Скачать 439.87 Kb.
|
РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. 1.Модели учебной деятельности и их применение при изучении технологии. Метод проектов. По мнению Л.М. Перминовой, в учебном процессе ученик может занимать позиции слушателя и деятеля. Эти позиции в зависимости от технологии обучен имеют две модификации. Слушатель: а) запоминающий информацию и воспроизводящий ее как готовое знание, переданное учителем (методом рассказа, беседы, лекции) и б) размышляющий (например, в процессе проблемного изложения, дискуссии, диспута). В первом случае доминирующей является технология, основу которой составляет объяснительное или программированное обучение, во втором случае используется проблемное обучение и технологии, разработанные на его основе. Позиция деятеля также вариативна: а) деятель, работающий но образцу или в видоизмененной ситуации, и б) деятель-творец, конструирующий, преобразующий. Позиция деятеля формируется в условиях игровой технологии и других практико-ориентированных технологий обучения. Поскольку функциональная грамотность / неграмотность проявляется в деятельности и поведении человека, свидетельствует а его социальной активности либо пассивности, необходимо в процессе ее формирования у учащихся отдавать предпочтение именно практико-ориентированным технологиям обучения и ставить ученика в позицию деятеля. Между позициями ученика в учебном процессе (моделями учебной деятельности) существуют различные связи, которых требует принцип систематичности и последовательности в обучении. Например, линейная связь, позволяющая ученику восходить от слушателя запоминающего и воспроизводящего информацию к деятелю -творцу, преобразующему информацию, и это приводит к изменениям в деятельности и поведении ученика, в отношениях и самоотношении. Доминанта размышления и творчества обеспечивает его развитие. Из модификаций названных позиций могут закрепляться в опыте ученика «пары»: 1) слушатель запоминающий и воспроизводящий + деятель, работающий по образцу; 2) слушатель размышляющий + деятель-творец,- эта линия в наибольшей степени способствует развитию ученика в учебном процессе. Работа, связанная с отбором заданий для формирования функциональной грамотности, должна предусматривать использование различных моделей учебной деятельности, которые реализуются в таких технологиях, как информационно-сообщающая, проблемная и игровая. Опыт их применения для различных учебных целей показывает, что информационно-сообщающая технология способствует формированию опыта переживания и сопереживания; использование проблемной технологии способствует формированию опыта переживания, размышления и интеллектуально-нравственного выбора в нестандартных ситуациях; применение игровой технологии формирует опыт переживания, сопереживания, размышления, ответственности и самооценки за интеллектуально-нравственный выбор и практические действия Составным элементом учебной деятельности являются общие учебные умения, владение которыми является необходимым условием выполнения разных видов деятельности. К ним относятся: 1) информационные умения ( умение работать с текстом, учебником, дополнительной и справочной литературой; составлять план, тезисы, конспект; выделять главное; работать с таблицами картой, наглядными средствами; получать информацию, пользуясь аудиовидеосистемой); 2)интеллектуальные умения ( сравнение и сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация, мысленное моделирование, рефлексия); 3) организационные умения (умение ставить цель и работать в соответствии с поставленной целью, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль, работать в определенном темпе, самокоррекция, самоанализ и взаимоконтроль, самооценка); 4) коммуникативные умения (задавать вопросы и отвечать на вопросы, участвовать в беседе, дискуссии, диспуте; рецензировать ответы; строить рассказ, т.е. умение описывать, объяснять и прогнозировать явления, события; участвовать в диалоге и полилоге). Совокупность общеучебных умений как гетерфункциональной системы позволяет ученику научиться грамотно использовать функции научного и прикладного значения - описательную, объяснительную, предсказательную как предпосылку к овладению научным методом. Общеучебные умения и навыки имеют большое значение в процессе изучения предмета «технология», - на это указывает содержание учебной программы и образовательные стандарты первого поколения. Метод проектов. Для развития творческих способностей учащихся используют метод проектов, имеющий вековую историю: его корни кроются в американской школе и педогигике (Дж. Дьюи, Е. Паркхерст, Килпатрик), в истории развития отечественной школы (20-е гг ХХ в., лабораторно-бригадный метод). При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность. Метод проектов — это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений. Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия. Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудно осуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся — снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук — имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений. Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач. Посредством метода проекта мне удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и «делания». Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и, развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта. Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются в практической деятельности. 2. Пути формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии на примере модуля «вязание крючком». Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года. Задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Познавательные:
Развивающие:
Мотивационные:
Эстетические:
Социально-педагогические:
В предлагаемых конспектах занятий по вязанию необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчет, убавление, прибавление петель), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков. Для детей важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также, необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В конспектах занятий по вязанию отражены не только условия и среда активного освоения процесса вязания учащимися, но и предоставлена возможность творческого поиска. Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение. Дидактический цикл обучения технологии вязания крючком. Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность. Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:
Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков. Модули обучения Обучение включает в себя два модуля: |