Скачать 29.6 Kb.
|
Организация исследовательской деятельности обучающихся младших классов на уроках окружающего мира с использованием ИКТ. Игольницына Наталья Станиславовна, учитель начальных классов БОУ СМР «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Сокол Вологодской области. Окружающий мир – один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Интересен он тем, что учитель и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности. Во всех образовательных программах закладываются навыки исследовательской деятельности через проведение экскурсий, демонстрацию опытов и полевые практикумы. В то же время, трудность выполнения многих образовательных задач связана с невозможностью успешной демонстрации некоторых природных явлений в классе из-за того, что в младшем школьном возрасте ещё плохо развито абстрактное мышление. Здесь на помощь приходит компьютер, как средство обучения. Например, чтобы дети в третьем классе усвоили понятие «сеть питания» на уроке по теме «Невидимая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу», нужно организовать исследование по изучению и составлению пищевой сети в дубраве. Совместно с учителем дети ставят задачу урока и составляют план исследования. Для сбора информации можно «совершить» прогулку в дубовый лес, используя интерактивную панораму. После увиденного, работая в паре на компьютере, обучающиеся моделируют цепи питания. Во время проверки они отражаются на экране, что помогает детям наглядно увидеть сеть питания и самостоятельно сделать вывод о взаимосвязях в дубовом лесу. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроках. На таких уроках компьютерные мультимедийные программы выступают в роли источника знаний. Таким образом, каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, что способствует формированию навыков исследовательской деятельности на уроке. Урок по формированию навыков исследовательской деятельности распадается на следующие этапы: 1. актуализация опорных знаний; 2. постановка проблемной задачи; 3. возникновение проблемной ситуации и ее анализ; 4. решение или поиск решения с использованием компьютера; 5. вывод. Работа по организации исследовательской деятельности обучающихся в моём классе была начата с первого года обучения в школе. Дети учились наблюдать, сравнивать, работать с иллюстративным материалом. Учитывая, что у первоклассников способность концентрировать внимание невысока, работу по сбору информации нужно было проводить быстро, в данном случае я использовала мультимедийную презентацию, видеофрагмент, интерактивную панораму. Так, на уроке по теме «Где живут белые медведи» дети «побывали» в Северном Ледовитом океане, а благодаря интерактивной панораме, обсудили условия обитания животных. На этапе обобщения полученной информации, обучающиеся «заселяли» море. Детям были предложены картинки с изображением разных животных, им нужно было выбрать только тех, которые живут рядом с белым медведем. Эту работу ребята успешно выполнили на компьютере. От класса к классу у детей формируются навыки исследовательской деятельности: очень важно в 1 классе научить детей высказывать свои определения; во 2 классе большое внимание уделяется искусству задавать вопросы, умению конструировать гипотезу, высказывать суждения и делать выводы; в 3 классе совершенствуется владение основными методами исследования. На выходе из начальной школы большинство обучающихся умеют видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдение, высказывать суждения, делать умозаключения. Наиболее оптимальная организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ возможна при изучении следующих тем: 1. «Где живут белые медведи»; 2. «Невидимые нити» (экологические связи); 3. «Невидимая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу»; 4. «Взаимосвязи в природе». При этом применять средства ИКТ целесообразно только в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их. Таким образом, организация исследовательской деятельности с применением ИКТ на уроках окружающего мира способствует повышению качества знаний и формированию универсальных учебных действий. |