекоменда­ции по совершенствованию методики проведения урока (например, методисты или заместители ди­ректора по научно-методической работе). Другие работники такого рода советы дают по своему усмотрению или по просьбе педагога. После ана­лиза педагог может выразить свое отношение к мнению педагогов (согласен или не согласен с кри­тикой, замечаниями и т.п.). При анализе урока не­укоснительно соблюдается правило: вначале анали­зирующий дает позитивные оценки, только затем с соблюдением педагогической этики высказывает критическое мнение. Отметим, что педагог при про­ведении открытого мероприятия, или после посе­щения урока другими работниками имеет право по­лучения информации о негативных сторонах своей работы в частной беседе. Также любой анализиру­ющий должен помнить, что умалчивание недостат­ков урока наносит существенный урон учебно-вос­питательному процессу.

При анализе урока важно соблюдение ряда дру­гих правил. Наблюдения показывают, что посеще­ние и анализ уроков сопровождаются массой нару­шений (появление директора школы в классе после звонка на урок, анализ урока через недели две по­сле посещения, посещение урока без предваритель­ного уведомления педагога и т.д. и т.п.). Каждый учитель, оказавшийся в такой ситуации, понимает, что такие факты наносят вред как эффективности образовательного процесса, так и психике педаго­га. Источник всего этого - нерегламентированность процедур посещения и анализа уроков, изучения и обобщения педагогического опыта. Правила, о которых речь шла выше, носят скорее рекомен­дательный характер, они обладают статусом лишь неписаных законов. Между тем защита учебно-вос­питательного процесса и его субъектов требует раз­работки специального регламента, содержащего правила (в том числе ограничения) посещения уро­ков и воспитательных мероприятий. Регламент дол­жен быть принят соответствующим компетентным органом (педсовет, совет директоров и пр.). Пред­лагаем примерный регламент посещения и анализа уроков, внеклассных мероприятий.

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий)

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, пе­дагоги) посещают уроки и внеклассные мероприя­тия с разрешения директора школы и учителя.

1.3. Родителям для посещения урока в классе, в котором обучаются их дети, согласия и разреше­ния учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внекласс­ного мероприятия лицами, не имеющими отноше­ния к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащими­ся других классов.

1.6. Посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий, проводимых в рамках научно-практи­ческих конференций, методических семинаров и т.п., разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам учитель имеет право просить перенести посещение урока долж­ностными лицами на другое время (болезнь учите­ля, отсутствие на уроке большого числа учащихся из-за эпидемии и т.п.).

2. Организация посещения урока или внекласс­ного мероприятия

2.1. Посещение уроков и внеклассных меропри­ятий должностными лицами регулируется специаль­ным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводит­ся до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

2.3. О посещении учитель информируется на­кануне проведения урока, допустимо сообщение о посещении в более ранние сроки (за неделю или за несколько дней).

2.4. Работники, посещающие урок или внекласс­ное мероприятие (в том числе занимающиеся изу­чением педагогического опыта), обязаны убедить­ся в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Обязательно предварительное ознакомление учителя с целями посещения урока или внеклассно­го мероприятия.

2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего урок работника (в случаях, когда урок или внеклассное мероприятие посещают работни­ки других учреждений и организаций), требовать предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом кон­троля (руководство школы и работники управления образования), может предварительно ознакомить­ся с тематическим и поурочным планом учителя, учебной программой.

2.8. Ознакомление с документами (планами, про­граммами и т.д.) других работников допускается только с разрешения учителя.

3. Ограничения в процессе наблюдений на уроке

3.1. Запрещается появление посетителя на уро­ке (внеклассном мероприятии) после его начала.

3.2. Посетителю запрещается покидать урок до его завершения.

3.3. Руководство школы может покинуть класс­ное помещение только в исключительных случаях (несчастный случай с учащимися и т.п.).

3.4. Посещающий не вправе вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

3.5. Во время урока посещающий не имеет права беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6. Посещающий урок или внеклассное меро­приятие не имеет права выражать свое отношение к учителю и учащимся (и к уроку) выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий урок работник выключает свой мобильный телефон.

3.8. При проведении письменных контрольных (самостоятельных) работ по предварительному со­глашению с учителем посещающий урок работник может наблюдать заходом выполнения заданий уча­щимися, прохаживаясь по классу.

3.9. Только в исключительных случаях должност­ное лицо может прервать урок (эвакуировать детей, если возникла угроза жизни и здоровью детей).

3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уро­ке разрешается делать только с согласия учителя и руководства школы.

4. Наблюдение учебного процесса на уроке

4.1. Посещающий урок работник ведет запись результатов наблюдения; должностные лица, име­ющие функции контроля, делают записи в специ­альных журналах (тетрадях).

4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки можно делать, не нарушая хода урока и не создавая поме­хи для восприятия содержания темы учащимися (если на запись получено разрешение учителя и ру­ководства школы).

4.3. Запрещается ведение аудио-, видеозаписей учащемуся, обучающемуся в этом же классе.

4.4. По согласованию (и с разрешения) с учите­лем и руководством школы в конце урока (но не на перемене) посещающий может задать вопросы уча­щимся или предложить выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) посещающего урок работника.

4.6. Работнику (работникам), посещающему(им) урок, в классном помещении отводится отдельный стол позади ученических парт. Посетителю не раз­решается сидеть за одной партой с учащимся.

4.7. Посещающий урок работник имеет право использовать таблицы, карты для занесения резуль­татов наблюдения.

4.8. Посещающий работник не имеет права за­держивать учащихся после звонка, извещающего об окончании урока.

5. Статус информации, полученной при посеще­нии урока

5.1. Информация, полученная входе посещения уроков и внеклассных мероприятий должностным лицом школы, обладает статусом внутренней инфор­мации; информация, полученная работниками управ­ления образования, - внутренняя информация это­го органа.

5.2. Информация об уроке работников и о дея­тельности педагога открыта для членов педагоги­ческого коллектива и управления образования.

5.3. С информацией о деятельности учителя (и об уроке) вправе ознакомиться члены педагогического коллектива и работники управления образования.

5.4. Исходя из принципа педагогической целе­сообразности и во избежание нанесения вреда учеб­но-воспитательному процессу и работе учителя ру­ководство школы и управления образования может ограничить распространение информации о педа­гогической деятельности учителя.


5.5. Категорически запрещается доведение до сведения учащихся и родителей информации об уро­ке, а также о педагогической деятельности учителя.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и педагогической деятельнос­ти учителя, могут быть использованы в средствах мас­совой информации с разрешения учителя, руковод­ства школы и управления образования и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах (в том числе учащихся).

5.7. При использовании фото, аудио-, видео­материалов в средствах массовой информации, в научных изданиях обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

6. Анализ посещенного урока

6.1. Должностные лица, посетившие урок, обя­заны дать анализ урока.

6.2. Работники других организаций могут дать анализ лишь по просьбе учителя.

6.3. Родители, исходя из интересов своего ре­бенка, имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

6.4. Посетившим урок педагогическим работни­кам дается время для первичного анализа и подго­товки текстов своего выступления.

6.5. Для анализа урока (и выступления каждого посетившего урок) отводится достаточное время, проведение анализа во время перемены запре­щается.

6.6. Анализ уроку дается в тот же день после за­нятий (или в день завершения серий посещений), проведение анализа в более поздние сроки не ре­комендуется.

6.7. В ходе анализа не разрешается выступле­ние работников, не посетивших урок; руководители школы (не посетившие урок) могут принимать учас­тие в анализе как ведущие обсуждения.

6.8. Педагог имеет право слушать выступления педагогических работников при анализе своего урока.

6.9. Учитель имеет право на проведение само­анализа своего урока перед выступлениями посе­тивших урок; он также вправе выступить с заключи­тельным словом и выражать свое согласие или несогласие с выступавшими.

6.10. Использование учителем рекомендаций, замечаний, критики, высказанных должностными лицами, обязательно.

6.11. При посещении уроков в рамках научно-практических конференций и семинаров (а также с целью изучения инновационного опыта) учитель сам решает вопрос об участии в обсуждении.

6.12. Посетивший урок исследователь обязан довести до сведения учителя свое мнение о его по­зитивном или инновационном опыте после завер­шения наблюдений.

6.13. По своему усмотрению посетившие урок работники могут дать рекомендации по совершен­ствованию учебно-воспитательного процесса.

6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответ­ствии педагогической деятельности учителя квали­фикационным требованиям той или иной категории.

7. Документы, отражающие посещение уроков

7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом докумен­та, они должны иметь признаки документа.

7.2. Сроки хранения таких документов - 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного пе­риода.

7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составле­нием справки, обладающей статусом и признаками документа.

7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содер­жанием записей посетивших урок в рамках аттеста­ции или плановых проверок.

7.5. Обязательно ознакомление учителя со все­ми документами, составленными после посещения его уроков, под роспись.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении других членов коллектива с документами о педагогической деятельности учителя (в том числе о посещенных \уроках) в компетенции руководства школы.

7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими деятельность ]педагога (в том числе его уроки).

8. Сроки действия регламента и порядок его изменения

8.1. Регламент утверждается педагогическим советом учреждения образования.

8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом образовательного учреждения.

8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.

Предлагаемый вариант регламента может быть положен в основу подобного документа (правил посещения уроков, положения о посещении уроков и др.), принимаемого компетентным органом управления образования или образовательным учреждением. Допустимо принятие документа, регламентирующего посещение уроков в образовательных учреждениях города, района, региона или республики.

Изучение опыта работы образовательных учреждений позволяет утверждать, что отсутствие доку­ментов, регламентирующих посещение уроков, делает учителя (и его урок) беззащитным. Такая ситуация является источником конфликтных ситуаций, субъективных оценок работы учителя. Поскольку любое посещение урока посторонними лицами (для учителя и его учащихся) - едва ли не настоящая стрессовая ситуация, трудно оценить вред, наносимый здоровью учащихся и учителя. Все это негативно отражается и на уровне развития системы знаний, умений и навыков учащихся.

Отметим, что настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от того, выполняется или не выполняется регламент. Известно, что никакой регламент не может нейтрализовать ханжество части руководителей, нарушение правил педагогической этики.

Именно поэтому важна разработка правил, содержащих более детальную регламентацию посещения уроков. Такие правила должны относиться к нормам поведения субъектов образовательного процесса, име­ющим скорее этический характер. Предлагаем свод правил посещения и анализа уроков, соблюдение которых, на наш взгляд, будет способствовать оздо­ровлению взаимоотношений педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Правила посещения уроков

• Руководство школы не возлагает функции кон­троля на уроках на педагога, находящегося в конф­ликтной ситуации с коллегами.

• Анализ урока начинается с позитивных оценок.

• В анализе работа учителя (и его урок) не срав­нивается с деятельностью других педагогов.

• В анализе не используются суждения типа «мне этот методический прием понравился...» и т.п., подвергающие сомнению объективность оценок.

• Анализирующий не перечисляет использован­ные методические приемы, технические средства обучения и средства наглядности, не описывает структуру урока. Такая информация вкладывается в содержание оценочных суждений.

• Анализирующий не комментирует наличие пе­дагогических явлений, он оценивает их с точки зре­ния грамотности применения.

• Оценочные суждения анализирующий форму­лирует используя научно-методическую термино­логию.

• Оценки анализирующим урок даются в кон­кретной форме с использованием уважительных форм обращения к учителю.

• Не преподающий тот же самый предмет педа­гог отказывается от анализа урока, при необходи­мости (по просьбе учителя) может дать оценку уро­ку с общепедагогических позиций.

• Должностное лицо (директор или его замести­тели), не преподающее тот же самый предмет, обя­зано дать квалифицированный анализ урока.

Каждый посещающий урок педагог должен знать содержание темы в объеме науки, лежащей в основе учебного предмета.

• В анализе применяются суждения типа «...ме­тодические приемы использованы в соответствии с требованиями педагогической науки...», «сочета­ние методических приемов соответствует принципу педагогической целесообразности...», «...этот вид самостоятельной работы учащихся организован педагогически грамотно...».

• При участии нескольких педагогов должност­ное лицо высказывает свое мнение последним.

• Анализ урока проводится под руководством «ведущего» (руководителя методического объеди­нения, кафедры или заместителя директора, кури­рующего предмет).

• Анализ урока протоколируется, ознакомление с протоколом учителя, урок которого анализировал­ся, обязательно.

• С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

• Анализирующий не повторяет оценки других выступающих, ограничиваясь высказыванием со­гласия (или несогласия) с выступавшими до него.

• Выступающий в случае несогласия с мнением других педагогов обязательно обосновывает и до­казывает правильность своей позиции.

• Каждый выступающий, как и учитель, урок ко­торого анализируется, может высказывать свою точку зрения, принимать участие в споре или дис­куссии, возникших в ходе обсуждения.

• В спорах, дискуссии не используются фразы типа «...я считаю...», применяются суждения типа «...сточки зрения методической науки ...», «...исхо­дя из требований, предъявляемых к современному уроку...».

• Перед анализом (или в ходе него) каждый пе­дагог имеет право обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

• Учитель не обязан благодарить всех, кто при­нял участие в обсуждении его урока.

«Методист» №7 2007год


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск