Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 439.87 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации15.04.2014
Размер439.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4
РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
1.Модели учебной деятельности и их применение при изучении технологии. Метод проектов.
По мнению Л.М. Перминовой, в учебном процессе ученик может занимать позиции слушателя и деятеля. Эти позиции в зависимости от технологии обучен имеют две модификации. Слушатель: а) запоминающий информацию и воспроизводящий ее как готовое знание, переданное учителем (методом рассказа, беседы, лекции) и б) размышляющий (например, в процессе проблемного изложения, дискуссии, диспута). В первом случае доминирующей является технология, основу которой состав­ляет объяснительное или программированное обучение, во втором случае используется проблемное обучение и технологии, разрабо­танные на его основе.

Позиция деятеля также вариативна: а) деятель, работающий но образцу или в видоизмененной ситуации, и б) деятель-творец, конст­руирующий, преобразующий. Позиция деятеля формируется в услови­ях игровой технологии и других практико-ориентированных техноло­гий обучения. Поскольку функциональная грамотность / неграмотность проявляется в деятельности и поведении человека, свидетельствует а его социальной активности либо пассивности, необходимо в процессе ее формирования у учащихся отдавать предпочтение именно практико-ориентированным технологиям обучения и ставить ученика в позицию деятеля.

Между позициями ученика в учебном процессе (моделями учебной деятельности) существуют различные связи, которых требу­ет принцип систематичности и последовательности в обучении. На­пример, линейная связь, позволяющая ученику восходить от слуша­теля запоминающего и воспроизводящего информацию к деятелю -творцу, преобразующему информацию, и это приводит к изменени­ям в деятельности и поведении ученика, в отношениях и самоотно­шении. Доминанта размышления и творчества обеспечивает его раз­витие. Из модификаций названных позиций могут закрепляться в опыте ученика «пары»: 1) слушатель запоминающий и воспроизво­дящий + деятель, работающий по образцу; 2) слушатель размыш­ляющий + деятель-творец,- эта линия в наибольшей степени способ­ствует развитию ученика в учебном процессе. Работа, связанная с отбором заданий для формирования функциональной грамотности, должна предусматривать использование различных моделей учебной деятельности, которые реализуются в таких технологиях, как инфор­мационно-сообщающая, проблемная и игровая. Опыт их применения для различных учебных целей показывает, что информационно-сообщающая технология способствует формированию опыта пере­живания и сопереживания; использование проблемной технологии способствует формированию опыта переживания, размышления и интеллектуально-нравственного выбора в нестандартных ситуациях; применение игровой технологии формирует опыт переживания, со­переживания, размышления, ответственности и самооценки за ин­теллектуально-нравственный выбор и практические действия

Составным элементом учебной деятельности являют­ся общие учебные умения, владение которыми является необходи­мым условием выполнения разных видов деятельности. К ним отно­сятся: 1) информационные умения ( умение работать с текстом, учебником, дополнительной и справочной литературой; составлять план, тезисы, конспект; выделять главное; работать с таблицами картой, наглядными средствами; получать информацию, пользуясь аудиовидеосистемой); 2)интеллектуальные умения ( сравнение и сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация, мысленное моделирование, рефлексия); 3) организационные умения (умение ставить цель и работать в соответствии с поставленной целью, пла­нировать деятельность, осуществлять самоконтроль, работать в оп­ределенном темпе, самокоррекция, самоанализ и взаимоконтроль, самооценка); 4) коммуникативные умения (задавать вопросы и отве­чать на вопросы, участвовать в беседе, дискуссии, диспуте; рецензи­ровать ответы; строить рассказ, т.е. умение описывать, объяснять и прогнозировать явления, события; участвовать в диалоге и полило­ге). Совокупность общеучебных умений как гетерфункциональной системы позволяет ученику научиться грамотно использовать функ­ции научного и прикладного значения - описательную, объяснитель­ную, предсказательную как предпосылку к овладению научным ме­тодом. Общеучебные умения и навыки имеют большое значение в процессе изучения предмета «технология», - на это указывает содержание учебной программы и образовательные стандарты первого поколения.
Метод проектов.

Для развития творческих способностей учащихся используют ме­тод проектов, имеющий вековую историю: его корни кроются в американской школе и педогигике (Дж. Дьюи, Е. Паркхерст, Килпатрик), в истории развития отечественной школы (20-е гг ХХ в., лабораторно-бригадный метод).

При выборе проектного задания необходимо учитывать его прак­тическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого от­дельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают поясни­тельной запиской, в которой излагают содержание проектного зада­ния и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной ра­боты, ее грамотность и эффективность.

Метод проектов — это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.
Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся.

Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудно осуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п.

Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся — снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук — имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса.
Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач. Посредством метода проекта мне удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и «делания». Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и, развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.

На втором этапе все идеи проверяются в практической деятельности.

2. Пути формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии на примере модуля «вязание крючком».
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей,

возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности дости­гается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных цен­ностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной дея­тельности, могут являться потенциальными разрушителями куль­турных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась катего­рия разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способ­ностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кис­точки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, выши­вать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, по­зитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру пове­дения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидатель­ную, эстетически значимую творческую деятельность.

Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать стремление к углублению знаний;

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

  • развивать индивидуальные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;

  • формировать чувство коллективизма, гражданственности;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным тради­циям;

  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладно­му творчеству

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, само­стоятельность;

  • формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;

  • создавать условия для социального, профессионального са­моопределения учащихся.

Мотивационные:

  • создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

  • развивать активную деятельность.

Эстетические:

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;

  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Социально-педагогические:

  • формирование общественной активности, реализация в социуме;

  • формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

В предлагаемых конспектах занятий по вязанию необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по мате­матике (расчет, убавление, прибавление петель), черчению (по­строение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уро­ках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.

Для детей важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое обще­ственное признание. Им также, необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.

В конспектах занятий по вязанию отражены не только условия и среда активного освоения процесса вязания учащимися, но и пре­доставлена возможность творческого поиска. Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умени­ях, а также имеет огромное воспитательное значение.

Дидактический цикл обучения технологии вязания крючком.

Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.

Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профес­сиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следую­щие этапы педагогической технологии:

  • диагностические исследования личности учащихся;

  • целеполагания;

  • организационно-деятельностный этап;

  • этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, пере­ходящей в самооценку;

  • анализ конечного результата, рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечи­вает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.

Модули обучения

Обучение включает в себя два модуля:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск